Содействие демократии и объединению усилий посредством сети сообществ
Новая парадигма организационной структуры способствует формированию демократических, самоуправляемых команд, участники которых объединены общими интересами и целями. Сами эти команды объединяются в подвижные, эволюционирующие структуры, которые мы назвали сетью сообществ, формирующей нечто вроде соединительной ткани, которая представляет собой неформальные, взаимодействующие между собой центры самоуправления, демократического принятия решений и сотрудничества. Эта сеть определяет установление стратегического партнерства, которое не ограничивается решением узконаправленных задач, существует в контексте разделяемых ценностей и ориентировано на исполнение задач команды и достижение согласованных общими усилиями целей.
Сеть наделяет ответственностью за разрешение проблем те участки, где они возникают, и предоставляет полномочия принимать соответствующие решения, поощряя таким образом прямое, неопосредованное обслуживание потребителей, которым не нужно теперь «идти по инстанциям»; она стимулирует объединяющие групповые процессы, разрешение проблем на неформальном уровне. Чтобы описать работу сети, необходима новая, неевклидова, многомерная, непрямолинейная геометрия (см. рис. 10.1), составляющая альтернативу статичной, линейной, плоской, пирамидальной системе связей иллюстрирующей традиционные представления об организации.
Рис. 10.1
Несмотря на то, что схема на рис. 10,1 выглядит статичной и двухмерной, сеть представляет собой непрерывно меняющуюся, неформализованную, четырехмерную, нелинейную, криволинейную структуру. Как мы показали ранее, физические параметры отражают наличие степеней свободы, например, из схемы традиционной организации и из реально сложившихся в ней отношений очевидно, что иерархическая структура допускает лишь свободу движений по вертикали. Команды, сформированные по принципу объединения множества функций, допускают свободу движений по горизонтали, отменяя необходимость преодолевать вертикальные препоны. Формируя контекст ценностей, этики и целостности, объединяя экспертов в соответствии со стратегическими задачами, мы вводим третье измерение, глубину, обеспечиваем дополнительную степень свободы и тем самым стимулируем персонал на то, чтобы он следовал ценностям и участвовал в определении организационной стратегии. Аддитивный эффект синергии и образование сообщества обеспечивают еще одну степень свободы, связывая все элементы системы в единое, неразделимое целое.
Открытые во все стороны процессы человеческого взаимоотношения не вписываются в квадратные гнезда иерархической структуры. Эти отношения не подчиняются законам формальной логики. Время не стоит на месте. Проявляемая гибкость не всегда даёт точно прогнозируемый результат. Скорее все это бурно развивается в рамках эволюционного процесса, находится в хаотичном состоянии, характеризуется множеством измерений, исключительно чувствительно к неизвестным Первоначальным условиям. Традиционная схема организации не в состоянии учесть эти грани организационной деятельности. Наоборот, эта схема направляет организационное мышление по статичным, линейным, вертикальным каналам. В то время как пирамидальная организационная структура отображает классическую евклидову, ньютоновскую парадигму влияния, выстроенную на причинно-следственных связях, сеть сообществ в большей степени соответствует парадигме теории относительности; квантовой механики, эволюционного развития, энергетических полей, теории хаоса, бесконечных струн и сложных систем. Парадигма, которая имеет релятивистский характер, Предполагает относительность, неопределенность, самоорганизуемость, нелокальность, многомерность и эволюционность развития рассматриваемых объектов.
Вместо того чтобы рассматривать организацию как объект, пирамиду, структуру, частицу, Мы предлагаем посмотреть на нее как на живую, эволюционирующую, циркулирующую, равноправную общность и социальную систему. Характер этой социальной системы определяют особенности людей, ее «населяющих», и качество установившихся коммуникаций, ценностей, культур, процессов, отношений. С одной стороны, сеть формируется людьми, с другой — сама определяет сущность людей, проявляющуюся по отношению друг к другу.
В то время как иерархия возводит внутренние препоны, огораживая как бы «частные наделы», сеть сообществ размывает эти границы, значительно упрощая сотрудничество. Сеть стимулирует развитие внутренних и внешних связей, пронизывающих центры или узловые пункты, где сконцентрированы отдельные исполнители и команды, работа которых характеризуется партнерством и командной организацией, что проявляется тем не менее в разной степени. Способность сети обеспечивать связь поверх внутриорганизационных барьеров создает возможность для формирования стратегических альянсов, образовавшихся по географическому принципу, по миссии, по структуре, по специализации. Связи могут проявляться в установлении краткосрочных контактов, в формировании долгосрочных коалиций, в слиянии на постоянной основе. Целью установления связей может быть выполнение производственных задач, максимизация ресурсов, минимизация издержек, решение повседневных задач. Открытость сети позволяет участникам системы устанавливать и разрывать связи без посредников, имея практически неограниченную свободу в принятии соответствующего решения. Это дает организации возможность свалить с себя тяжкое бремя, обусловленное жесткой структурой, срывом сроков, неэффективными механизмами, лишними издержками.
На самом деле сеть сообществ существует в качестве теневого, неформального элемента практически в любой организационной структуре. Иерархия и бюрократия неизменно имеют свое полуприкрытое второе я, свое alter ego, проявляющееся в образовании неофициальных групп и неформальных отношений, без которых организация просто не смогла бы функционировать.