Тема 3: «Организация и управление»

Вопросы для подготовки:

1.Понятие организации (концепция жизненного цикла организации, общие характеристики организации, классификация организаций).

2.Формальные и неформальные организации.

3.Внешняя среда организации: среда прямого и косвенного воздействия

4. Внутренняя среда организации: характеристика ее элементов

5. Роль человека и группы в организации

6. Миссия организации

7. Цели организации и их классификация. Требования к постановке целей

8.Управление по целям: сущность метода

Задание. Придумайте свою организацию и ответьте на следующие вопросы:

1.Какие требования предъявляются к управленческому персоналу в Вашей организации?

2.Перечислите основных субъектов внешней среды Вашей организации

Среда прямого воздействия:

Поставщики ресурсов

Основные конкуренты

Потребители товаров и услуг

Среда косвенного воздействия:

Состояние экономики

Социальные факторы

Политические события

Научно-технический прогресс

3.Напишите миссию Вашей организации.

4.Перечислите цели вашей организации. Постройте дерево целей для вашей организации и сформулируйте наименование 2 – 3 уровней подцелей для нее.

Тема 5: «Функции управления»

Вопросы для подготовки:

1.Общая функция - планирование

Функция планирования. Стратегическое, тактическое и оперативное планирование. Принципы планирования. Основные этапы планирования.

2.Основные задачи и компоненты функции организации.

3.Общая функция - мотивация

Понятия мотива и содержание функции мотивации. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации.

4. Общая функция - контроль

Сущность контроля в организации. Виды управленческого контроля. Этапы процесса контроля.

Задание 1. Сформируйте продуктовую стратегию предприятия с помощью матрицы БКГ

Предприятие (турфирма «Альянс») располагает несколь­кими стратегическими единицами бизнеса (СЕБ), отвечающими за ока­зание конкретных туристских услуг. Заданы объем реализации продук­тового портфеля за последние годы и доля рынка предприятия и силь­нейшего конкурента по каждому виду услуг (табл. 1). Используя матрицу БКГ (Бостонской консультационной группы), необходимо сформировать продуктовую стратегию предприятия.

Таблица 1. Данные по объему реализации и доле рынка для стратегических единиц бизнеса*

Туры (СЕБ) Объем продаж, ед. Доля рынка, %
за 2012 г. За2013 г. турфирма «Альянс» Конкурент
4.
7.
8.
9.
Итого - -


Задание 2. Укажите по пять наиболее важных, по вашему мнению, мотиваторов для следующих лиц:

1. вас лично на работе (в классе)

2. молодого специалиста коммерческого предприятия, окончившего вуз по специальности "Менеджмент организации»

3. квалифицированного рабочего

Задание 3.

1. Внесите изменения в указанные перечни методов удов­летворения потребностей высших уровней применительно к современным условиям, дополнив или(и) сокра­тив их.

2. Укажите, в какой мере, по вашему мнению, в наших условиях используется каждый из этих методов удовлетво­рения потребностей работников? Покажите отрицательные последствия недостаточного применения некоторых методов удовлетворения потребностей работников.

Методы удовлетворения потребностей высших уровней работников на предприятии (по М. Мескону, М. Альберту и Ф. Хедоури):

Социальные потребности:

1. Давать сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться.

2. Создавать на рабочих местах дух единой команды.

3. Проводить с подчиненными периодические совещания.

4. Не разрушать возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба.

Потребности в уважении:

1. Предлагать подчиненным более содержательную ра­боту.

2. Обеспечить им положительную обратную связь по дос­тигнутым результатам.

3. Высоко оценивать и поощрять достигнутые подчинен­ными результаты.

4. Привлекать подчиненных к формулировке целей и вы­работке решений.

5. Делегировать подчиненным дополнительные права и полномочия.

6. Продвигать подчиненных по служебной лестнице.

7. Обеспечивать обучение и переподготовку, которые по­вышают уровень компетентности.

Потребности в самовыражении:

1. Обеспечивать подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал.

2. Давать подчиненным сложную и важную работу, тре­бующую от них полной отдачи.

3. Поощрять и развивать у подчиненных творческие спо­собности

Тема 6: «Методы управления»

Вопросы для подготовки:

1.Организационно-распорядительные методы менеджмента.

2.Экономические методы менеджмента.

3. Социально-психологические методы менеджмента.

Тема 7:Влияние и власть

Вопросы для подготовки:

1.Понятие власти

2.Источники власти

3.Авторитет. Доверие. Лидерство

4.Отношения управления менеджера и лидера

5. Стиль руководства

Задание.Нарисуйте портрет демократичного руководителя. При каких условиях этот стиль лидера будет максимально эффективным? Неэффективным?

Тема7:Принятие решений

Вопросы для подготовки:

1.Проблемы и решения. Рациональность решения

2.Рациональная организация процесса принятия решения

3.Основные требования, предъявляемые к решению

4.Методы и методики, используемые в процессе принятия решений

Ситуационные задачи.

1.Составить дерево решений на любую задачу производства товаров.

2.Сформулировать проблему и продемонстрировать ее решение с использованием метода дерева влияющих параметров.

Наши рекомендации