ГЛАВА 3. Организация инновационного менеджмента. 23
3.1. Содержание и структура инновационного процесса. 23
3.2. Этапы и фазы разработки и реализации инноваций на стадиях развития нововведений. 28
3.3. Методы поиска инновационных идей. 32
3.4. Анализ реализации инновационного процесса. 35
ГЛАВА 4. Приемы инновационного менеджмента. 42
4.1. Сущность и содержание приемов инновационного менеджмента. 42
4.2. Приемы, воздействующие на производство инноваций. 43
4.3. Приемы, воздействующие на производство, реализацию, продвижение и диффузию инноваций 45
4.4. Приемы, воздействующие только на реализацию и диффузию инноваций. 48
ГЛАВА 5. Инновационный менеджмент и стратегическое управление. 56
5.1. Понятие и виды инновационных стратегий. 56
5.2. Способы выбора инновационных стратегий. 61
5.3. Формирование инновационных стратегий. 66
ГЛАВА 6. Инновационное поведение. 74
6.1. Оценка стратегических направлений инновационного повеления. Инновационные игры.. 74
6.2. Исследование инновационной активности. 79
6.3. Типы инновационного поведения фирм.. 82
ГЛАВА 7. Формы инновационного менеджмента. 91
7.1. Организационные формы инновационного менеджмента. 91
7.2. Классификация инновационных организаций. 94
7.3. Организационные структуры научно-технической сферы.. 97
ГЛАВА 8. Инновационная политика. 109
8.1. Содержание и направления инновационной политики. 109
8.2. Оптимизация инновационной политики на предприятии. 113
8.3. Методы выбора инновационной политики хозяйствующего субъекта. 117
ГЛАВА 9. Управление затратами и ценообразование в инновационной сфере. 126
9.1. Управление инновационными затратами. 126
9.2. Особенности ценообразования на инновационную продукцию.. 131
9.3. Анализ условий безубыточности в инновационном бизнесе. 135
ГЛАВА 10. Риск в инновационной деятельности.. 144
10.1. Классификация и характеристика видов риска. 144
10.2. Методы оценки риска в инновационном бизнесе. 150
10.3. Способы снижения рисков в инновационной деятельности. 155
ГЛАВА 11. Управление разработкой программ и проектов нововведений.. 162
11.1. Понятие инновационных программ. Виды инновационных проектов. 162
11.2. Бизнес-план и экспертиза инновационного проекта. 167
11.3. Отбор проектов нововведений. 172
ГЛАВА 12. Анализ эффективности инновационной деятельности.. 183
12.1. Оценка эффективности инноваций. 183
12.2. Экономическая эффективность вложения капитала в инновацию.. 186
12.3. Эффективность инновационной деятельности с привлечением внешних источников финансирования. 190
Контрольные задания по главам.. 196
Ответы на тренировочные задания. 203
Глоссарий.. 213
Литература. 220
Предисловие
В современных условиях практически каждая организация любой отрасли национальной экономики решает задачи изменении и улучшений, которые и создают конкурентное преимущество одной компании над другими, позволяют сохранять и усиливать свои позиции на рынке. Материальные ресурсы имеют свойство исчерпываться. Интеллектуальные ресурсы организации, региона, страны - это единственный неисчерпаемый источник, позволяющий оставаться на мировом уровне развития. Способность новых знаний экономить необходимые затраты труда и ресурсов придает им особую потребительную стоимость - возможность снижать стоимость произведенной продукции или услуг.
В отличие от приемов работы со сложившимся, «зрелым» товаром, бизнес с новым продуктом, имеющим лучшие потребительские свойства, связан не только с экономическими аспектами управления (искать и осваивать новый рынок), но и с технологическими (развивать и совершенствовать саму продукцию под потребности рынка).
В России проведено большое количество исследований и разработок, создан банк перспективных для коммерциализации результатов, но их авторы только в исключительных случаях могут стать квалифицированными менеджерами своего бизнеса. Нереализованные запасы передовых технологических разработок насчитывают десятки тысяч. Для их успешного продвижения на российские и зарубежные рынки нужны сотни тысяч специалистов в области реализации нововведений.
Целями дисциплины «Инновационный менеджмент» являются подготовка высококвалифицированных специалистов, способных на базе полученных знаний развить практические навыки управления процессами разработки и реализации инноваций - основного фактора развития экономики современного общества; формирование у будущих менеджеров современных представлений об инновационном характере предпринимательства в производственной сфере, особенностях и механизмах инновационной деятельности. Инновационный менеджмент является одной из основных специальных дисциплин, позволяет подготовить будущего специалиста, имеющего высокий уровень теоретических знаний в области управления, необходимый в дальнейшем для углубленного изучения других дисциплин и для успешного применения на практике. Необходимость изучения этой дисциплины диктуется потребностями рыночной экономики, в условиях которой эффективная деятельность основывается на интенсивных факторах экономического роста.
Задачи дисциплины «Инновационный менеджмент»:
• формирование у студентов теоретических знаний об основных понятиях и приемах инновационного менеджмента и об инновационном процессе;
• обучение студентов основам построения стратегии и политики в сфере инноваций;
• создание у будущих менеджеров современных представлений о коммерциализации инноваций в производственной сфере, об особенностях и механизмах инновационной деятельности;
• ознакомление студентов с отечественным и зарубежным практическим опытом инновационной деятельности.
В результате изучения дисциплины «Инновационный менеджмент» менеджер и экономист-менеджер должны:
• знать теоретические основы и современную практику инновационного менеджмента; методы активизации инновационной деятельности, основные методы и приемы инновационного менеджмента, а также этапы инновационного процесса;
• уметь внедрять новшества на производстве; осуществлять финансовый менеджмент инноваций; проводить эффективный маркетинг инноваций; применять новейшие методы материального и морального стимулирования персонала, участвующего в инновационной деятельности;
• владеть навыками оценки и отбора нововведений, оценки рынков, определения рыночной стоимости и правовой зашиты объектов интеллектуальной собственности; планирования и организации инновационной деятельности.
Учебное пособие написано в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Менеджмент организации».
Книга состоит из 12 глав. Изучение первой главы дает общее представление о дисциплине «Инновационный менеджмент». Вторая глава посвящена изучению характеристик инновационного менеджмента. В последующих главах рассматриваются важнейшие составляющие инновационного менеджмента: инновационный процесс, приемы инновационного менеджмента, стратегическое управление в инновационном менеджменте, инновационное поведение, формы инновационного менеджмента, инновационную политику, ценообразование в инновационном бизнесе, риск в инновационной деятельности, управление инновационным проектом, анализ эффективности инновационной деятельности.
В учебном пособии обобщены достижения зарубежной и отечественной науки в области управления инновационными процессами. При его подготовке использованы материалы исследований в области инновационного менеджмента, авторами которых являются И.Т. Балабанов, Г.Д. Ковалев, П.Н. Завлин, С.Д. Ильенкова, В.Н. Гунин, А.А. Трифилова и ряд других российских ученых.
Усвоение материала контролируется с помощью завершающих каждую главу тестов и тренировочных заданий, что способствует закреплению теоретических знаний и развитию практических навыков в сфере управления инновациями в современных условиях. В конце учебного пособия приведены итоговые контрольные задания, а также ответы и решения на некоторые из них.
Авторы благодарят рецензентов профессора И.Е. Рисина и профессора В.В. Давниса за ценные и конструктивные рекомендации при подготовке рукописи книги, а также редактора В.В. Космина за правку, значительно улучшившую текст книги.
ГЛАВА 1. Основные понятия инновационного менеджмента
> Общие понятия об инновациях
> Тенденции и разновидности развития
> Инновационная спираль
> Инновационный период развития экономики
> Понятие, сущность и содержание инновации
> Классификация инноваций
> Функции инновации
> Источники инновационных возможностей