Кафедра экономической теории и корпоративного управления

Учебно-методическое пособие

Стратегический план организации. Теория и практика

Сыктывкар 2015

УДК.338.262.3

Фролова Л.Н.

Стратегический план организации. Теория и практика: учебно-методическое пособие. – Сыктывкар: СыктГУ им. Питирима Сорокина. – 105 с.

В учебно-методическом пособии изложены основные теоретические и методические положения разработки ключевого элемента системы стратегического менеджмента организации – стратегического плана. Пособие включает цель и задание по разработке стратегического плана, порядок и ясные рекомендации по его составлению, а также конкретные пояснения к разделам стратегического плана, раскрывающие содержание процессов стратегического планирования. Приводятся примеры разработки стратегического плана для реальных организаций социально-культурной сферы и деревообработки. Пособие может быть использовано при подготовке к практическим занятиям при выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ.

Соответствует Федеральному образовательному стандарту высшего образования, предназначен для студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Туризм» (уровень бакалавриата), «Менеджмент» (уровень магистратуры).

Содержание

Введение. 3

1. Задание. 7

2. Краткая общая характеристика экономической организации: 11

3. Миссия организации. 17

4. Цели организации. 24

5. Анализ внешней среды (изучение создаваемых ей угроз и возможностей) 27

6. Анализ состояния организации: её сильные и слабые стороны.. 43

7. Разработка комплекса стратегии (предварительный вариант) 53

8. Оценка выбранных стратегий, отсев неосуществимых и неэффективных, ранжирование стратегий. 58

9. Детализация стратегий до уровня “цель – задачи - мероприятия”. 67

10. Детализация стратегий и входящих в них мероприятий до уровня планов действий подразделений и конкретных исполнителей. 72

11. Финансовое обоснование выбранных стратегий (анализ затрат и результатов) 76

12. Определение общей (базовой) стратегии развития, конкурентной стратегии и функциональных стратегий организации. 84

Список рекомендуемой литературы.. 102

Введение

Государственные федеральные образовательные стандарты нового поколения базируются на компетентностном подходе, что требует подготовки соответствующей учебной и методической литературы.

Учебная дисциплина «Стратегический менеджмент в туризме» в составе учебных дисциплин направления подготовки «Туризм» является обязательной для подготовки бакалавров, что делает необходимым систематизацию знаний и приобретение опыта по указанной дисциплине, а также для обеспечения формирования соответствующих компетенций на уровне бакалавриата. Курс «Стратегический менеджмент в туризме» для студентов направления подготовки «Туризм» является интегрирующим курсом, который объединяет различные разделы дисциплин: «Менеджмент в туризме», «Маркетинг в туризме», «Финансовый менеджмент», «Информатика».

Учебная дисциплина «Стратегическое планирование на предприятии» в структуре программы магистратуры «Менеджмент» относится к дисциплинам по выбору. Курс «Стратегическое планирование на предприятии» детализирует и конкретизирует набор знаний и умений, приобретенных в результате освоения таких дисциплин как: «Менеджмент (продвинутый уровень)», «Современный стратегический анализ», «Управление корпорациями», «Управление малыми и средними предприятиями», «Теория организации и организация нововведений». Полученные в процессе обучения знания, навыки и умения по дисциплине «Стратегическое планирование на предприятии» необходимы для освоения ряда последующих дисциплин: «Управление корпоративными проектами», «Стратегия развития кадрового потенциала корпорации», «Реструктуризация и реорганизация корпорации» и для прохождения организационно-управленческой практики.

Сложная, быстро и динамично изменяющаяся, с большим количеством переменных, внешняя среда российских предприятий, в т.ч. организаций в туристской сфере, связанная с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса, изменением геополитических факторов, обуславливает возрастание важности стратегического планирования. Руководителям предприятий и организаций, действующим в этой обстановке, необходимы методы и инструменты управления, созданные для работы в условиях непредсказуемости деловой среды. Практика стратегического планирования достаточно индивидуальна, поэтому ее трудно внедрять.

Решать задачу поддержания баланса между организацией и внешней средой позволяет стратегический менеджмент на основе рационального планирования. Менеджеры организаций, функционирующие в любой сфере деятельности, чтобы обеспечить динамичное развитие своего бизнеса разрабатывают перспективные планы. В стратегических планах, лица, принимающие стратегические решения, выстраивают свое видение перспектив развития организации. Организация стремится для достижения своих целей максимально использовать все внутренние преимущества и возможности, устраняя имеющиеся недостатки и слабости. Отсюда велика потребность в новом поколении менеджеров для сферы туризма, обладающих стратегическим мышлением и умением принимать стратегические решения, что позволяет менеджерам создавать и развивать организацию именно такой, какой они ее видят.

Автор видит свою задачу в том, чтобы дать ясное представление о сущности стратегического планирования на уровне экономической организации (в т.ч. туристской) и показать интегрированный подход к разработке стратегического плана независимо от вида деятельности организации и отраслевой принадлежности. Именно стратегический план является главным условием устойчивого развития и сохранения конкурентоспособности организации в долгосрочной перспективе.

Отличительные особенности учебно-методического пособия:

- В данном учебно-методическом пособии дается разработанный, логичный и простой материал, имеющий межотраслевой характер и готовый к использованию и внедрению;

- Рассматриваются практические аспекты стратегического планирования экономической организации, в т.ч. в индустрии туризма;

- Дается ответ на вопрос «Как разработать и внедрить технологические процедуры стратегического планирования?»;

- Предлагается комплект форм для стратегического планирования [19];

- Описываются примеры использования данного комплекта документов стратегического плана, разработанного студентами 4 курса направления подготовки «Туризм» (уровень «Бакалавриата») под руководством автора учебно-методического пособия на основе трех реальных организаций: ГАУ РК «Центр культурных инициатив «Югор» (Журбенко К., Мяндина К., Нагиева Н., Чердакова Д.); «DANCE STUDIO Оксаны Трубецкой» (Архипова А., Сысуев М., Канева Т., Ефимова Н.); Кафе «Cafeshion» (Сергеева А., Бережная Е.).

Представленное учебно-методическое пособие основано на своем опыте преподавательской деятельности, изучения зарубежной теории и практики стратегического планирования, а также опыта отечественных предприятий.

Учебно-методическое пособие направлено на достижение 3х основных целей:

1. Обеспечение правильности понимания теоретических положений учебных курсов «Стратегический менеджмент в туризме» и «Стратегическое планирование на предприятии»;

2. Получение практических навыков применения знаний для решения прикладной задачи «Разработать проект стратегического плана»;

3. Оказать методическую помощь студентам при подготовке к экзамену в процессе разработки проекта плана.

Характер изложения в учебно-методическом пособии учитывает специфику подготовки по направлениям подготовки «Туризм» и «Менеджмент», необходимость развития способности научного подхода к анализу и решению сложных стратегических проблем.

Задачи учебно-методического пособия по разработке проекта стратегического плана организации:

- Соединить теорию и практику стратегического планирования;

- Уяснить более глубоко и детально сущность стратегического планирования;

- Освоить технологию стратегического планирования;

- Получить опыт разработки форм документов стратегического плана;

- Отработать схему стратегического плана на основе материалов реальных организаций всех организационно-правовых форм и их структурных подразделений;

- Обеспечить реалистичное осознание перспектив организации.

Целевая аудитория:

Данное учебно-методическое пособие ориентировано, в первую очередь, на студентов, обучающихся по направлению «Туризм» (уровень бакалавриата), а также на обучающихся по направлению подготовки «Менеджмент» (уровень магистратуры магистерской программы «Стратегическое управление бизнесом»), которые должны глубоко ознакомиться с практическим инструментарием стратегического планирования в рамках обучения по программам бакалавриата и магистратуры.

Материалы учебно-методического пособия могут быть использованы в следующих учебных целях:

- В базовых курсах подготовки бакалавров по направлению подготовки «Туризм» в курсе «Стратегический менеджмент в туризме» и магистров по направлению подготовки «Менеджмент» в курсе «Стратегическое планирование на предприятии»;

- На практических и лабораторных занятиях;

- При выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ;

- В программах повышения квалификации специалистов организаций.

Совокупность конкретных приемов и методов процедуры стратегического планирования, схемы, таблицы, примеры, включенные в данное учебно-методическое пособие, значительно облегчают познание процесса планирования в организации. Предлагаемый комплект форм для стратегического планирования является одним из множества вариантов подхода к разработке новых стратегий.

Автор надеется, что учебно-методическое пособие поможет студентам приобрести знания по планированию производственной и коммерческой деятельности организации, которые потребуются в практической работе по обоснованию и реализации предпринимательских проектов (стратегических планов).

Результатом разработки стратегического плана должно быть превращение общетеоретических знаний в реальную и эффективную стратегию.

Задание

В процессе освоения дисциплин «Стратегический менеджмент в туризме» и «Стратегическое планирование на предприятии» используются инновационная технология активного обучения квазипрофессиональной деятельности студентов, а именно: метод проекта. Результатом обучения на основе проектной технологии является освоение её обучающимися, а затем умение применить в своей практической деятельности в организациях малого и среднего бизнеса, как инструмента выявления рыночных возможностей организации и разработки стратегического плана. Проект является инструментом построения сначала своего образовательного, а затем и жизненного проекта в процессе профессиональной деятельности.

Тип проекта стратегического плана – групповой, межпредметный мини-проект, практико-ориентированный, исследовательский, творческий.

Одновременно в рамках проектной деятельности реализуются и такой инновационный метод обучения как тренинг коммуникативности (обучение аудитории в процессе взаимодействующей малой группы).

Проект по разработке стратегического плана выполняется студентами в команде в рамках практических занятий и самостоятельной работы.

Этапы разработки стратегического плана в команде:

1. Формирование команды.

2. Выбор командного объекта стратегического планирования (предприятия).

3. Определение направлений сбора информации, её анализа, форм отчета по разделам стратегического плана. Распределение обязанностей и заданий между членами команды.

4. Сбор и анализ информации.

5. Оформление отчетного материала в виде текстового содержания разделов и документов стратегического плана.

6. Анализ полученных показателей и расчетов, оценка проекта.

7. Представление презентации стратегического плана.

8. Защита.

9. Подведение итогов.

План практических занятий:

1) Инструктаж по выполнению задания: постановка цели задания, пояснение содержания, установка сроков исполнения, требования к результатам работы, критерии оценок, предупреждение о типичных ошибках.

2) Обсуждение результатов проектной деятельности студентов в рамках самостоятельной работы.

3) Презентация и защита проектов стратегического плана.

Оценка за разработку проекта стратегического плана

Критерии оценки защиты и презентации стратегического плана:

- Полное выполнение всех требований по структуре и содержанию разделов;

- Представление текстовой части плана;

- Представление расчетной части;

- Презентация с применением MS Power Point;

- Доклад мини-группы (команды);

- Ответы на вопросы преподавателя и коллег-студентов.

Требования к презентации:

- 9-10 слайдов в программе Power Point;

- Краткая характеристика предприятия и его продукции (или услуги);

- Рынок – клиенты и конкуренты, конкурентные преимущества;

- Наиболее значимые угрозы, возможности, сильные, слабые стороны;

- Миссия (развернутая, короткая, в виде схемы);

- Цели (кратко-, средне-, долгосрочные);

- Наиболее эффективные и реально осуществимые стратегии;

- Финансовое обоснование стратегий;

- Общая (базовая) стратегия развития, функциональные стратегии;

- Конкурентная стратегия;

- Использовать наглядный материал: диаграммы, таблицы или графики;

- Выступление не более 15 мин.;

- Фиксировать основные положения в начале и в конце выступления.

Критерии оценки за проект:

«отлично» - полное выполнение всех требований методических указаний по разработке проекта плана, а также дополнительные исследования с использованием методов стратегического анализа; готов к апробации.

«хорошо» - выполнение всех требований по разработке проекта, но без достаточной детализации расчетов и обоснований выбора стратегий; требует доработки в отдельных разделах.

«удовлетворительно» - выполнение требований в неполном объеме; требует значительной доработки.

Выполнение задания должно быть основано на базе использования: законодательно-нормативных актов, регулирующих деятельность соответствующей организации; научной и учебной литературы по стратегическому менеджменту; отечественного и зарубежного опыта разработки стратегического плана; Интернет-ресурсов.

В современных сложных экономических условиях, в ситуации нестабильности на мировых и российских рынках возрастает актуальность выработки правильной, эффективной стратегии. Российский бизнес переходит на более короткое и гибкое стратегическое планирование, более частый пересмотр стратегии. Российские компании чаще разрабатывают стратегии не в виде четкого плана действий, а применяют сценарный подход, предусматривающий выделение нескольких направлений для стратегического планирования. В условиях высокой непредсказуемости будущего изменение подходов к стратегическому планированию – правильная практика. Но с позиции обучения основам стратегического планирования необходимо студентам освоить весь цикл и последовательность разработки стратегического плана, получить опыт составления всех стратегических документов.

Задание: Разработать проект стратегического плана экономической организации, который должен включать разделы, указанные ниже.

2. Краткая общая характеристика экономической организации:

Организационно – правовая форма; отраслевая принадлежность; место расположение; виды деятельности, продукции, услуг, работ; поставщики; основные потребители; особенности технологического процесса, сырьевой базы, ценообразования; проблемы и другие особенности. Объём характеристики не лимитируется.

Пример 1 (ГАУ РК «Югор»):

Наши рекомендации