Инновационная деятельность педагога

Практическое занятие 8-9

Инновационная деятельность педагога

  1. Отношения педагогов к нововведениям.
  2. Образ ученика и учителя инновационного образовательного учреждения.
  3. Подготовка учителя к инновационной деятельности.
  4. Организация деятельности учителей в инновационном образовательном учреждении.
  5. Руководитель – новатор.

Задания

  1. Является ли проблемой, ухудшающей качество образования, большое число консервативно настроенных учителей? Может быть, наоборот, это позволяет школе быть более устойчивой к изменениям, в том числе и отрицательно на нее влияющим. Обоснуйте свою позицию по данному вопросу.
  2. Допустим, благодаря определенным мерам (изменение системы подготовки учителей в вузах, повышение зарплаты за творчество и т.п.) число учителей-новаторов значительно увеличилось. Приведите примеры глобальных изменений в системе образования, которые могут произойти из-за этого.
  3. Вы – инновационно-ориентированный директор новой школы, в которую набран полностью новый педагогический коллектив. Предложите план своих действий на первый месяц работы, имеющий целью создание инновационной школы.

Из книги:

Хуторской А.В. Педагогическая инноватика : учеб. пособие для студ. выс­ших учеб. заведений / А. В. Хуторской. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2010.

Инновационная деятельность педагога

Роль личности участников педагогических инноваций оказы­вается решающим, если не определяющим фактором успешности нововведений. Психологическое отношение людей к инноваци­ям, изменения состояния общества и отдельных групп людей под воздействием нововведений - эти внедренческие проблемы ока­зываются более значимыми, чем разработка самих новшеств. Ус­пешность осуществления изменений в образовании определяется отношением педагогов к инновациям и особенностям их подго­товки для участия в них.

Инновационные процессы в образовании предполагают сис­темное, целостное, междисциплинарное и комплексное изуче­ние и изменение действительности. Инициатива в этом случае переходит к исследователю нового типа - педагогу-эксперимен­татору, учителю-инноватору.

Подготовка будущего учителя к инновационной деятельности

Одним из недостатков педагогики высшей школы является то, что процесс становления будущего учителя не моделирует структуру инновационной деятельности. Целенаправленного изучения педагогической инноватики в действующих образовательных стан­дартах высшего профессионального образования не предусмотре­но. Студентов педвузов в лучшем случае ориентируют на творче­ский подход к передовому педагогическому опыту, что позволяет им понимать его идею, а не технику, выделять признаки всеоб­щего, особенного и единичного. Такое положение дел не способ­ствует развитию инновационного образования. Поэтому возникла необходимость в специальной системе подготовки будущих учи­телей к работе в школе через их ориентацию на инновационную деятельность уже на стадии вузовской подготовки.

С целью подготовки будущих педагогов к инновационной дея­тельности ведется много исследований, разрабатываются специ­альные курсы педагогики, методика решения инновационных задач.

В.А. Сластёнин и Л.С. Подымова предлагают следующую по­следовательность подготовки будущего учителя к инновационной деятельности.

I этап - развитие творческой индивидуальности учителя, формирование у студентов способности выявлять, формулировать, анализировать и решать творческие педагогические задачи, а так­же развитие общей технологии творческого поиска: самостоятель­ный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуа­цию, видение проблемы в знакомой ситуации, новой функции объекта, определение структуры объекта, видение альтернативы решения или его способа, комбинирование ранее усвоенных спо­собов деятельности с новыми применительно к возникшей про­блеме, развитие критичности мышления.

II этап - овладение основами методологии научного позна­ния, педагогического исследования, введение в инновационную педагогику. Студенты знакомятся с социальными и научными пред­посылками возникновения инновационной педагогики, ее основ­ными понятиями, творчески интерпретируют альтернативные подходы к организации школы, изучают основные источники развития альтернативной школы, знакомятся с различными ти­пами инновационных учебных заведений и т.д.

III этап - освоение технологии инновационной деятельно­сти. Студенты знакомятся с методикой составления авторской про­граммы, этапами экспериментальной работы в школе, участвуют в создании авторской программы, анализируют и прогнозируют дальнейшее развитие новшества, трудности внедрения.

IV этап - практическая работа на экспериментальной пло­щадке по введению новшества в педагогический процесс, осуще­ствление коррекции, отслеживание результатов эксперимента, са­моанализ профессиональной деятельности. На этом этапе форми­руется инновационная позиция учителя как система его взглядов и установок в отношении новшества.

Таким образом, данное построение учебного процесса способ­ствует разрешению проблемы подготовки будущего учителя к ин­новационной педагогической деятельности.

Для обеспечения инновационных процессов необходима под­готовка учителей в рамках самой школы. Эту задачу ставят почти все инновационные школы. Например, в школе-гимназии № 121 г. Казани разработана схема профессионального роста учителя для опытно-экспериментальной работы, в основе которой лежит идея личностно ориентированного преподавания.

Схема профессионального роста учителя в этой школе включа­ет следующие этапы:

- научно-педагогическую подготовку;

- анализ собственного методического опыта;

- выдвижение идей по совершенствованию:

- конструирование нового опыта;

- апробацию;

- внедрение в практику.

В течение учебного года учитель работает над индивидуальной методической темой, находит ее решение на дидактическом уров­не, приобретает навыки переконструирования программного ма­териала в соответствии с выбранной технологией обучения, овла­девает различными диагностиками.

Для учителя в современной школе есть две альтернативы: быть инновационно-ориентированным педагогом или консерватором. Если учитель привыкает без раздумий принимать к буквальному исполнению все, что ему рекомендуют и предлагают, его иннова­ционные способности постепенно угасают. Стандартизация пове­дения и внутреннего мира педагога сопровождается тем, что в его деятельности все большее место занимают инструктивные пред­писания. В сознании накапливается все больше готовых образцов педагогической деятельности. Это помогает ему адаптироваться в педагогическом сообществе, но при этом снижается его твор­ческий уровень и инновационный потенциал. В каком направле­нии будут развиваться учителя, во многом зависит от их руково­дителя.

Практическое занятие 8-9

Инновационная деятельность педагога

  1. Отношения педагогов к нововведениям.
  2. Образ ученика и учителя инновационного образовательного учреждения.
  3. Подготовка учителя к инновационной деятельности.
  4. Организация деятельности учителей в инновационном образовательном учреждении.
  5. Руководитель – новатор.

Задания

  1. Является ли проблемой, ухудшающей качество образования, большое число консервативно настроенных учителей? Может быть, наоборот, это позволяет школе быть более устойчивой к изменениям, в том числе и отрицательно на нее влияющим. Обоснуйте свою позицию по данному вопросу.
  2. Допустим, благодаря определенным мерам (изменение системы подготовки учителей в вузах, повышение зарплаты за творчество и т.п.) число учителей-новаторов значительно увеличилось. Приведите примеры глобальных изменений в системе образования, которые могут произойти из-за этого.
  3. Вы – инновационно-ориентированный директор новой школы, в которую набран полностью новый педагогический коллектив. Предложите план своих действий на первый месяц работы, имеющий целью создание инновационной школы.

Из книги:

Хуторской А.В. Педагогическая инноватика : учеб. пособие для студ. выс­ших учеб. заведений / А. В. Хуторской. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2010.

Наши рекомендации