Курсовая работа по предмету « Стратегический менеджмент »
на тему:
«Разработка стратегии развития ЧОУ ДПО «Автокурсы»
Автор работы:
Студент 3 курса группы М-51-13
заочной формы обучения
Ф.И.О. Архипов И.В.
Научный руководитель:
К.э.н., Доцент,Абрамкина С.Р.
г.Челябинск
Оглавление
Введение ------------------------------------------------------------------------------ 2
Глава 1 . Теоретический анализ разработки стратегии развития организации ------------------------------------------------------------------------------------------- 4
1.1 Стратегия, как долгосрочный вектор развития организации ---------- 4
1.2. Необходимость стратегии -----------------------------------------------------5
1.3. Виды стратегий ----------------------------------------------------------------- 6
1.4. Суть стратегического менеджмента ---------------------------------------- 8
1.5. Оценка эффективности -------------------------------------------------------- 9
Глава 2. Анализ среды организации -------------------------------------------- 12
2.1.Организационно-экономическая характеристика объекта исследования ------------------------------------------------------------------------------------------------ 12
2.1.1. Цель организации и ее миссия --------------------------------------------- 12
2.1.2. Общий анализ среды организации ---------------------------------------- 19
2.2. Выбор, реализация и оценка стратегии --------------------------------- -24
Заключение ---------------------------------------------------------------------------- 27
Приложение 1 ------------------------------------------------------------------------- 31
Список литературы -------------------------------------------------------------------35
Введение
Актуальность разработки стратегии в условиях кризиса как никогда -остро необходимо для выживания образовательного учреждения.
В связи с ощутимым падением спроса на услуги многие конкуренты не выдерживают финансовую нагрузку, связанную с арендными платежами и вынуждены закрывать свои филиалы. Крупные игроки рынка более устойчивы к трудностям времени, но также испытывают большую нагрузку и неуверенность в завтрашнем дне. Возникает необходимость глубокого анализа сложившейся ситуации, нужно адаптировать организацию к условиям существования в момент падения экономики на как можно больший период времени. Поэтому целью данной работы станет выбор стратегии выживания и выработки мер антикризисного характера.
Конечно долгосрочное планирование и цели образовательного учреждения, в условиях роста уровня жизни и демографической ситуации, кардинально отличаются от сегодняшнего кризиса в стране. Но и возможный поворот к росту экономики нельзя скидывать со счетов, а значит в планировании необходимо учитывать шаги, направленные на развитие.
Объектом исследования в данной работе станет Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Автокурсы» г. Челябинск. Работа проводится на основе теоретических и практических знаний по предмету «Стратегический менеджмент».
Для выработки структуры и методов исследования необходим обзор теоретической части предмета, что будет подробно рассмотрено в 1 главе. В главе второй будет сделана характеристика организации, выявлен сегмент рынка, форма собственности. Далее по этапам стратегического менеджмента рассмотрено целеполагание, ситуационный анализ (анализ внутренней и внешней среды), выбор стратегии, ее реализация , контроль и оценка.
Глава 1 . Теоретический анализ разработки стратегии развития организации
1.1. Стратегия, как долгосрочный вектор развития организации.
Стратегия в общем виде — это основное направление действий организации, которое в долгосрочном периоде должно привести ее к цели. Такое понимание стратегии справедливо только при рассмотрении верхнего уровня организации. Для более низкого уровня в иерархии стратегия верхнего уровня превращается в цель, хотя для более высокого уровня она является средством.
Под стратегией понимается программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой области деятельности. По форме — это разновидность управленческих документов, которая может быть представлена в виде графиков, таблиц, описаний. По содержанию — это модель действий, инструмент для достижения целей организации.
Стратегия может выступать как инструмент обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного, организационного, научно-технического и социально-экономического характера; как фактор, регулирующий деятельность организации до тех пор, пока намеченные цели и задачи не будут достигнуты, а также как один из способов связи предприятия с внешней средой.
Необходимость стратегии.
В настоящее время в хозяйственной практике России механизм стратегического менеджмента переживает период становления. При этом отечественные и международные аналитики считают, что российский рынок вступил в ту стадию, когда отсутствие разработанной стратегии мешает предприятиям устойчиво работать и, самое главное, развиваться. Сиюминутные стратегические решения, которые принесли некоторым компаниям успех сразу после 1991 г., теперь не работают, многие новые компании исчезли или, достигнув определенного уровня, перестали расти. Поэтому руководители новых компаний, как и директора многих государственных предприятий подходят к пониманию необходимости разработки стратегии развития. Этому способствует идентификация предприятия как целостной обособленной системы, формирование новых целевых установок и интересов предприятия и его работников.
Быстрые изменения внешней средытакже стимулируют появление новых методов, систем и подходов к управлению на отечественных предприятиях. Если внешняя среда практически стабильна, то нет особой нужды заниматься стратегическим менеджментом. Однако в настоящее время большинство российских предприятий работают в быстроменяющемся и труднопредсказуемом окружении, следовательно, нуждаются в методах стратегического менеджмента.
Необходимость становления системы стратегического менеджмента в отечественной практике обусловливается также происходящими интеграционными процессами.В российском бизнесе возникают промышленные группы, объединяющие технологически связанные предприятия, идет активный процесс образования финансово-промышленных групп (ФПГ), коммерческие компании почти одновременно с созданием основного бизнеса начали организовывать финансово-коммерческие группы. Даже малые предприятия для успешного функционирования объединяются в корпорации, которые называют малыми многопрофильными. Таким образом, у директоров российских компаний растет понимание важности стратегического управления, развитию которого мешает отсутствие системы сбора и анализа информации о внешней среде. Кроме того, инструменты разработки и реализации собственной стратегии существенно отличаются от принятой ранее системы планирования и известно о них пока сравнительно мало. Большая часть отечественных производителей только подходит к пониманию того, что называют стратегическим менеджментом[1].
Виды стратегий
Виды стратегий в менеджменте различны по своему характеру. Поэтому выделяют наступательную, наступательно-оборонительную и оборонительную стратегии. Наступательная стратегия является активной, так как непосредственно связана с диверсификацией производства или интенсификацией рынка. Она также является и наиболее рискованной, так как может обеспечить успех лишь в случае с правильным выбором ниши. Оборонительная же связана с централизацией управления на всех его уровнях в случае сокращения деятельности. Наступательно-оборонительная стратегия нацелена на исправление пошатнувшегося положения организации.
Виды стратегий в менеджменте непосредственно связаны с организацией. Поэтому стратегии функционирования и стратегии развития, которые характерны для менеджмента, характерны и для организации. Следовательно, виды стратегий в стратегическом менеджменте базируются на общих стратегиях.
Стратегии функционирования непосредственно связаны с деятельностью организации на рынке и осуществлением ею поставленных целей. Любая компания может выбрать для себя либо лидерство в низких издержках, либо дифференциацию, либо фокусирование. Если ценовая конкуренция отрасли предопределяет внутренние тенденции развития в ней, то компании целесообразно применять лидерство в низких издержках, экономя на постоянных затратах. Если же компания обладает технологическими преимуществами, то ей стоит избрать дифференциацию своего производства, добиваясь уникальности своих продуктов. Фокусирование же позволяет достигать безусловных конкурентных преимуществ в конкретном сегменте.
Стратегия роста присуща ново созданным, молодым организациям, которые стремятся в кратчайшие сроки занять лидирующее положение в отрасли.
Конечно, оптимальной стратегии не существует, поэтому каждая организация разрабатывает уникальную стратегию, которая учитывает все особенности макросреды[2].
Конечный результат деятельности организации определяется её целями. Существуют различные виды целей в менеджменте. Цели могут быть общими, отражая важнейшие направления деятельности, специфическими, которые разрабатываются в каждом подразделении в разрезе общих целей, стратегическими, нацеленными на решение масштабных задач и тактическими, которые отражают отдельные этапы стратегических целей. В зависимости же от времени цели делятся на краткосрочные и долгосрочные.
Различные виды стратегий в менеджменте помогают организации наилучшим образом использовать свои преимущества для того, чтобы занять лидирующее положение в отрасли[3].