Отличия власти от полномочий

Власть Полномочия
Действует во многих направлениях Действуют по вертикальным направлениям вниз по подчиненности
Может не приниматься теми, к кому она применяется Обычно воспринимаются подчиненными
Исходит из многих источников Передаются конкретным ролям или должностям в организации
Более сложна для определения и отнесения к какой-либо категории Могут быть определены из схемы организации

Источники власти, доступные для

Внутренних стейкхолдеров

Основными источниками власти со стороны индивидов и групп к организации являются следующие.

Меновая власть

Внутренние стейкхолдеры, или внутренняя группа влияния, будут обладать значительной меновой властью,если онаконтролирует конкретный ресурс, обладает техническими навыками, спе­цифической информацией или знаниями, которые существенны для функционирования организации. Для того чтобы индивид об­ладал меновой властью, конкретный ресурс должен быть скон­центрирован и незаменим (что означает его недоступность в дру­гих местах). Например, кладовщик обладает властью распределять запасы и удовлетворять требования на них.

Положение в иерархии

Положение лиц в организационной иерархии дает им формаль­ную власть над другими, занимающими более низкое положение. Такие лица обладают полномочиями для принятия решений, уп­равления и контроля.

Личные качества

Некоторые индивиды в организации могут обладать специфи­ческими личными характеристиками, позволяющими им оказы­вать влияние. Влияние может возникать также в связи с высоким уровнем единодушия внутри конкретного подразделения. В этом случае индивид, обладающий даром убеждения, умением вести за собой, интеллектуальным превосходством, энергией, становится лидером, т.е. объединяет людей и ведет к достижению доставлен­ной им цели.

Власть лиц, имеющих доступ к процессу принятия решений

Об индивидах, имеющих доступ к механизму принятия реше­ний, или по отношению к лицам, принимающим решения, гово­рят, что они обладают властью. Группы влияния, которые не рас­полагают сильной меновой властью, тем не менее, способны до­биться значительного влияния благодаря участию в процессе выработки решений. Уже сам по себе доступ к обладающим влас­тью является источником власти. Например, специалисты в обла­сти финансов будут, как правило, иметь значительную власть в организации, благодаря их участию в процессе осуществления стра­тегии. Такое участие дает им власть для действий по своему усмот­рению.

Способность вознаграждать и наказывать

Отдельные лица или группы влияния, которые могут вознаграждать тех, кто выполняет их пожелания, или которые могут применять санкции, будут иметь власть. В первом случае люди повинуются, потому что они верят, что будут вознаграждены в определен­ной финансовой или психологической форме, а во втором согласие вызвано боязнью наказания или лишения вознаграждений.

Воспринимаемая власть

Может возникнуть конфликтная ситуация, связанная с тем, что лицо, принимающее решение, воспринимает члена группы влияния как располагающего властью. Менеджеры, которые создают собственную базу влияния, могут сохранять такой образ го­раздо дольше, чем позволяют их конкретные умения соответство­вать конкретным проблемам или условиям обстановки. Они могут вставить других думать, что они обладают властью.

Управление стратегическими ресурсами

Группы влияния, контролирующие базовые ресурсы, такие как деньги, разработки продуктов или кадры, обладают значительной властью. Финансовый отдел обладает большим влиянием, потому что контролирует базовый ресурс — деньги. Отделы исследований и разработок могут быть влиятельными в связи с тем, что они разрабатывают новые продукты и процессы, что является решаю­щим фактором возможности будущего стратегического успеха орга­низации.

Источники власти, доступные

Для внешних стейкхолдеров

Основными источниками власти внешнего происхождения являются следующие.

Создание отношений зависимости. Внешние стейкхолдеры (груп­пы влияния), такие как банки, инвесторы, основные поставщи­ки, имеют возможность создавать отношения зависимости. Портер (1985) считает, что возможность поставщика создавать отноше­ния зависимости обусловлено следующими пятью факторами:

• степенью концентрации поставщиков в той отрасли, в кото­рой они осуществляют продажи;

• уровнем взаимозаменяемости продукции различных постав­щиков и степенью ее дифференциации;

• размером и возможностью вертикальной интеграции;

• важностью поставщика для покупателя;

• существованием затрат на смену поставщика, если покупате­ли хотят их поменять.

Специальные знания и навыки. Внешние группы влияния, обла­дающие чрезвычайно необходимыми для компании специальны­ми знаниями и навыками, в силу этого обладают властью. Мас­штабы этого влияния определяются видом привлекаемых знаний и опытом, тем, как они воздействуют на цепочку создания ценно­сти, степенью их доступности во внешней среде, а также способ­ностью организации создать эти знания и навыки самостоятельно.

Связи с внутренними стейкхолдерами. Внешние участники ком­пании, которые имеют доступ к основным внутренним стейкхолдерам, могут достигать значительного влияния. Это происходит от осознания того, что они развивают взаимосвязи и также могут влиять на поведение внутренних стейкхолдеров.

Концентрация внешних групп влияния. Власть поставщиков, покупателей или компаний оптовой торговли может существенно изменяться под влиянием их концентрации. Чем больше степень концентрации, тем больше их возможности ставить свои собственные условия и договариваться о выгодных соглашениях и контрактах.

Вовлечение в процесс реализации стратегии. Внешние группы влияния, которые поддерживают ключевые связи в цепочке создания ценности, могут приобретать власть. Знание обстоятельств деятельности компании, полученное в результате такой поддерж­ки, может быть использовано для усиления внешней группы вли­яния и позволит ей диктовать условия компании.

Изучив источники власти как внешних, так и внутренних групп влияния, остановимся на том, как она воздействует на стратеги­ческие решения.

Наши рекомендации