Глава 7. Проектирование организации и организационные
структуры управлении.......................130
7.1.Социотехнические факторы проектирования организации 130
7.2.Элементы проектирования организации 134
7.3.Организационные структуры управления 146
7.4.Новые формы организаций............. 162
Глава 8. Мотивация деятельности.....189
8.1.Основные понятия и механизм мотивации 189
8.2.Эволюция теории трудовой мотивации 194
8.3.Содержательные теории мотивации 198
8.4.Процессуальные теории мотивации 207
8.5.Теории подкрепления.................... 212
8.6.Современные подходы к мотивации 215
Глава 9. Контроль как функция менеджмента218
9.1.Сущность и содержание контроля. 218
9.2.Цели и задачи контроля.................. 221
9.3.Виды управленческого контроля.... 223
9.4.Этапы процесса контроля............... 228
9.5.Кадровая структура контроля....... 232
Глава 10. Коммуникации в управлении организацией233
10.1.Понятие и виды коммуникаций..... 233
10.2.Элементы и процесс коммуникаций 240
10.3.Управление организационными коммуникациями 248
Глава 11. Принятие управленческих решений251
11.1.Содержание и виды управленческих решений 251
11.2.Модели принятия решений........... 259
11.3.Этапы процесса принятия решений 261
11.4.Методы принятия решений............ 266
Глава 12. Власть и лидерство в управлении организацией...272
12.1.Понятия власти и авторитета........ 272
12.2.Структура власти........................... 278
12.3.Понятие лидерства......................... 283
12.4.Теории лидерства......................... 287
12.5.Характеристики эффективного лидерства 302
ЛИТЕРАТУРА......................................305
ВВЕДЕНИЕ
В России происходят важные перемены в управлении всеми сферами человеческой деятельности. Отказ от административно-командной системы управления создал предпосылки для внедрения в отечественную практику новейших достижений управленческой науки. Применение накопленного в мире за многие десятилетия опыта рациональной организации человеческой деятельности в условиях рыночной экономики весьма актуально для нашей страны. Реформирование российской экономики, сложные механизмы и пути перехода к экономике нового типа и связанный с этим поиск методов эффективного управления организованной деятельностью на всех уровнях вызывают несомненный интерес к мировому опыту обеспечения экономического роста, выхода из кризисных ситуаций. Изучение методов и механизмов управления, обеспечивающих удовлетворение потребительского спроса, быструю окупаемость инвестиций, связано с ориентацией на новейшие технологии и способы организации предпринимательской деятельности.
Движение в ногу со временем не означает забвения прошлых достижений и в этой связи не только изучение последних наработок в теории менеджмента, но и критический анализ исторического процесса развития теоретических школ управления, оценки их актуальности и значения для современной практики весьма важны, поскольку развитие современного мира носит скорее асинхронный, чем синхронный характер, что и обусловливает разную значимость теоретических разработок для различных уровней управления и национальных традиций и схем. Открывающимися возможностями в деловой среде нашей страны смогут воспользоваться те предприниматели, которые критически оценят национальный исторический опыт и рационально адаптируют к новой действительности лучшие достижения мировой теории и практики управления.
Сложный характер перехода от директивно-управляемой к регулируемой рыночной экономике в условиях формирующегося в передовых странах постиндустриального общества с явными тенденциями к перестройке организации производства и управления в них на новой информационной и технологической базе; стремлением к оптимизации размеров хозяйствующих субъектов; организации деятельности по проектам и программам в рамках комплексных целевых команд; активным использованием матричных структур корпоративного управления, обеспечивающих сочетание линейного и программного руководства; децентрализации управления и расширения демократических форм и методов функционирования структурных подразделений организации указывают вектор социально-экономических перемен и характер основных проблем, которые будут вынуждены решать российские менеджеры.
Выживание организации в условиях жесткой конкуренции, давления со стороны потребителей и общества в целом в значительной степени связано с адаптацией управленческих структур и функций к изменениям условий внешней среды. В этой связи особую значимость приобретает организация эффективных коммуникаций как внутри организации, так и самой организации с внешней средой. Институциональные формы и структуры будущего опираются на новые информационные технологии, процессы и механизмы принятия решений, изменяющиеся соотношения централизации и децентрализации в управлении. Это обстоятельство заставляет своевременно определять особенности и четко формулировать требования к управлению персоналом и подготовке кадров, к повышению эффективности систем стимулирования, учету факторов историко-культурной и национальной среды.
Интернационализация хозяйственной жизни, миграция рабочей силы поставили перед менеджерами различных уровней (да самими наемными работниками) новую задачу, представляющую не столько большой познавательный интерес, сколько практическую необходимость ознакомления с моделями управления, отражающими, так или иначе, особенности американской, западноевропейской, японской, постсоветской и других культур и систем управления.
Управление людьми всегда было весьма сложной задачей, даже в тех случаях, когда организации сравнительно просты с точки зрения их размера, структуры, технологии, взаимосвязей с внешней средой. В мировой истории и истории нашей страны существует множество примеров как головокружительных успехов отдельных руководителей и возглавляемых ими организаций, так и катастроф. Не утихающие споры по поводу того, что такое менеджмент - наука или искусство, не облегчают задач управления и ответственности руководителей и в XXI веке. Скорее всего, это сплав науки и практического искусства. В современных условиях хороший менеджер будет эффективно работать как в государственном, так и частном секторе.
К сожалению, люди часто бывают не слишком высокого мнения о себе, своих возможностях и способностях (коммуникативных, лидерских и т.д.), что далеко не всегда соответствует действительности. Надо понять свои недостатки и слабости и постараться исправить или уменьшить их влияние. Это важно для самоутверждения и переоценки каждого человека. И пусть не каждому дано овладеть искусством управления, но знать его основы, стремиться применять его важнейшие принципы и методы необходимо специалистам и руководителям всех уровней. Самое трудное и важное - это познать самого себя.
Глава 1