По менеджменту качества в индустрии гостеприимства
ПРОГРАММА
УчебнОЙ практикИ
По МЕНЕДЖМЕНТУ КАЧЕСТВА В ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА
для специальности 1-89 01 01 «Туризм и гостеприимство»
Минск 2014
СОСТАВИТЕЛЬ:
О.И.Фоменок, преподаватель кафедры менеджмента туризма и гостеприимства Института туризма учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры»
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
В.Е.Подлисских, заведующий кафедрой спортивного и рекреационного туризма учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры», кандидат биологических наук;
В.Н.Новиков, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин в туризме и гостеприимстве Института туризма учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры», доктор философских наук, доцент
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
кафедрой менеджмента туризма и гостеприимства Института туризма учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры» (протокол от 17.02.2014 № 9);
советом факультета туризма и гостеприимства Института туризма учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры» (протокол от 19.03.2014 № 7);
научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры» (протокол
от 17.06.2014.2014 № 9)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебной практики по менеджменту качества в индустрии гостеприимства разработана для студентов, обучающихся по специальности
1-89 01 01 «Туризм и гостеприимство», в соответствии с требованиями образовательного стандарта ОСВО 1-89 01 01-2013и учебного плана вышеуказанной специальности.
Учебная практика проводится в соответствии с Положением «О практике студентов, осваивающих содержание образовательных программ I ступени получения высшего образования в учреждении образования «Белорусский государственный университет физической культуры», утвержденным ректором университета 01.10.2013 № 26-12-20, (далее – Положение о практике студентов).
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Цель практики: углубление и закрепление теоретических знаний, овладение практическими умениями и навыками, подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности по специальности.
Задачи практики:
– расширение и закрепление практических навыков управления системами менеджмента качества на предприятиях туризма и гостеприимства;
– формирование умений по разработке документации по качеству, руководств по качеству, карт процессов, стандартов качества;
– формирование умений по оценке эффективности системы процессов организации и их совершенствованию;
– формирование умений по разработке инструментария, измерения потребительской удовлетворенности клиентов, иных заинтересованных сторон;
– формирование умений по решению производственных проблем в рамках систем менеджмента качества;
– оказание практической помощи организациям индустрии гостеприимства в вопросах совершенствования различных сторон и аспектов качества;
– формирование и закрепление у студентов стойкой приверженности базовым принципам менеджмента качества и постоянного совершенствования;
– ознакомление с организационной и административной структурой гостиничного предприятия и его материально-технической базой;
– изучение документального сопровождения деятельности предприятий индустрии гостеприимства;
– изучение современных методов обслуживания туристов гостинично-ресторанными предприятиями различных категорий;
– овладение основными навыками в сфере общения и обслуживания туристических групп и индивидуальных клиентов;
– изучение современных технологий, методов, способов организации качественного приема и обслуживания отечественных и иностранных туристов на опыте ведущих гостинично-ресторанных предприятий, международных и национальных туристических центров;
– ознакомление с современными международными системами резервирования и бронирования туристических услуг.
ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
СТУДЕНТОВ И УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ КАЧЕСТВА
В ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА
В результате прохождения практики по менеджменту качества в индустрии гостеприимства формируются следующие компетенции:
академические:
– уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач;
– владеть системным и сравнительным анализом;
– уметь работать самостоятельно;
– проявлять инициативу и креативность, в том числе в нестандартных ситуациях;
– иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером;
– обладать навыками устной и письменной коммуникации;
– уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни;
социально-личностные:
– обладать способностью к межличностным коммуникациям;
– быть способным к критике и самокритике;
– уметь работать в команде;
– обладать чувством ответственности;
профессиональные:
– организовывать работу малых коллективов исполнителей для достижения поставленных целей, планировать фонды оплаты труда;
– контролировать и поддерживать трудовую и производственную дисциплину;
– составлять документацию (графики работ, инструкции, планы, заявки, деловые письма и т.п.), а также отчетную документацию по установленным формам;
– пользоваться глобальными информационными ресурсами;
– владеть современными средствами телекоммуникаций;
– анализировать и оценивать собранные данные;
– осуществлять серийное освоение результатов инновационного проектирования, проводить эффективную туроператорскую, турагентскую, физкультурно-спортивную, рекреационно-оздоровительную, культурно-развлекательную деятельность по формированию, продвижению и реализации конкурентоспособной туристической продукции и услуг;
– обеспечивать информационное сопровождение экскурсионных услуг на понятном для иностранных туристов языке;
– планировать направление научно-исследовательских работ в сфере туризма;
– осуществлять эффективную организацию сервиса размещения, питания, развлечения, лечения и оздоровления, экскурсионно-сопроводительного, социокультурного и транспортного обслуживания туристов.
В результате студент должен
знать:
– основные понятия и категории менеджмента качества, эволюцию качества как управленческой концепции;
– методологию, методы и технологии обеспечения качества, систему современных стандартов ISO 9000:2000, ISO 9001:2008;
– современные архитектурно-строительные тенденции гостиничных зданий, особенности меблировки и эстетическое оформление внутренних помещений предприятий питания и размещения;
– основы обслуживания на предприятиях индустрии гостеприимства;
– основные инженерные сети, коммуникации, внутренний дизайн гостиничных и ресторанных предприятий;
уметь:
– управлять внедрением систем менеджмента качества на предприятиях индустрии туризма и гостеприимства;
– решать производственные проблемы в системах менеджмента качества;
– проводить экономические и статистические расчеты, определять эффективность внедрения систем менеджмента качества;
– разрабатывать документацию по качеству согласно системе стандартов ISO 9001:2008, в том числе политику в области качества, руководства по качеству, карту процессов;
– разрабатывать инструментарий, осуществлять измерение потребительской удовлетворенности;
– осуществлять управление персоналом, мотивировать людей на цели, связанные с качеством;
– составить заказ на оснащение помещений гостиниц и ресторанов технологическим оборудованием;
– составить и предложить меню блюд и напитков, сервировать стол, качественно обслужить клиента;
владеть:
– способностью применения полученных знаний в своей будущей работе;
– основами управления на предприятиях индустрии гостеприимства, методами экономической и финансовой деятельности;
– основными концепциями, приемами и методами менеджмента качества;
– системным и сравнительным анализом;
– навыками устной и письменной коммуникации;
– способностью к межличностным коммуникациям и современными средствами телекоммуникаций.
Практика проводится в соответствии с Положением о практике студентов в сроки, устанавливаемые рабочим планом-графиком образовательного процесса на учебный год, в течение 1 недели. Практика рассчитана на общее количество часов – 54, из них практические занятия – 36 часов.
Формой текущей аттестации студентов по практике является дифференцированный зачет.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов | Всего часов по видам деятельности |
Раздел I. Общая характеристика системы менеджмента качества организации: политика в области качества | |
Раздел II. Стандарты качества, реализуемые в организации | |
Раздел III. Изучение, оценка эффективности системы процессов организации | |
Раздел IV. Разработка инструментария, измерение, оценка потребительской удовлетворенности клиентов (иных заинтересованных сторон) организации | |
Раздел V. Индустрия туризма и гостеприимства как объект управления | |
Раздел VI. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы менеджмента качества организации | |
Итого |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
РЕАЛИЗУЕМЫЕ В ОРГАНИЗАЦИИ
Технические, технологические стандарты: санитарные, гигиенические нормы; стандарты комфорта; комплектация/чистота номера; внешний и внутренний дизайн; функционирование оборудования и др.
Стандарты обслуживания: стандарты общения с клиентами; бронирование номера; парковка у гостиницы; рецепция; вселение в номер; услуги горничной; сервис в ресторане; внешний вид сотрудников т.д.
Предварительная оценка качества и полнота стандартов, применяемых в организации-базе практики, разработка рекомендаций по их совершенствованию.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
1. Баумгартен, Л. В. Управление качеством в туризме. Практикум : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л. В. Баумгартен. – М. : КНОРУС, 2008. – 288 с.
2. Ильенкова, С. Д. Управление качеством: учебник / Н. Д. Ильенкова ; под ред. С. Д. Ильенковой. – М. : ЮНИТИ, 1998. – 126 с.
3. Международный стандарт ISO 9001:2000: Системы менеджмента качества – общие требования [Электронный ресурс]. – 2000. – Режим доступа : http://www.leanzone.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=182:-iso-9000-&catid=41:2008-12-22-17-57-43&Itemid=90. – Дата доступа : 01.03.2001.
4. Международный стандарт ISO 9004:2000: системы качества – руководство по разработке, реализации и совершенствованию [Электронный ресурс]. – 2000. – Режим доступа : http://www.iso.org/iso. – Дата доступа : 16.07.2001.
5. Statistica-Book: [Electronic resource]. – StatSoft, Inc., 2001. – Mode of access : http://www.statsoft.ru. – Date of access : 04.01.2002.
Дополнительная
6. Анисимов, В. П. Метрология, стандартизация и сертификация (в сфере туризма) : учеб. пособие / В. П. Анисимов, А. В. Яцук. – М. : Альфа-Книга, 2006. – 252 с.
7. Балаева, О. Н. Эра услуг: требуются профессионалы / О. Н. Балаева, М. Д. Предводителева // Бизнес-образование. – 2002. – № 2.
8. Имаи, М. Кайдзен ; пер с англ. / М. Имаи. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2006.
9. Лайкер, Джеффри. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира : пер. с англ. / Джеффри Лайкер. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. – 402 с.
10. Москвин, В. А. Управление качеством в бизнесе / В. А. Москвин. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 384 с.
11. Разуванов, В. М. Менеджмент качества в туризме : пособие / В. М. Разуванов, Л. В. Сакун, А. Н. Цепелева ; Белорус. гос. ун-т. физ. культуры. – Минск : БГУФК, 2008. – 92 с.
12. Харрингтон, Дж. Совершенство управления процессами /
Дж. Харрингтон. – М. : Стандарты и качество, 2007. – 232 с.
13. Хилл, Н. Измерение удовлетворенности потребителя по стандарту ИСО 9000:2000 / Н. Хилл, Б. Сельф, Г. Роше. – М. : Экономика, 2004.
14. Холп, Л. Что такое «шесть сигм»? Революционный метод управления качеством : пер. с англ. / Л. Холп, П. Панде. – 3-е изд. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2006. – 158 с.
15. Чернышев, Б. Менеджмент в сервисной экономике: сущность и содержание / Б. Чернышев // Проблемы теории и практики управления. – 2004. – № 1. – С. 107–113.
16. Шапиро, В. Д. Управление качеством : учеб. пособие / В. Д. Шапиро, И. И. Мазур, Н. Г. Ольдерогге ; под ред. И. И. Мазура. – 4-е изд., стер. – М. : Омега-Л, 2007. – 664 с.
17. Щепетова, С. Е. Система экономики качества / С. Е. Щепетова,
Ю. П. Адлер. – М. : Стандарты и качество, 2005. – 184 с.
ПРОГРАММА
УчебнОЙ практикИ
по МЕНЕДЖМЕНТУ КАЧЕСТВА В ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА
для специальности 1-89 01 01 «Туризм и гостеприимство»
Минск 2014
СОСТАВИТЕЛЬ:
О.И.Фоменок, преподаватель кафедры менеджмента туризма и гостеприимства Института туризма учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры»
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
В.Е.Подлисских, заведующий кафедрой спортивного и рекреационного туризма учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры», кандидат биологических наук;
В.Н.Новиков, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин в туризме и гостеприимстве Института туризма учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры», доктор философских наук, доцент
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
кафедрой менеджмента туризма и гостеприимства Института туризма учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры» (протокол от 17.02.2014 № 9);
советом факультета туризма и гостеприимства Института туризма учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры» (протокол от 19.03.2014 № 7);
научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры» (протокол
от 17.06.2014.2014 № 9)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебной практики по менеджменту качества в индустрии гостеприимства разработана для студентов, обучающихся по специальности
1-89 01 01 «Туризм и гостеприимство», в соответствии с требованиями образовательного стандарта ОСВО 1-89 01 01-2013и учебного плана вышеуказанной специальности.
Учебная практика проводится в соответствии с Положением «О практике студентов, осваивающих содержание образовательных программ I ступени получения высшего образования в учреждении образования «Белорусский государственный университет физической культуры», утвержденным ректором университета 01.10.2013 № 26-12-20, (далее – Положение о практике студентов).
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Цель практики: углубление и закрепление теоретических знаний, овладение практическими умениями и навыками, подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности по специальности.
Задачи практики:
– расширение и закрепление практических навыков управления системами менеджмента качества на предприятиях туризма и гостеприимства;
– формирование умений по разработке документации по качеству, руководств по качеству, карт процессов, стандартов качества;
– формирование умений по оценке эффективности системы процессов организации и их совершенствованию;
– формирование умений по разработке инструментария, измерения потребительской удовлетворенности клиентов, иных заинтересованных сторон;
– формирование умений по решению производственных проблем в рамках систем менеджмента качества;
– оказание практической помощи организациям индустрии гостеприимства в вопросах совершенствования различных сторон и аспектов качества;
– формирование и закрепление у студентов стойкой приверженности базовым принципам менеджмента качества и постоянного совершенствования;
– ознакомление с организационной и административной структурой гостиничного предприятия и его материально-технической базой;
– изучение документального сопровождения деятельности предприятий индустрии гостеприимства;
– изучение современных методов обслуживания туристов гостинично-ресторанными предприятиями различных категорий;
– овладение основными навыками в сфере общения и обслуживания туристических групп и индивидуальных клиентов;
– изучение современных технологий, методов, способов организации качественного приема и обслуживания отечественных и иностранных туристов на опыте ведущих гостинично-ресторанных предприятий, международных и национальных туристических центров;
– ознакомление с современными международными системами резервирования и бронирования туристических услуг.
ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
СТУДЕНТОВ И УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ КАЧЕСТВА
В ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА
В результате прохождения практики по менеджменту качества в индустрии гостеприимства формируются следующие компетенции:
академические:
– уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач;
– владеть системным и сравнительным анализом;
– уметь работать самостоятельно;
– проявлять инициативу и креативность, в том числе в нестандартных ситуациях;
– иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером;
– обладать навыками устной и письменной коммуникации;
– уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни;
социально-личностные:
– обладать способностью к межличностным коммуникациям;
– быть способным к критике и самокритике;
– уметь работать в команде;
– обладать чувством ответственности;
профессиональные:
– организовывать работу малых коллективов исполнителей для достижения поставленных целей, планировать фонды оплаты труда;
– контролировать и поддерживать трудовую и производственную дисциплину;
– составлять документацию (графики работ, инструкции, планы, заявки, деловые письма и т.п.), а также отчетную документацию по установленным формам;
– пользоваться глобальными информационными ресурсами;
– владеть современными средствами телекоммуникаций;
– анализировать и оценивать собранные данные;
– осуществлять серийное освоение результатов инновационного проектирования, проводить эффективную туроператорскую, турагентскую, физкультурно-спортивную, рекреационно-оздоровительную, культурно-развлекательную деятельность по формированию, продвижению и реализации конкурентоспособной туристической продукции и услуг;
– обеспечивать информационное сопровождение экскурсионных услуг на понятном для иностранных туристов языке;
– планировать направление научно-исследовательских работ в сфере туризма;
– осуществлять эффективную организацию сервиса размещения, питания, развлечения, лечения и оздоровления, экскурсионно-сопроводительного, социокультурного и транспортного обслуживания туристов.
В результате студент должен
знать:
– основные понятия и категории менеджмента качества, эволюцию качества как управленческой концепции;
– методологию, методы и технологии обеспечения качества, систему современных стандартов ISO 9000:2000, ISO 9001:2008;
– современные архитектурно-строительные тенденции гостиничных зданий, особенности меблировки и эстетическое оформление внутренних помещений предприятий питания и размещения;
– основы обслуживания на предприятиях индустрии гостеприимства;
– основные инженерные сети, коммуникации, внутренний дизайн гостиничных и ресторанных предприятий;
уметь:
– управлять внедрением систем менеджмента качества на предприятиях индустрии туризма и гостеприимства;
– решать производственные проблемы в системах менеджмента качества;
– проводить экономические и статистические расчеты, определять эффективность внедрения систем менеджмента качества;
– разрабатывать документацию по качеству согласно системе стандартов ISO 9001:2008, в том числе политику в области качества, руководства по качеству, карту процессов;
– разрабатывать инструментарий, осуществлять измерение потребительской удовлетворенности;
– осуществлять управление персоналом, мотивировать людей на цели, связанные с качеством;
– составить заказ на оснащение помещений гостиниц и ресторанов технологическим оборудованием;
– составить и предложить меню блюд и напитков, сервировать стол, качественно обслужить клиента;
владеть:
– способностью применения полученных знаний в своей будущей работе;
– основами управления на предприятиях индустрии гостеприимства, методами экономической и финансовой деятельности;
– основными концепциями, приемами и методами менеджмента качества;
– системным и сравнительным анализом;
– навыками устной и письменной коммуникации;
– способностью к межличностным коммуникациям и современными средствами телекоммуникаций.
Практика проводится в соответствии с Положением о практике студентов в сроки, устанавливаемые рабочим планом-графиком образовательного процесса на учебный год, в течение 1 недели. Практика рассчитана на общее количество часов – 54, из них практические занятия – 36 часов.
Формой текущей аттестации студентов по практике является дифференцированный зачет.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов | Всего часов по видам деятельности |
Раздел I. Общая характеристика системы менеджмента качества организации: политика в области качества | |
Раздел II. Стандарты качества, реализуемые в организации | |
Раздел III. Изучение, оценка эффективности системы процессов организации | |
Раздел IV. Разработка инструментария, измерение, оценка потребительской удовлетворенности клиентов (иных заинтересованных сторон) организации | |
Раздел V. Индустрия туризма и гостеприимства как объект управления | |
Раздел VI. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы менеджмента качества организации | |
Итого |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА