Объяснение причин спада в отрасли или корпорации

Анализ ситуации, угрожающей кризисом, начинается с отрас­левого анализа: необходимо выяснить, определяются ли причины спада в корпорации ее индивидуальным поведением или являются следствием более общих причин, вызвавших спад в отрасли в це­лом. Обычно ответ на последний вопрос известен или его легко найти из данных, публикуемых в прессе или Интернете, которые отражают динамику отраслевого развития.

Сначала необходимо определиться, что понимается под спа­дом в отрасли. В самом общем представлении спад — это такая ситуация, когда спрос ниже, чем максимальный объем производства. Экономическая теория утверждает, что результатом этой избыточной мощности в отрасли является возникновение в ней оп­ределенной системы действий. Эти действия разрабатываются с целью увеличения объема продаж, чтобы поддерживать использование производства в полном объеме. Все это может выражаться в форме войны цен. Также вероятно, что компании будут покидать эту отрасль, так как предельный (маржинальный) производитель более не может действовать с выгодой.

Причины спада можно разделить на внешние и внутренние. Приведем список наиболее распространенных.

Внешние факторы:

•изменения технологий;

• изменение социальных ценностей или моды;

• насыщение конкретных сегментов рынка;

•действия конкурентов;

• изменения в структуре отрасли;

•снижение отраслевых продаж.

Внутренние факторы:

•плохое управление;

• недостаточный финансовый контроль;

• недостаточные усилия в области маркетинга;

• неудачные приобретения и слияния;

• слабое управление производством (операциями);

• чрезмерное расширение торгово-промышленной деятельности;

• недостаточно просчитанные вклады в крупные проекты.

Рассмотрим их более подробно.

Внешние факторы

Изменения технологий. Новый технический процесс или новый продукт может быть причиной упадка существующей продукции. Новый продукт другой фирмы может превосходить уже существу­ющий, отвечая более широкому кругу потребностей покупателей.

Изменение социальных ценностей или моды. Эти факторы могут привести к значительному спаду производства. Так, например, снижение уровня рождаемости вызовет снижение спроса на това­ры для детей. Точно так же перемены в моде в значительной степе­ни будут воздействовать на рынок одежды и товаров для досуга.

Насыщение конкретных сегментов рынка. Многие компании концентрируются на определенных сегментах рынка, которые часто ограничены географическими рамками, и со временем эти сег­менты насыщаются. Производители таких товаров, как телевизо­ры, бытовая техника и т.п., испытывают на себе подобную про­блему. В то же время степень насыщения зависит от демографичес­ких изменений, в частности от темпов роста населения региона.

Действия конкурентов. Концентрация и характер конкуренции в данной сфере производства будут важнейшими определяющими факторами прибыльности фирмы. Уровни затрат ключевых конкурен­тов на рекламу и продвижение товаров могут серьезно влиять на при­быльность, как минимум, в течение короткого промежутка времени.

Изменения в структуре отрасли. Они могут также влиять на уров­ни прибыльности. Действия, подобные слияниям, могут поставить другую компанию в очень невыгодное положение.

Снижение отраслевых продаж является важной вероятной при­чиной кризиса. Оно может происходить из-за экономического спа­да или же быть долгосрочной тенденцией. Исследование темпов падения продаж и его причин дает важную информацию для оп­ределения способов борьбы с кризисом.

Внутренние факторы

Плохое управление. С. Слаттер (1984) определяет пять его при­зраков:

1) авторитарность;

2) соединение функций председателя правления компании и исполнительного директора при отсутствии эффективной наблю­дательной комиссии;

3) неэффективный совет директоров;

4) пренебрежение управляющих основными направлениями деятельности;

5) недостаток управленческих навыков у топ-менеджеров.

Недостаточный финансовый контроль. Спаду способствует сла­бость систем информации, предоставляющих данные о затратах, сметах, движении денежных средств и т.п. Слаттер выявил четыре общих проблемы:

1) неудачно разработанная система управленческого учета, которая дает неправильную или несоответствующим образом представленную информацию;

2) слабое использование реально полученной информации;

3) неудачная структура организации, препятствующая конт­ролю;

4) плохая система распределения накладных расходов.

Недостаточные усилия в области маркетинга. Подобная ситуа­ция может возникнуть в случае неудачно составленного плана сбыта, отсутствия его концепции, недостатка информации по исследова­нию рынка и т.п.

Неудачные приобретения и слияния. Компании, проводящие по­литику приобретений, могут не получить отдачи, что способству­ет быстрому спаду. Вероятнее всего, это произойдет в случае, если приобретение является не связанным с основной деятельностью компании и не обеспечивает синергию.

Слабое управление производством (операциями). Компании, находящиеся в стадии спада, часто сталкиваются с проблемами в своей производственной деятельности. В частности, они могут иметь слишком нерациональную структуру затрат. Это может происхо­дить из-за плохих служебных отношений, неэффективных методов производства или слабой подготовки рабочих.

Чрезмерное расширение торгово-промышленной деятельности. Многие небольшие компании страдают от проблемы чрезмерного расширения операций. Часто это проявляется в том, что уровни прибылей от увеличения оборота слишком незначительны с тем, чтобы покрыть займы, взятые для обеспечения расширения.

Недостаточно просчитанные вклады в крупные проекты. Инвестирование больших средств в крупные проекты нередко приводит к снижению прибыльности или банкротству. Крупный проект (к таким относятся значительные капиталовложения в новый продукт или процесс, широкая кампания в области маркетинга и т.п.) может поглотить значительные суммы средств компании.

Признаки спада в компании

Признаки спада зачастую обнаружить гораздо легче, чем лежащие в их основе причины. Набор этих признаков может быть уникальным для каждой компании, однако можно выделить наиболее характерные и часто встречающиеся:

• падение прибыльности, которое отражается в снижении при­были до налогообложения или как процента от продаж либо в снижении ROI (прибыли на капиталовложения);

• падение удельного объема продаж в сравнении с существую­щими в отрасли; этот показатель может измеряться в продажах на одного работающего, продажах на квадратный метр площади фаб­рики, на единицу производственных мощностей и т.п.;

• возрастание уровня финансовой зависимости в связи с по­стоянно возрастающей задолженностью;

• проблемы ликвидности в текущих и срочных показателях, а также проблемы с запасами, дебиторами и кредиторами;

• уменьшение доли рынка; что свидетельствует о том, что ком­пания на данном рынке неконкурентоспособна.

Факторы, определяющие выбор

Стратегии восстановления

Существует множество факторов, определяющих тип страте­гии восстановления, которая должна быть реализована. Их можно разделить на факторы внешнегоокружения и внутренниефакторы. Рассмотрим подробнее обе группы факторов.

Факторы внешнего окружения

Их можно классифицировать как те, которые связаны с характеристиками спроса и предложения. Основные характеристики спро­са связаны с покупателями и товарами.

Характер спада

Основным фактором является характер спада в спросе на товар. Медленный это или быстрый спад? Устойчив он или непостоя­нен? Ответы на эти вопросы в значительной степени будут влиять на выбор стратегии.

Структура отрасли

Важными факторами являются количество конкурентов и мас­штабы их деятельности, а также относительная доля принадлежа­щего им рынка. Несколько крупных покупателей могут также ока­зать значительное давление на отрасль.

Стабильность цен

Падающие или нестабильные цены являются неблагоприятной характеристикой отрасли и ставят сложные проблемы при выборе подходящих стратегий.

Индивидуализация продукции

Товары, достигшие стадии спада в своем жизненном цикле, часто обладают слабо воспринимаемыми отличительными черта­ми. Это ведет к усложнению стратегического управления. Индиви­дуализация же продукции обеспечивает дополнительные страте­гические возможности.

Сегменты спроса

Существование различных сегментов имеет большое значение, потому что, вероятнее всего, будут существовать сегменты спро­са, в которых спад идет различающимися темпами. Характеристи­ки предложения имеют отношение к компаниям, которые производят и поставляют товар или услугу, формирующие данную от­расль. Основные факторы предложения включают:

• Уровень избыточной мощности. Он связан с темпом спада, но также определяется ростом производительности и темпом, с которым компании уходят из отрасли. Высокие уровни избы­точных мощностей неблагоприятны. Однако ситуация может быть изменена в сегменте, где действует компания.

• Вертикальная интеграция. Когда фирмы в пределах отрасли производства интегрированы вертикально, они менее охотно по­кидают данную отрасль. Подобная характеристика является не­привлекательной в контексте борьбы со спадом в отрасли.

• Структура отрасли. Есть основания предполагать, что отрасль с несколькими крупными поставщиками и значительной долей рынка более системно сможет бороться со спадом спро­са, чем отрасль, включающая значительное количество не­больших поставщиков.

• Принадлежность компании. Если компания принадлежит круп­ной корпорации, то ключевые стратегические решения, ве­роятнее всего, будут приниматься на систематической и объективной основе. Скорее всего, это выльется в быстрое решение о закрытии или изъятии вложений. В случае с не­большой самостоятельной компанией доминирующим мо­жет стать ее желание выжить любой ценой.

• Характеристики активов. Компании, на счетах которых акти­вы учтены по значительно большей цене, чем они реально будут оценены в случае продажи, вряд ли захотят выйти из отрасли. Так же будут обстоять дела в случае, если активы имеют мало альтернативных вариантов использования.

Внутренние факторы

Существует несколько факторов. Рассмотрим ключевые.

Позиция менеджеров. Характер осознания менеджерами особен­ностей отрасли производства и их реакция на эти особенности име­ют большое значение при определении того, каким образом они будут справляться со спадом. Менеджеры привыкают к определен­ным, хорошо им известным товарам и рынкам. Это может привести к провалу попыток внушить им необходимость видеть меняющиеся обстоятельства и действовать для приспособления к ним.

Положение с затратами в отрасли. В отрасли, находящейся на спаде, может наступить стадия, когда производитель с наиболее высокими затратами будет вынужден ее покинуть, так как, когда цены снижаются, его прибыль падает до отрицательных величин. В этом случае производители с меньшими затратами получают зна­чительное преимущество.

Доля рынка. Компания, имеющая большую долю рынка, лучше справится со спадом. Это правило применимо как ко всей отрасли, так и к отдельным ее сегментам.

Сможет ли компания оправиться от спада? Для ответа на вопрос необходимо рассмотреть такие факторы, как причины спада, сте­пень остроты кризиса, отношение групп поддержки и т.п. Компания может выйти из спада скорее, если существует одна, а не несколько его причин, если кризис мягкий, а не острый и т.д. На рис. 10 пред­ставлены факторы, которые определяют возможность выхода из спада. На рисунке представлены две группы факторов: способствующие выходу из кризиса и препятствующие выходу. Чем большее число благоприятствующих выходу факторов действует, тем более вероят­но смещение прогнозируемой ситуации от выживания к устойчиво­му оздоровлению. И наоборот, чем больше действует факторов, пре­пятствующих выходу, тем более вероятно движение от выживания в течение короткого промежутка времени к банкротству.

Наши рекомендации