Грешники обещают стать праведниками

После многолетних проволочек и ожесточенных споров ведущие индустриальные державы мира договорились подписать пакт, запрещающий подкупать должностных лиц за границей (1998 г.). Из этого документа следует, что компании, которые дают взятки иностранным чиновникам, ответственным за заключение контрактов, могут быть подвергнуты дома уголовному преследованию.

Решение, подписать такое соглашение, было принято на заседании Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР), объединяющей 29 развитых стран. По настоянию представителя США, в число лиц, которым запрещается «золотить ручку», внесены также управляющие государственных компаний и депутаты парламента. В тексте пакта предлагалось зафиксировать и запрет на подкуп политических партий. Но этот вариант на заседании ОЭСР в Париже не прошел. Предоставлять «субсидии партиям можно, полагают делегаты. Однако выплаты становятся незаконными, если деньги из партийной кассы пошли чиновнику, от которого зависит получение заказа.

Что на практике означает это соглашение? Англичанин Джордж Муди-Стюарт, в недавнем прошлом занимавшийся бизнесом на Востоке, а ныне – председатель организации «Транспэренси», которая ставит своей целью борьбу с коррупцией, говорит: «С данного момента предприниматель, обдумывающий, как вручить взятку, не может сказать: мне это не по душе, но что делать? Ведь я не нарушаю закон, не так ли? Отныне давать взятки за границей будет столь же противозаконно, как и дома».

Значение договоренности, достигнутой в ОЭСР, будет очевидным, если вспомнить, что до сих пор почти все ее члены разрешали компаниям заниматься подкупом за границей. В большинстве этих стран также действовало правило, по которому компания имела право не уплачивать налоги с сумм, затраченных на взятки.

Остается открытым вопрос о том, какое воздействие договор окажет на страны с развивающейся и переходной экономикой. Но по крайней мере Запад теперь признает, что на нем лежит большая доля вины за разгул коррупции в развивающемся мире.

ВОПРОСЫ

1. Как изменилось соотношение между юридической, экономической и социальной ответственностью после подписания соглашения?

2. Как вы думаете, получили ли предприниматели шанс вырваться из порочного круга коррупции?

3. Какое воздействие окажет данный договор на Россию?

СИТУАЦИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА 1

Исполнительный директор Московского Художественного театра Владимир Иванович Немирович-Данченко был возмущен поведением художественного руководителя театра Константина Сергеевича Станиславского, о чем писал последнему и коллегам. Второй режиссер репетировал пьесу по мизансценам, разработанным К.С. Станиславским, и вызвал его посмотреть более-менее сложившийся акт. Режиссер, какое бы место он ни занимал, дорожит своим трудом и не лишен известного честолюбия. Приходит К.С., шепчет Вл. И., что это никуда не годится, но надо поддержать и режиссера, и актеров. Поэтому он громко всех хвалит, назначает репетицию для замечаний и … начинает «крошить». Режиссер мучается, ссылается на экземпляр мизансцен, разработанных самим К.С. А тот в ответ: «Да, я виноват, не будем об этом спорить, но переделать необходимо. Мало ли какой я чепухи написал, а во время репетиции виднее». Проходят еще две репетиции, и от затраченного ранее труда ничего не остается.

ВОПРОСЫ

1. Какое отношение к делу воспитывается у исполнителей в такой ситуации?

2. Каково положение второго режиссера в этом театре? Надолго ли он задержится в театре и почему?

3. Этично ли поведение К.С. Станиславского? Имел ли он право на ошибку?

4. Кто прав в этой ситуации – Станиславский или Немирович?

5. Какими этическими нормами руководствовался Станиславский, принимая решение о переделке мизансцен?

6. Есть ли связь между моральными ценностями двух руководителей и социальной ответственностью театра?

СИТУАЦИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА 212

ОАО «Саратовский НПЗ»: Будем наращивать мощности!

За последние годы ОАО «Саратовский НПЗ» – дочернее перерабатывающее предприятие нефтяной компании ТНК-ВР – уверенно демонстрирует оптимизацию и высокую эффективность производства.

Для Саратовской губернии НПЗ – не только один из крупнейших налогоплательщиков и работодателей. В 2006 г. на заводе было переработано 5,9 млн. тонн нефти и произведено 5,6 млн. тонн товарной продукции. Около 62% продукции уходит на экспорт. Глубина переработки составила 70,7%, для сравнения: в 2005 г. этот показатель равнялся 68,6%. В перспективе мощность завода планируется увеличить до 7 млн. тонн переработки в год. Для этого в модернизацию и развитие производства будет инвестирована беспрецедентная сумма – 1,3 млрд. рублей.

Это предприятие можно уверенно назвать лидером по внедрению международных систем менеджмента качества, промышленной безопасности, экологических программ. В ноябре 2006 г. на предприятии сертифицирована Интегрированная Система Менеджмента на соответствие требованиям международных стандартов ISO 14000 (экология), OXSAS 18001 (охрана труда и здоровья). Контроль качества выпускаемой продукции осуществляется на всех стадиях производства.

Второй год подряд Саратовский НПЗ завоевывает звание «Лидер природоохранной деятельности России». Так, в 2006 г. на финансирование природоохранной деятельности затрачено 31,8 млн. руб., в частности, завершена модернизация эстакады налива битума в цистерны – герметичность этого процесса теперь исключает попадание в воздух вредных испарений. НПЗ стал первым промышленным предприятием в регионе, применившим у себя технологию обеззараживания очищенных сточных вод ультрафиолетом, после чего вода становится совершенно безопасной для бассейна Волги. Ежедневно на заводе проводится мониторинг состояния почв и грунтовых вод, воздушной среды на всей территории предприятия и в его санитарно-защитной зоне. Результаты исследований в таком же ежедневном режиме обсуждаются на селекторных совещаниях, с ними можно ознакомиться на проходной завода, где установлен специальный монитор. В 2006 г. было проведено более 50 тысяч лабораторных исследований, не выявивших отклонений от нормы. Превышений установленных нормативов по выбросам не было зафиксировано и контролирующими организациями, соответственно нет штрафов и исков к предприятию.

В ближайшие год-два на территории завода будет ликвидирован последний шламонакопитель. Кроме того, около 1 млн. руб. ТНК-ВР будет выделено на благоустройство и озеленение Заводского района.

Не существует на заводе и проблемы текучести кадров. Зарплата в 2006 г. выросла на 28% и сегодня средняя зарплата работника завода в два раза выше аналогичной в регионе. Прибавьте сюда социальный пакет, включающий систему добровольного медицинского страхования, что позволяет получать медицинские услуги в лучших учреждениях и у лучших специалистов, а также помощь предприятия ветеранам, пенсионерам, молодым и многодетным семьям. Для заводчан, имеющих жилищную проблему, действует корпоративная жилищная программа, в рамках которой в 2006 г. 17 сотрудников предприятия справили новоселье, и в ближайшие 3-4 года все, кто стоит сегодня в очереди на улучшение жилищных условий, решат свой квартирный вопрос. В зависимости от стажа работы заводчанина часть стоимости жилья оплачивает предприятие, но по истечении определенного срока работы на заводе НПЗ долг «прощает», и таким образом квартира достается работнику примерно за полцены.

На протяжении 50 лет предприятие оказывает материальную поддержку подшефному Красноармейскому детскому дому №2, а также школам, детским садам, интернатам. В целом расходы на благотворительные программы в прошлом году составили 5,6 млн. рублей.

Завод имеет центральный бытовой корпус с химчисткой рабочей спецодежды, огромными светлыми раздевалками, саунами и бассейнами, парикмахерской, массажным кабинетом и комнатами отдыха. Пользоваться всеми этими благами можно ежедневно после работы, было бы желание.

ВОПРОСЫ

1. Назовите области социальной ответственности ОАО «Саратовский НПЗ».

2. Определите тип реакции предприятия на социальные требования окружения.

3. Какие аргументы «за» социальную ответственность можно привести применительно к данному предприятию?

4. Как отражаются на прибыли и эффективности предприятия растущие расходы на экологическую безопасность?

СИТУАЦИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА 3

Огромная приливная волна произвела сильнейшие разрушения на Азорских островах, население которых осталось без жизненно необходимых вещей. При этом существует опасность повторения шторма. Главное усилие было направлено на подвоз жизненно необходимых средств на острова. Организация по оказанию помощи населению обратилась к Российской грузовой компании ВАИ, которая располагает лучшим оборудованием для доставки такой помощи. ВАИ соглашается оказать помощь, но за цену, существенно превышающую обычный уровень.

ВОПРОСЫ

1. Оцените действия ВАИ с позиций этики: компания поступила этично или неэтично?

2. Является ли ВАИ социально ответственной организацией?

3. Как такое решение скажется на прибыли компании, на ее долгосрочной перспективе?

СИТУАЦИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА 4

Российская фирма – производитель электроники использует в производственном процессе химический растворитель, приводящий к врожденным дефектам у потомства беременных работниц, подвергшихся его воздействию. Экономические консультанты фирмы показали, что перевод завода в другую страну, не имеющую запрета на данный химикат, будет в 3 раза дешевле, чем преобразование производства, приспособленного для использования нетоксичных химикатов. Фирма решает перевести производство в такую страну.

ВОПРОСЫ

1. Правильно ли, с точки зрения этики, социальной, экономической и юридической ответственности поступило предприятие?

2. Как такое решение повлияет на дальнейшую судьбу предприятия?

3. Какое решение приняла бы социально ответственная организация?

ТЕСТ НА ЭТИКУ БИЗНЕСА

Нижеследующие ситуации оцениваются так: совершенно согласен (СС) –3 балла; согласен (С) – 2 балла; не согласен (НС) –1 балл; совершенно не согласен (СНС) – 0 баллов.

1. Скорее всего, работники фирмы не сообщают о своих ошибках руководителю.

2. Бывает, что руководитель в интересах дела должен нарушать условия контрактов, не соблюдать правила безопасности.

3. Не всегда следует соблюдать точности в отчетности о расходах, достаточно приблизительных цифр.

4. Бывают случаи, когда можно утаить неблагоприятную информацию от начальства.

5. Надо делать так, как велят руководители, хотя вы сомневаетесь в правильности их действий.

6. Иногда необходимо заняться личными делами в рабочее время.

7. Клиенту фирмы можно сообщить доверительную информацию, если это принесет определенную выгоду мне.

8. Можно использовать служебный телефон для личных разговоров, если им не пользуются другие.

9. Руководитель ориентируется на конечную цель, поэтому для ее достижения все средства хороши.

10. Если для заключения контракта нужен хороший банкет, то его следует сделать.

11. Без нарушения существующих инструкций жить невозможно.

12. Если кассир дает сдачу не полностью, это терпимо.

13. Иногда можно использовать копировальную машину компании для личных целей.

14. Можно унести домой кое-что из того, что является собственностью компании (карандаш, копировальную бумагу, ленту для пишущей машинки и т.п.), ведь я работаю в этой компании.

Если вы набрали в сумме:

0 – готовьтесь к церемонии канонизации в качестве святого;

1 – 5 – вам можно идти в епископы;

6 – 10 – высокий этический уровень;

11 – 15 – приемлемый этический уровень;

16 – 25 – средний этический уровень;

26 – 35 – требуется моральное совершенствование;

36 – 41 – происходит быстрое соскальзывание в пропасть;

42 – охраняйте ценные вещи от самого себя.

Наши рекомендации