Экономическая характеристика СЗХ
СЗХ Показатели | ||||||
Рост рынка, % | ||||||
Относительная доля рынка | 2,7 | 2,0 | 6,0 | 0,5 | 0,33 | 0,4 |
Объем реализации, тыс. ДЕ | ||||||
Покрытие затрат, тыс. ДЕ |
Варианты 8, 9, 10,11.
В вариантах меняются значение показателя рост рынка, значения остальных показателей остаются те же, что и в варианте 7.
№ варианта | Рост рынка СЗХ, % | |||||
Варианты 12, 13, 14.
В вариантах меняются значения показателя относительной доли рынка, значения остальных показателей остаются те же, что и в варианте 7.
№ варианта | Относительная доля рынка СЗХ | |||||
0,9 | 1,5 | 1,2 | 0,3 | 0,1 | ||
1,4 | 0,8 | 1,2 | 1,8 | 0,1 | 0,6 | |
1,8 | 0,3 | 0,8 | 0,3 | 1,4 | 0,5 |
Порядок решения
1. Построить матрицу БКГ и оценить позиции рассматриваемых СЗХ. В качестве критериев оценки СЗХ принимаются темпы роста рынка и относительная доля рынка.
В качестве масштаба оценки (средние значения в матрице) могут применяться: средний рост рынка в отрасли в размере 10% и относительная доля рынка в отрасли на уровне 1,0. т.е. объемы продаж предприятия и сильнейшего конкурента равны. На матрице планируемые объемы реализации по каждой СЗХ показываются в виде кругов, диаметр которых пропорционален объему реализации по данному СЗХ. Сектором в этих кругах показывается доля покрытия затрат.
2. Определить покрытие затрат - величину,получаемую после вычета переменных затрат из выручки от реализации (или удельных переменных затрат из цены). Величина покрытия затрат предназначена для покрытия постоянных затрат за определенный период (например, за год). Эту величину необходимо максимизировать так, чтобы она была больше или равна сумме постоянных затрат и запланированной прибыли для предприятия.
Доля покрытия затрат - это относительная долявеличины покрытия затрат в объеме выручки от реализации. Этот показатель характеризует внутрипроизводственное соотношение между ценой и производительностью. Доля покрытия затрат показывает прибыльность каждого продукта. Оптимизация этого показателя возможна путем изменения ассортимента продукции, а также улучшения организационно-технологических условий производства.
3. На основе анализа матрицы БКГ сформировать портфельную (продуктовую) стратегию предприятия. Продуктовая стратегия предприятия формируется по отдельным зонам хозяйствования (СЗХ) и может содержать следующие стратегические решения:
· изменение объемов реализации (цены или количества);
· снижение уровня постоянных затрат;
· снижение уровня переменных затрат и т.п.
· исключение из продуктового "портфеля" предприятия;
· изменение относительной доли на рынке;
· увеличение инвестирования;
· введение жесткого контроля инвестиций и перераспределение денежных средств между отдельными видами бизнеса и т.п.
При формировании продуктовой стратегии можно пользоваться следующим набором решений и принципов формирования продуктового портфеля:
· "звезды" оберегать и укреплять;
· по возможности избавляться от "собак", если нет веских причин для того, чтобы их сохранять;
· для "дойных коров" необходимы жестокий контроль капиталовложений и передача избытка денежной выручки под контроль менеджеров высшего уровня;
· "дикие кошки" подлежат специальному изучению, чтобы установить, не смогут ли они при известных капиталовложениях превратиться в "звезды";
· комбинация продуктов "кошки"," звезды" и "коровы" приводит к наилучшим результатам функционирования - умеренной рентабельности, хорошей ликвидности и долгосрочному росту сбыта и прибыли;
· комбинация "кошки" и "звезды" ведет к неустойчивой рентабельности и плохой ликвидности;
· комбинация "коровы" и "собаки" ведет к падению продаж и рентабельности.
5. Требования к оформлению контрольной работы
Контрольная работа должна быть набрана на компьютере и распечатана. В виде исключения, контрольная работа может быть исполнена в рукописном варианте.
Контрольная работа состоит из следующих частей: титульного листа, содержания, основной части, списка литературы и приложений (при необходимости).
Титульный лист контрольной работы оформляется в соответствии с приложением 1.
Страницы контрольной работы должны иметь нумерацию (первой страницей считается титульный лист, на котором номер страницы не ставится).
В содержании обязательно указываются страницы. На титульном листе должна быть указана дата выполнения контрольной работы и стоять личная подпись студента.
Основная часть включает в себя выполнение трех заданий. По каждому заданию рекомендуется текстовый материал сопровождать иллюстрациями: таблицами, рисунками, схемами, графиками. Ход проводимых исследований и принятия управленческих решений, должен сопровождаться пояснениями. По каждому заданию должны быть сделаны выводы. Рисунки и таблицы необходимо оформлять в соответствии с существующими требованиями.
Список литературы, необходимой для выполнения контрольной работы оформляется по правилам заполнения ГОСТ 7.1-2003. Ссылки на использованную литературу должны присутствовать в каждом задании.
Список литературы
6.1. Основная литература
1. Веснин В.Р. Стратегическое управление: учебное пособие / В.Р.Веснин .— Москва : Проспект, 2015 .— 186 с. 2. Перевозова О.В. Стратегический менеджмент: [учебное пособие] / О.В.Перевозова ; Финансовый ун-т при Правительстве Российской Федерации, (Челябинский филиал) .— Челябинск : Челябинский дом печати, 2015 .— 144 с. : ил., табл. — Библиогр.: с. 140-144 (57 назв.) 3. Стратегическое управление на промышленном предприятии: теория и практика: учебник для студентов, обучающихся по направлению "Менеджмент" : [16+] / [Бездудная А.Г.и др.] ; под ред. Г.А.Краюхина ; Санкт-Петербургский гос. экономический ун-т .— Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2016.— 464 с. : ил., табл. — (Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения) |
6.2. Дополнительная литература
4. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. / Пер. с англ. А.Н. Петрова. - СПб.: Питер, 2009.
5. Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: Проспект, 2008.
6. Маркова В.Д. Стратегический менеджмент: Курс лекций/ В.Д. Маркова, С.А Кузнецова. - М.: Новосибирск: ИНФРА - Сибирское соглашение, 2008.
7. Рябинина Е.П. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / Е.П. Рябинина.- СПб.: СПбГИЭУ, 2010.
8. Стратегический менеджмент: Учебник / Под ред. А.Н. Петрова. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008.
9. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Пример оформления первой страницы титульного листа контрольной работы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет управления
Кафедра менеджмента и инноваций
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
Вариант (тема)____________
Направление (специальность)_______________________________________
(код, наименование)
Направленность (профиль, специализация, программа)_________________
Студент(ка)______________________________________________________
(Ф.И.О. полностью)
Группа______________ Подпись___________________
(номер группы)
Проверил________________________________________________________
(Фамилия И.О. преподавателя)
Должность____________________________________________________
(уч. степень, уч. звание)
Оценка________________________ Дата:___________
Подпись:________________
Санкт-Петербург
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Список контрольных вопросов
1. Основные понятия стратегического менеджмента.
2. Значение и роль стратегического менеджмента в системе управления..
3. Основные категории стратегического менеджмента.
4. Виды стратегического управления. Управление на основе решения
стратегических задач.
5. Управление по слабым сигналам.
6. Управление в условиях стратегических неожиданностей.
10. Миссия организации. Понятие и основные компоненты. Значение миссии для организации.
11. Широкий и узкий подходы к формированию миссии.
12. Цели организации. Классификация и характеристика. Критерии качества поставленных целей.
10. Ключевые пространства определения стратегических целей организации.
11. Иерархия целей (метод декомпозиции). Правила построения «дерева целей» организации.
12. Диагностика внешней среды организации. Факторы внешней среды. Угрозы и возможности.
13. PEST - анализ макросреды организации.
14. Анализ общей ситуации и конкуренции в отрасли. Цель и содержание отраслевого анализа.
15. Семь элементов отраслевого анализа.
16. Определение экономических характеристик отрасли.
17. Анализ отраслевых движущих сил.
18. Анализ конкуренции. Модель «Пяти сил конкуренции» М. Портера.
19. Оценка рыночной позиции конкурентов. Построение карты стратегических групп.
20. Определение ключевых факторов успеха отрасли.
21. Формирование заключения о привлекательности отрасли.
22. Ситуационный анализ, его содержание.
23. SWOT- анализ.
24. Стратегический ценовой анализ (анализ ценовой цепочки).
25. Классификация стратегий организации: корпоративная, деловая и функциональная стратегии.
26. Основные стратегии развития бизнеса (базисные или эталонные стратегии).
27. Стратегии ограниченного роста.
28. Стратегии роста.
29. Стратегии сокращения.
30. Определение стратегии организации: уяснение текущей стратегии, формирование стратегических альтернатив, выбор стратегии организации.
31. Разработка стратегии одиночного бизнеса.
32. Конкурентные преимущества и базовые стратегии конкуренции.
33. Стратегия лидерства в издержках. Условия реализации и риски. Преимущество относительно пяти сил конкуренции.
34. Стратегия дифференциации. Цель и виды дифференциации. Условия реализации и риски. Преимущество относительно пяти сил конкуренции.
35. Стратегия фокусирования (концентрации).
36. Виды функциональных стратегий.
37. Разработка стратегии на корпоративном уровне. Понятие и преимущества диверсификации.
38. Виды диверсификации, их характеристика.
39. Связанная (родственная) диверсификация. Плюсы, проблемы, риски.
40. Несвязанная (неродственная) диверсификация. Плюсы, проблемы, риски.
41. Анализ диверсифицированной компании (портфельный анализ).
42. Матрица Бостонской консультационной группы (БКГ).
43.«Кривая опыта» и концепция «жизненного цикла», положенные в основу матрицы БКГ.
44. Матрица Mс Kincey.
45. Матрица Томпсона – Стрикленда.
46. Модель «Продукт-рынок» (Матрица И. Ансоффа).
47. Выбор стратегии, исходя из позиции организации на рынке.
48. Выбор стратегии, исходя из степени зрелости отрасли.
49. Основные стадии реализации стратегии, их содержание.
50. Стратегические изменения. Управление реализацией стратегических изменений.
51. Стратегический контроль.