Сеть сообществ. Организация как живой организм
Итак, в рамках новой парадигмы компанию можно рассматривать как живой организм, то есть как живое существо, которое построено из составляющих его элементов, но представляет собой нечто большее, чем просто их совокупность, имеющее множество слоев и тонкую внутреннюю организацию, благодаря чему основа устройства остается скрытой от глаз. Организм существует скорее не в пространстве, а в межпространственной среде, не вовне, а внутри, не в действии, а во взаимодействии. Поэтому основой успеха таких сетей будет взаимозависимость элементов. Необходимым условием организационной эффективности становятся формирование личности и проявление заботы о людях, которые выстраивают сети. Если хотя бы один человек будет считать себя несправедливо обойденным или чувствовать свое приниженное положение, если будет болеть хотя бы самая незначительная часть организма, организация в целом становится менее работоспособной, поэтому не так уж важно, какая часть лодки оказалась затопленной, потому что тонуть будут все.
Так же как и организм, сеть сообществ состоит из небольших, при внешнем рассмотрении не связанных между собой систем, которые стыкуются друг с другом как элементы некоей живой системы, где для координации совместной внутренней работы используется комплексная обратная связь. Организация только тогда начинает функционировать как живой организм, когда она позволяет каждой своей части установить неограниченные коммуникации со всеми прочими частями, поощряя не статичность, отстраненность и стабильность, а динамизм, точную направленность и развитие такого взаимодействия.
Так же как и организм, сети поддерживают комплексность отношений, обратную связь, культуру, коммуникации. Действие сетей характеризуется синергетическим эффектом и витками обратной связи, что позволяет организации успешно адаптироваться в сложной, многофакторной, нестабильной среде. Благодаря виткам обратной связи организация естественным образом, практически автоматически перестраивается в сеть сообществ. С помощью этих образований производство и движение энергии через организацию происходят совершенно свободно и, как мы сказали, сопровождаются синергетическим эффектом. В самом деле, эти потоки человеческой энергии и есть сущность организации.
Условная организационная энергия передается посредством отношений, специальных механизмов и коммуникаций, проявляясь в качестве взаимосвязанных запросов и обещаний, обязательств и взаимодействии. Так как сеть — это социальная система, основанная на принципах демократии и командной организации труда, полезная энергия выделяется благодаря прямому доступу к информационным потокам, работе в команде, многообещающему применению принципов самоуправления. В этом случае организация, открывая окно новых возможностей, автоматически становится более позитивной, открытой, готовой к сотрудничеству. Поскольку сеть – это живая, эволюционирующая, органическая субстанция, она не исключает того, чтобы персонал переопределял на регулярной основе свою роль и отношения, наращивая по экспоненте количество и качество взаимодействий и отношений в рамках организации.
Реконструируя организацию, воспринимаемую в качестве живого организма, мы не только расширяем диапазон возможных способов ее функционирования, но также получаем шанс перестроить ее. таким образом, чтобы обеспечить наибольшее личное развитие и приобретение новых знаний. Благодаря сетевой системе барьеры превращаются в многообещающие перспективы, проблемы — в повод для применения своей любознательности и пытливого исследования, различия становятся сильными сторонами, жалобы — предложениями по модернизации, конфликты — возможностью для обучения, обратная связь и допущенные промахи — перспективой личного роста, сама работа — игрой.
Сеть как сообщество
В отличие от организаций иерархического типа сети определяют необходимость возникновения объединений, построенных по принципу конфедерации, коалиции, альянса. В. сетевых системах нет верхнего и нижнего уровней, в них вообще нет деления на уровни. Есть только взаимодействующие узловые пункты ответственности, центры творческого роста, центры действия и энергетические, информационные, коммуникационные меридианы, а также меридианы, отображающие рост потенциала. Сети — это колеблющиеся, живые, развивающиеся коалиции, основным предназначением которых будет решение проблем, производство продукта, обслуживание потребителей, стимуляция личного развития и рост потенциала команды в целом: Суть сетевой системы отображается моделью условной не имеющей, дуги, неограниченной окружности, центр которой может соответствовать всему множеству значений, описывающих местоположение в условном пространстве.
Сети сообществ одновременно используют принципы централизации и децентрализации, самоуправления и личной ответственности. От иерархии их будет отличать то, что они обладают существенно большими возможностями сочетать гибкость, гуманность, творческий подход, партнерское отношение к потребителям с планированием, производительностью, координированием, социальными ценностями. Иерархия, основываясь на ценностях собственников, директората и менеджеров, спускает правила, которым суждено остаться практически неизменными. Гетероструктура, основываясь на принципах равенства, исключает правила в рамках достижения консенсуса, определяемого ценностями команды, и позволяет развиваться политике компании и используемым ею процедурам в соответствии с меняющимися условиями среды. Иерархия стремится подавлять критику, ретушировать проблемы и конфликты, воспринимая все это как угрозу власти. Гетероструктуры, напротив, поощряют критику, выявление проблем и конфликтов, рассматривая это в качестве предложения внести определенные улучшения.
В условиях иерархической структуры основным весом и властью принимать решения обладает единственный главный исполнительный директор. Принятое решение должно миновать цепь инстанций, чтобы дойти до непосредственного исполнителя. В условиях гетероструктуры участники команд принимают решения за себя или за своих коллег, имеющих равное положение. Хейнц фон Форстер приводит интересный пример из истории Второй мировой войны, показывающий, как иерархическая, субординационная, централизованная командная система была заменена «Властью равных», в результате чего был достигнут успех в тех боевых условиях, которые, как правило, более благосклонны для стороны, сохраняющей иерархию власти:
В морском сражении возле группы островов Мидуэй... американский флагман пошел на дно в первые несколько минут, ввиду чего эскадра должна была координировать свои действия самостоятельно, то есть перейти от иерархической системы к гетероструктуре. Произошло так, что командир каждого корабля независимо от его ранга был вынужден брать на себя командование всей эскадрой в момент, когда он понимал, что в данной позиции он лучше всех знает, что делать. Как нам всем известно, в результате произошел сокрушительный разгром японского флота, имевший ключевое, поворотное значение для развития боевых действий на Тихом океанё.
Когда по каким-то причинам распадается жесткая организационная иерархия, ее место занимает изменчивая иерархическая система, складывающаяся естественным образом. В этом случае жесткую структуру директивной системы управления как источника власти заменяют открытый доступ к информации, способность принимать своевременные, прозрачные решения и возможность действовать. Несмотря на то что любой лидер не имеет никаких обязательств, по отчетности и не должен следовать директивам, он располагает достаточной властью и несет адекватную ответственность за выбор надлежащих действий, не противоречащих общим целям. Этот принцип в той или иной мере может найти применение к системам самых разных масштабов.
Драматург Генрик Ибсен писал: «Общность людей — как экипаж корабля; каждый должен быть готов встать у штурвала». Для организации это высказывание будет означать то, что тот, кто находится ближе всех к конкретной проблеме, должен обладать способностью оценить ситуацию и принять решение. В этом ему должна оказать всяческую поддержку одноуровневая, самоуправляемая, объединяющая сеть сообществ, которая вносит дополнительное измерение или обеспечивает дополнительную степень организационной свободы, обусловленную синергетическим эффектом и превращением организации в сообщество.