Тема 10. Коммуникационный менеджмент в государственных и гражданских некоммерческих организациях
Рекомендации по составлению и доработке конспекта лекции.
Исследовать коммуникационный менеджмент государственных и региональных органов власти как особый механизм государственного и регионального управления, деятельность которого направлена на оптимизацию принятия и реализации государственных решений. Рассмотреть функции и организация информационных служб при правительственных органах, задачи информационного обеспечения деятельности государственных и региональных органов власти. Исследовать содержание деятельности по менеджменту коммуникаций в органах исполнительной, законодательной и судебной власти. Рассмотреть формы работы с общественностью политических и общественных организаций.
Исследовать социальный маркетинг как деятельность органов государственной власти по эффективному выявлению специальных запросов респондентов, по поддержанию и улучшению благосостояния как граждан, так и общества в целом, задачи социального маркетинга.
Рассмотреть политический маркетинг как специфическую профессиональную деятельность, предпринимаемую для создания, поддержания и изменения поведения общественности по отношению к органам власти, политическим партиям, демократическим институтам, способствующую формированию гражданского общества.
Проанализировать специфику коммуникационного менеджмента в муниципальном и местном самоуправлении, условия эффективности коммуникационного менеджмента в некоммерческом секторе.
Ключевые слова: коммуникация, менеджмент, некоммерческая организация, маркетинг, политический маркетинг.
Задание для самостоятельной работы:
1. Изучить категориальный аппарат.
2. Доработать материалы лекции.
3.Подготовиться к итоговой аттестации.
б) при подготовке к семинарским занятиям
В случае подготовки доклада по теме семинара студенту необходимо проинформировать об этом преподавателя, группу и при необходимости проконсультироваться у преподавателя.
Тема 5. Роль коммуникационного менеджмента в разработке и реализации общей стратегии предприятия
(для студентов очной и очно-заочной форм обучения)
Задание для самостоятельной работы:
1.Подготовить доклад по теме семинара №1.
2. Изучить вопросы к зачету №1-8.
3. Изучить вопросы к зачету № 8-10.
4. Решить тесты № 1-30.
Основная литература: 1,2.
Дополнительная литература: 1-3.
Тема 6. Формирование положительного общественного мнения об организации
(для студентов очной и очно-заочной форм обучения)
Задание для самостоятельной работы:
1.Подготовить доклад по теме семинара №2.
2. Изучить вопросы семинара № 2 №1-5.
3. Изучить вопросы к зачету № 58-60.
4. Решить тесты №31-60.
Основная литература: 1,2.
Дополнительная литература: 1-3.
Тема 8. Внутренний коммуникационный менеджмент*
(для студентов очной и очно-заочной форм обучения)
Задание для самостоятельной работы:
1.Подготовить доклад по теме семинара №3.
2. Изучить вопросы семинара № 3 №1-5.
3. Изучить вопросы к зачету № 63-69.
4. Решить тесты № 61-100.
Основная литература: 1,2.
Дополнительная литература: 1-3.
Электронный ресурс тестов и практических заданий по дисциплине.
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ
А
Абсентеизм (абсентизм) –добровольный, в большей или меньшей степени осознанный, отказ гражданина от участия в выборах.
Авторитет – общепризнанное влияние лица, организации или общественного института на различные сферы социума, основанное на подлинных или мнимых достоинствах, информированности, опыте.
Агрессивность коммуникации – см. наступательность коммуникации.
Аномия – утрата индивидом социальных связей и социальной ответственности.
Архитектурный дизайн – внешнее оформление офисов, подъездов, паркингов, производственных помещений, размещение построек, их планировка.
Аффилирование – рыночная стратегия, заключающаяся в подчинении менее влиятельной структуры, не предполагающая прямого поглощения, а, в ряде случаев, и покупки контрольного пакета акций аффилируемой организации.
Б
Бенчмаркетинг – использование самых передовых технологий и самых совершенных социальных инноваций из тех, которые на данный момент доступны фирме
Бифуркационность – нахождение в ситуации, сценарии будущего развития, в которой не просто многовариантны, а непредсказуемы.
Благо – обобщенное абстрактное понятие, используемое для обозначения положительной ценности предметов, явлений, институтов.
Благотворительность – финансовая или иная поддержка общественных объединений, культурных и спортивных организаций и их программ, осуществляемая коммерческими структурами на безвозмездной основе, благотворительность отличается от спонсорства тем, что не предполагает даже неформальных обязательств со стороны получивших поддержку.
Бонус – премия за скорость и/или качество выполнения работы, как правило, предусмотренная договором.
Бренд – марка товара или, что более распространено, фирмы, обладающая особой известностью, имеющая большую ценность, чем материальные активы фирмы.
Брендинг – целенаправленная деятельность менеджеров, маркетологов, пиарменов, по созданию бренда.
Брифинг – кратковременная информационная встреча руководителей или ответственных специалистов организации с представителями СМК; может состоять лишь из краткого информативного выступления представителей организации и распространения среди журналистов пакета информационных материалов (без ответов на вопросы журналистов).
Бэкграунд – текущая, «поддерживающая» информация, не содержащая сенсаций.
В
Венчурность –рискованный, «авантюристический» характер бизнеса в инновационных отраслях экономики.
Вербальные коммуникации – совокупность словесной информация, передаваемой организацией или лицом.
Вертикальная интеграция – интеграция с потребителями или поставщиками, заканчивающаяся, в идеале, формированием замкнутого технологического цикла. Вариантом вертикальной интеграции является обратная (регрессивная) интеграция – подчинение организаций, оказывающих вспомогательные услуги.
Виртуальный объект – социальный объект, не существующий как материальная, фактическая данность, но активно участвующий в общественных процессах.
Высокие технологии (хай-тех, хай-текнолоджи) – наиболее передовые, инновационные технологии.
Вытеснение –набор приемов, позволяющих заменить сложившийся отрицательный стереотип о рекламном или ПР-объекте нейтральным, а – в идеале – позитивным стереотипом, или, хотя бы, “вытеснить” из общественного сознания сложившийся отрицательный стереотип.
Г
Горизонтальная интеграция – слияние нескольких рыночных субъектов, примерно равных по уровню влияния и богатства. Вариантом горизонтальной интеграции является прямая (прогрессивная) интеграция – поглощение фирмы, «пиратским» способом тиражирующей технологии поглощающей организации.
Гражданское общество – сфера самодеятельности и самоорганизации индивидов и их добровольных ассоциаций, независимая от государства, официальной церкви, крупных монополий и иных влиятельных институциолизированных структур.
Грязный ПР (черный ПР) – совокупность приемов создания искаженных имиджей, приукрашенных – для клиентов и заказчиков, ухудшенных – для их оппонентов, не противоречащих закону, а, зачастую, и общественной морали, и состоящая, прежде всего, в манипулировании информационными потоками и, в меньшей степени – в манипулировании индивидуальным и общественным сознанием.
Группа влияния (группа давления, реже – корпорация, см. корпорация) – сообщество лиц со сходным социально-экономическим положением, объединившихся в формализованную или неформальную структуру с целью лоббирования своих общих интересов.
Д
Деловое общение – искусство, позволяющее войти в контакт с другими лицами или организациями для получения взаимовыгодных результатов.
Детализация – создание более понятной и конкретной, иногда, – более эмоциональной картины.
Диверсификация – маркетинговая стратегия, основанная на увеличении спектра (“веера”) предлагаемых услуг и продукции; расширение отраслевого профиля с целью выхода на новые рынки.
Дистанцирование –набор приемов, направленных на то, чтобы показать отличие рекламного или ПР-объекта от явлений, событий, лиц, по отношению к которым сложились устойчивые отрицательные стереотипы.
З
Закрытая общественность – сообщество сотрудников фирмы, работающих на постоянной основе и в течение достаточно длительного периода, объединенных нормами корпоративной культуры.
Ж
Журналистика – деятельность СМК по сбору, обработке, распространению актуальной экономической и социально-политической информации.
И
«Идеалистическая модель» ПР(чистый ПР)–набор приемов гармонизации общественных отношений, прежде всего, между тремя главными акторами – бизнесом, властью, общественностью, использующий, преимущественно, коммуникативные средства и построенный на принципах правдивой, непротиворечивой, объективной (репрезентативной) информированности.
Идентификация – социально-психологическое понятие, обозначающее один из механизмов социализации, интеграции индивида в ту или иную общность.
Имидж – 1) совокупность позитивных характеристик фирмы в представлении ее руководства, ПР-службы, коллектива, отражающая ее подлинные достижения и ее отличия от конкурентов; 2) виртуальный образ лица, фирмы, организации, сконструированный в общественном сознании.
Имиджмейкинг, имижмейкерство – набор технологий создания имиджа во втором, из предложенных нами, значений этого термина.
Имиджмейкер – специалист по имиджмейкингу.
Инвестор рилейшнз (отношения с инвесторами) – распространение информации, которая влияет на понимание акционерами и инвесторами финансового состояния и перспектив компании, а также способствует улучшению отношений между корпорацией и ее акционерами.
Индустриальное общество (индустриализм) – см. современное общество.
Инновация – изобретение в постиндустриальной экономике, новшество, которое должно дать фирме быструю отдачу и смениться следующим, столь же быстро внедряемым изобретением. Синонимом слова “инновация” в постиндустриальной экономике (но не понятия – “изобретение”, характерного для промышленной экономики) служит термин “ноу-хау” (англ. know-how – знаю как).
Интеграция – набор рыночных стратегий, предполагающий объединение с конкурентами, крупными институциональными потребителями или поставщиками.
Интерпретация – иное объяснение того или иного процесса, события, явления; раскрытие смысла концепции другими терминами или другим языком.
Информационное общество – см. современное общество.
Информационное поле – сегменты общественного сознания, в которых сложилось то или иное представление о ПР-объекте.
Информационный дизайн – полноценная знаковая система, создающая имидж фирмы.
К
Кадровое ядро трудового коллектива – группа работников, имеющих знания, навыки, мастерство, в подобном сочетании на данном этапе недоступные коллективам фирм-конкурентов.
Карьера – собственное суждение работника о своем служебном положении, перспективах служебного роста, возможностях получения больших доходов от занятия профессиональной деятельностью, возможностях самовыражения, профессионального роста и творческого удовлетворения; 2) схема профессионального, творческого роста, а также роста доходов, разрабатываемая для ведущих сотрудников топ-менеджментом.
Кит– см. медиа-кит.
Кооперация –маркетинговая стратегия, заключающаяся во взаимодействии нескольких рыночных структур, примерно равных по степени богатства и влияния, но не приводящая к их организационному слиянию.
Креатив – творческий подход к любому ПР-или рекламному объекту, преобразование стандартных ПР-технологий в индивидуализированные, нестандартные
Климат психологический (психологическая атмосфера, “аура” и тому подобное) – установившаяся система межличностных отношений в группе, имеющая субъективную значимость для каждого ее члена.
Коммуникабельность – умение устанавливать и поддерживать необходимые межличностные контакты.
Коммуникационный аудит –проведение исследования внешних и внутренних коммуникационных потоков, проходящих через организацию.
Контент-анализ – предельно формализованный метод анализа текстов, основанный не на выделении их содержания, а на определении частоты употребления того или иного понятия, словосочетания, наименования.
Конфликт – столкновение позиций, взглядов, интересов, сопровождающееся эмоциональными переживаниями участников межличностного конфликта или представителей конфликтующих сторон.
Копирайтер – специалист по подготовке ПР-текстов, распространяемых без авторской подписи и выражающих официальную (корпоративную) точку зрения.
Корпоративная культура – совокупность ценностей, этических и профессиональных, предписывающих определенный стиль поведения во взаимоотношениях работников между собой, а также их отношениях с клиентами, потребителями и деловыми партнерами; корпоративная культура объединяет руководство и кадровое ядро коллектива фирмы (в идеале – руководство и всех сотрудников фирмы).
Корпорация – коммерческое предприятие, находящееся в коллективной собственности (обычно, в форме акционерного общества);
сообщество лиц со сходным профессиональным, социально-экономическим или социокультурным статусом.
Кристаллизация – выражение буквально одной-двумя фразами общепризнанной или становящейся такой после произнесения точки зрения.
Л
Легислатура – орган представительной (законодательной) власти на уровне государства или региона (субъекта федерации).
Легитимность – признание авторитета власти со стороны подданных или граждан.
Легитимация – процесс постепенного признания права на существование той или иной общественной реалии, например, частнохозяйственной экономики, а не только утверждения в обществе авторитета органов и институтов власти.
Лоббизм – соответствующая признанным нормам права и морали деятельность, имеющая своей целью добиться закрепления в законах и иных нормативных актах частных интересов различных групп, организаций и отдельных лиц, не противоречащих общественным и государственным интересам.
Лоббирование – лоббистская деятельность той или иной группы влияния.
Локаут (англ. lock out – “выбросить вон”) – массовое увольнение рабочих в условиях забастовки или предзабастовочной ситуации.
Лояльность – благоприятное, позитивное отношение.
М
Медиа-кит (пресс-кит, кит) – «пакет» информации для представителей СМИ, включающий пресс-релиз, листок с текущей информацией, краткую информацию о фирме, фотоматериалы, иногда – финансово-экономическую отчетность и тому подобное.
Миссия фирмы – краткое, возможно в виде слогана, выражение ответственности фирмы перед обществом.
Мониторинг – постоянное наблюдение за ходом того или иного процесса, меняющегося во времени явления, предполагающее внесение изменений в деятельность лиц и структур, для которых ведется наблюдение; контроль за ходом выполнения плана или проекта с целью их возможной корректировки.
Мотивация – комплекс внутренних и внешних факторов, побуждающих индивида к активным действиям.
Н
Наступательность – опережение своих информационных противников.
Невербальная коммуникация – общение, опирающееся не на слова, а на мимику, интонации, жесты, паузы в речи и тому подобное.
Ньюсмейкер – известное и (или) влиятельное лицо, сам факт присутствия которого на том или ином событии (мероприятии) интересен для СМК.
Ньюсмейкерство – целенаправленная деятельность по превращению любого события в жизни фирмы в элемент паблисити, бесплатно распространяемой о фирме интересной (и, безусловно, правдивой) информации.
О
Обратная интеграция – см. вертикальная интеграция.
Обратная связь – каналы получения информации об ответной реакции аудитории на ПР-акции.
Общественное мнение – состояние массового сознания, проявляющееся в совокупности оценочных суждений о событиях и фактах действительности, проблемах государственной и общественной жизни различных групп или слоев населения.
Общественность – совокупность граждан, сложившаяся под влиянием коньюктурных или долговременных обстоятельств в различных сферах социальной жизни, осознающая проблемный характер данных обстоятельств и возможность решения названных проблем методами, отвечающими признанным представлениям об общегуманистических ценностях.
Олигополия – рыночная ситуация, в которой тот или иной сегмент рынка контролируется несколькими крупными концернами.
Открытая общественность – массовая общность потребителей товаров и услуг, аудитория СМК, представители СМК, органов власти, общественных объединений.
Отстройка (выделение) – это такой расположение ПР-или рекламного объекта в коммуникационном поле, которые позволяют наилучшим образом показать его достоинства на фоне конкурентов.
П
Паблик рилейшнз (ПР, PR) – формирование устойчивых, сочетающих институциональные и неформальные каналы взаимодействия, информационно-коммуникативных связей, отвечающих как требованию надежности взаимодействия, полноты, объективности, непротиворечивости информации, так и учету фактора неизбежной стохастичности социальных процессов.
Паблисити – совокупность информации о фирме, распространяемая любыми доступными каналами, и, преимущественно, адресно.
Патронаж – долгосрочное финансовое и организационное покровительство, оказываемое коммерческой структурой общественному объединению, организации социальной или культурной сферы. Патронаж предполагает неформальные, личностные обязательства представителей патронируемой организации (объявлять название фирмы-патрона на своих мероприятиях, сообщать о патронажной деятельности фирмы при общении с СМК, представителями власти или других общественных объединений).
Переименование – употребление новых символов, слов, знаков, образов для обозначения существующей реалии.
Позиционирование –такое размещение, установка, ракурс ПР-объекта, в котором наилучшим образом видны его достоинства.
Постиндустриальное общество (постиндустриализм) – см. современное общество.
Посткапитализм – см. современное общество.
Презентация – акция, организованная специалистами ПР-службы и руководством фирмы для представления того или иного значительного достижения фирмы (юбилейная дата, новая продукция, внедрение принципиально новых технологий).
Пресс-кит – см. медиа-кит
Пресс-конференция – встреча руководителей и ответственных специалистов фирмы с представителями СМК, организованная пиарменами с целью информирования общественности о деятельности фирмы. Основной частью пресс-конференции (после краткого вступительного слова представителей фирмы) являются ответы на вопросы журналистов.
Пресс-релиз (релиз) – краткое сообщение информационного характера, подготовленное ПР-специалистами фирмы и содержащее важную для общественности новость. Пресс-релиз строится по канонам журналистики новостей, близок по жанру к газетной информации и строится по принципу “перевернутой пирамиды”: информация располагается по мере убывания важности.
Преференция – эксклюзивное (исключительное) преимущество, предоставленное коммерческой организации властными структурами, например, лицензия на тот или иной род деятельности, госзаказ, право на разработку земельного участка или месторождения, и полученное, как правило, путем полулегального или коррупционного лоббирования.
Присоединение – указание на приближенность к влиятельному лицу или организации, подчеркивание сходства с явлением или объектом, пользующимися устойчивым авторитетом.
Продвижение – (англ. – promotion) – 1) завоевание товаром новых сегментов рынка; 2) см. раскрутка.
Промышленный капитализм – первая фаза развития современного общества, характеризуется сочетанием быстрого экономического развития с периодическими жестокими кризисами, постепенное внедрение в социально-политическую жизнь развитых стран либерально-демократических ценностей сопровождается острыми классовыми конфликтами.
Прямая (прогрессивная) интеграция – см. горизонтальная интеграция.
Р
Раскрутка («калька» с англ. promotion) – набор приемов по созданию известности, паблисити, новостей о ПР- или рекламном объекте.
Регрессивная интеграция –см. вертикальная интеграция.
Релиз –см. пресс-релиз.
Реорганизация – маркетинговая стратегия, заключающаяся в проведении стандартного набора приемов расширения рынков (интеграция, диверсификация, аффилирование) усилиями филиалов, а не головной организацией.
Репутация – сочетание устойчивого, сложившегося восприятия фирмы клиентами, реальными и потенциальными, общественностью, СМК, органами власти и самоуправления, а также коммуникативного, информационного поля фирмы.
Рилайтер – специалист по различным формам социальной коммуникации. В нашем случае, «рилайтер» – синоним слов «пиармен», «ПР-менеджер», «специалист по связям с общественностью».
Рилайтерство – комплексная деятельность по налаживанию общественного взаимодействия, включающая журналистику, рекламу, маркетинг, паблик рилейшнз, менеджмент коммуникаций, коммуникационный аудит.
С
Связи с общественностью (СО)– см. паблик рилейшнз (ПР).
Сегментирование (сегментация) – выделение четко очерченных групп в той или иной аудитории.
Слоган – основное содержание ПР-обращения в виде краткой запоминающейся фразы (девиза, лозунга).
Современное общество– общество, наделенное мощным потенциалом промышленного, научно-технического и иного прогресса, возможно, ценой дегуманизации и утраты духовных ценностей. Обязательное существование внутреннего потенциала развития отличает современное общество от традиционного. Синонимом слов “современное общество” в экономической теории и социологии служит термин «промышленный капитализм». Выделяют две стадии развития современности как социологической категории и социальной реальности: индустриальное (промышленное) общество, возможно, в двух формах – промышленный капитализм и реальный социализм; постиндустриальное, информационное общество (постиндустриализм), иногда рассматриваемое как посткапитализм. Характеристики постиндустриализма – формирование целых сфер и отраслей, существующих в форме виртуальной социальной реальности, превращение работы с информацией в важнейший сектор экономики.
Социализация – усвоение лицом норм и ценностей, социальных ролей и образцов поведения, характерных для той или иной общности.
Социальная ответственность бизнеса – признание предпринимателями и топ- менеджментом того, что бизнес – это не только стремление к коммерческому успеху, но и служение обществу.
Социально-этический маркетинг (социально-этичный маркетинг, социальный маркетнг) – это комплексное взаимодействие коммерческой фирмы, работающей на рынке, с клиентами, контрагентами, различными общественными институтами, основанное на признании решающей роли социальной ответственности фирмы.
Спонсорство – вклад, в основном, финансовый (или другими ресурсами – техникой и тому подобное) со стороны коммерческой фирмы в тот или иной социальный или культурный проект, в котором фирма непосредственно не участвует. Спонсорская поддержка, как правило, предполагает договор между спонсором и спонсируемым общественным объединением об обязательстве последнего создавать паблисити для спонсора.
Стереотип – сформировавшееся (сознательно сформированное или неосознанное сложившееся), как правило, упрощенное представление о том или ином реальном или виртуальном объекте.
Стимул –внешний фактор мотивации.
Стохастичность – вероятностность, одна из важнейших характеристик любых социальных процессов в постиндустриальном обществе.
Стратификация – социальное расслоение общества на основе нескольких важнейших стратообразующих признаков: уровень доходов, образовательный уровень, обладание властными ресурсами, статусные или престижные характеристики.
Статус – отнесение лица к той или иной социально-политической позиции, а также уровню, характеризующему положение в группе или в обществе.
Стратегии кооперативной зрелости – см. кооперация.
Т
Точка бифуркации – см. бифуркационность.
Традиционное (аграрное, доиндустриальное, патриархальное) общество – общество, не имеющее внутреннего потенциала для быстрого развития, что не исключает существования в отдельных традиционных обществах периодов быстрого роста и (или) существования высокой самобытной культуры. Традиционное общество может, при формационном взгляде на общественное развитие, включать три стадии: общинную, рабовладельческую, феодальную. Значительные анклавы традиционализма сохранились в странах “второго” и, особенно, “третьего”, “четвертого” миров, т. е. отстающих, слаборазвитых странах.
Ф
Фандрайзинг (фондрайзинг, фандрейзинг) – деятельность некоммерческой организации, политической партии, выборного штаба по сбору средств на социально-значимый проект или выборную кампанию, ведущаяся, по преимуществу, рилайтерскими способами.
Финансовые ПР – см. инвестор рилейшнз
Фирменный стиль – это совокупность устойчиво воспроизводимых отличительных характеристик общения, манеры поведения, традиций, свойственных фирме, позиционирующих ее в коммуникационном пространстве современной экономики.
Х
Хай-текнолоджи – см. высокие технологии.
Ч
Черный ПР – см. грязный ПР.
Чистый ПР – см. идеалистическая модель ПР.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ