Вопрос 1. классификация инновационных организаций

Методической основой классификации инновационных организаций являются профиль их деятельности, уровень специализации, количество стадий жизненного цикла новшества (инновации), на которых работает инновационная организация, и другие аспекты. Инновационные организации предлагается классифицировать по следующим признакам.

Классификация инновационных организаций:

Признак классификации   Виды инновационных организаций  
1. Уровень новизны новшества (инновации)   1.1. ИО, разрабатывающие (внедряющие) радикальные новшества (инновации) 1.2. То же ординарные новшества (инновации)  
2. Уровень специализации ИО   2.1. ИО, специализированные на отдельной стадии жизненного цикла товара (ЖЦТ) или новшества 2.2. ИО, специализированные по отдельной проблеме 2.3. Комплексные ИО, объединяющие несколько стадий ЖЦТ (новшества)  
3. Стадия ЖЦТ (новшества), на которой работает ИО и пример ее названия (в скобках)   3.1. Стратегический маркетинг (специализированная ИО - научно-исследовательская организация по маркетингу - НИОМаркетинг) 3.2. Фундаментальные исследования (НИО с названием проблемы) 3.3. Прикладные исследования (НИО) 3.4. Опытно-конструкторские работы (специальное конструкторское бюро — СКБ, с названием направления) 3.5. Технологическая подготовка производства (проектно-технологическая организация — ПТО, направление) 3.6. Освоение, производство, тактический маркетинг (фирма, предприятие и т. п.) 3.7. Сервис инновации (сервисная организация, НИОМаркетинт) 3.8. Ремонт товара, инновации (ремонтная организация) 3.9. Комплексные ИО, выполняющие работы на нескольких последовательных стадиях ЖЦТ или новшества  
4. Отрасль знаний, в которой работает ИО 4.1. Естественные науки 4.2. Технические науки 4.3. Гуманитарные науки 4.4. Общественные науки  
5. Отрасль народного хозяйства, в которой работает ИО 5.1. Наука и образование 5.2. Информатика 5.3. Промышленность 5.4. Строительство 5.5. Транспорт 5.6. Сельское хозяйство 5.7. Производственная инфраструктура 5.8. Социальная инфраструктура  
6. Вид новшества (инновации), с которым работает ИО 6.1 Продуктовые 6.2. Ресурсные 6.3. Процессные 6.4. Документальные  
7. Сфера применения новшества (инновации) 7.1. Внутреннего применения 7.2. На продажу, обмен  
8. Тип стратегии ИО 8.1. Виолентная 8.2. Патиентная 8.3. Коммутантная 8.4. Эксплерентная  
9. Вид эффекта, на который преимущественно ориентирована ИО 9.1. Коммерческая(экономический) 9.2. Научно (в виде открытия, изобретения и т. п.) 9.3. Экологический 9.4. Социальный 9.5. Интегральный    
10. Источник финансирования ИО   10.1. Федеральный бюджет 10.2. Региональный бюджет 10.3. Местный бюджет 10.4 Смешанное финансирование 10.5. Из частных источников  
11. Размер ИС 11.1. Малые 11.2. Средние 11.3. Крупные  
12. Период действия ИО   12.1. Постоянные 12.2. Временные  
13. Юридический статус ИО 13.1. Юридически самостоятельные 13.2. Юридически несамостоятельные  
14. Количество стран, в которых расположены филиалы ИС   14.1. Национальные (в своей стране) 14.2. Транснациональные (в одной или нескольких других странах) 14.3. Межнациональные (в ИО входят организации других стран)  
15. Степень освоения ИС рынка   15.1. ИО, выходящие с новшеством на освоенные рынки 15.2. То же, на новые рынки
16. Организационно-правовая форма ИО (в соответствии с ГК РФ)   16.1. Индивидуальное предпринимательство для физических лиц 16.2. Хозяйственные товарищества и общества, в том числе: - полное товарищество; - товарищество на вере; - товарищество с ограниченной ответственностью; - общество с дополнительной ответственностью; - акционерное общество открытого типа; - акционерное общество закрытого типа; - дочерние и зависимые общества 16.3. Производственные кооперативы 16.4. Государственные и муниципальные унитарные 16.5. Некоммерческие организации (ассоциации, союзы и т. п.)  


Приведенная классификация ИО, охватывает все основные признаки, характеризующие различные аспекты ИО

В период развития технологического уклада каждая страна для получения конкурентного преимущества высшего порядка пытается разработать новый инновационный продукт, чтобы за счет его монопольного производства опередить своих конкурентов. В ядре технологического уклада в настоящее время находятся США, Япония, Германия, Великобритания, Франция. Такие страны, как Нидерланды, Швеция, Канада, Италия и др. тоже пытаются попасть в технологическое ядро мирового развития. Поэтому в настоящее время в мире идет концентрация наукоемких отраслей, монополизация производства микроэлектронной и программной продукции, значительный рост затрат на НИОКР.

Например:

- “Самсунг” ежегодно тратит на НИОКР не менее 5% от объема продаж (не менее 2,5 млрд. дол.),

- “ИБМ” — 5, 2% (3,5 млрд. дол.),

- “Дженерал электрик” — 5,3 (3,2 млрд. дол.),

- “Сони” — 5,7%(4,5 млрд. дол.),

- “Филипс” — 7% (2,3 млрд. дол.).

Наблюдается четкая тенденция роста затрат на НИОКР как основного условия экономического развития стран, повышения их конкурентоспособности.

Наши рекомендации