Национальный Институт бизнеса
Национальный Институт бизнеса
Факультет экономики, управления и права
Учебно-методический комплекс
Рабочая программа учебной
дисциплины
«ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
для студентов очной и очно-заочной форм обучения
по направлению 080200 «Менеджмент»
профили «Управление малым бизнесом»,
«Государственное и муниципальное управление»
(квалификация (степень) «бакалавр»)
Автор-составитель:
кандидат педагогических наук, доцент
Дивненко О. В.
Москва - 2016
Дивненко Ольга Владимировна. Инновационный менеджмент.
Рабочая программа учебной дисциплины. Для студентов очной и очно-заочной форм обучения по направлению 080200 «Менеджмент», профили «Управление малым бизнесом», «Государственное и муниципальное управление» (квалификация (степень) «бакалавр»).
Рецензент: заведующая кафедрой социально-экономических инноваций Института международных социально-гуманитарных связей, кандидат экономических наук Никулина И.В.
Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры менеджмента и предпринимательства НОУ ВПО «Национальный институт бизнеса»
Протокол № 5 от 23.12.13 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи учебной дисциплины………………………………………………. | |
2. Требования к результатам освоения содержания учебной дисциплины………... | |
3. Объем учебной дисциплины и формы учебной работы……………..…………… | |
4. Тематический план…………………………………..……………………………… | |
5. Содержание учебной дисциплины……..………………………………………….. | |
6. Планы семинарских занятий……………………………………………………….. | |
7. Методические указания студентам……..……………………………….…………. | |
8. Словарь основных терминов……………………………………………………….. | |
9.Фонд оценочных средств………………………………………………….………… | |
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины………….……………….. | |
11. Перечень литературы……………………………………………………………… |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Рабочая программа учебной дисциплины «Инновационный менеджмент» составлена в соответствии с квалификационными требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по направлению 080200 «Менеджмент» (профили «Управление малым бизнесом», «Государственное и муниципальное управление») (квалификация (степень) «бакалавр»).
Рабочая программа является основным документом, определяющим общее содержание курса.
Независимо от выбранной области профессиональной деятельности бакалавр должен уметь управлять инновационными проектами, стимулировать инновационную деятельность персонала; компетентно выстраивать деловое и профессиональное взаимодействие с новаторами и инноваторами; понимать принципы и механизмы внедрения инноваций и их коммерциализации государством и венчурными компаниями, другими инвесторами. В связи с важностью данных современных задач актуально изучение дисциплины «Инновационный менеджмент».
Цель изучения учебной дисциплины - формирование знаний, навыков и умений по инновационному менеджменту, необходимых менеджеру для успешного управления инновационной деятельностью с целью сохранения и развития организации на основе использования инноваций (достижений науки, техники, технологии); способствовать формированию общекультурных (ОК-19, ОК-20) и профессиональных (ПК-1, ПК-20, ПК-21) компетенций, позволяющих принимать эффективные управленческие решения в области инновационного менеджмента.
Объектом учебной дисциплинывыступает самостоятельный вид профессиональной деятельности руководителей и специалистов, который связан с созданием и широким распространением в различных сферах народного хозяйства научно-технических и технологических новшеств.
Предметом учебной дисциплиныявляется комплекс теоретических и практических вопросов, раскрывающих содержание инновационных процессов в современной экономике, построения многоуровневой системы инновационного менеджмента, методы маркетинга, организации, планирования и финансирования инновационной деятельности на предприятиях различных масштабов и организационно-правовых форм.
Образовательные задачи учебной дисциплины:
- формирование обобщенного представления о:
·сущности, разнообразии и классификации новшеств;
·о значении нововведений в жизнедеятельности человека и общества;
·о предметах, целях и содержании инновационной деятельности и инновационного менеджмента;
- изучение правовых основ, регулирующих отношения между субъектами научной, научно-технической и инновационной деятельности;
- изучение основных типов и методов решения управленческих задач, характерных для практики инновационного менеджмента;
- формирование практических навыков и умений по постановке и решению задач инновационного менеджмента (задач планирования, организации, экономического обоснования инноваций);
- формирование у студентов профессионально-значимых компетенций, ориентированных на развитие творческих способностей личности.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание и структура учебной дисциплины «Инновационный менеджмент» должны способствовать формированию как общекультурных (ОК), так и профессиональных компетенций (ПК).
Выпускник по направлению подготовки «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр») должен обладать следующими компетенциями:
общекультурными:
- способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК – 19);
- способностью учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20);
профессиональными:
- знать основные этапы эволюции управленческой мысли (ПК-1);
- владеть методами управления проектами и быть готовым к их реализации с использованием современного программного обеспечения (ПК-20);
- готов участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций (ПК-21).
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
знать: основные понятия, типовые задачи и функции инновационного менеджмента; инновационный менеджмент: возникновение, становление и его основные черты; законы РФ, определяющие правовую охрану новшеств как объектов интеллектуальной собственности; особенности комплексов работ по созданию и/или освоению новшеств; методы определения продолжительности работ, составляющих инновационный проект; основы организационного проектирования целереализующих систем; основные экспертные методы оценки инноваций, используемые в ИМ; экономические показатели инновационных проектов; документацию инновационного проекта, программы;
уметь: обосновывать создание благоприятных условий для нововведений; обосновывать возможность/невозможность и необходимость применения известных экспертных методов для оценки и выбора инновационных проектов и принятия управленческих решений в сфере инновационной деятельности; рассчитывать планируемые показатели результата, затрат и времени инновационного проекта и оценивать планируемую эффективность проекта по соотношению между показателями результата, затрат и времени проекта; рассчитывать фактические показатели результата, затрат и времени инновационного проекта и оценивать фактическую эффективность проект по соотношению между показателями результата, затрат и времени проекта; рассчитывать показатели и оценивать эффективность инновационной деятельности предприятия, реализующего одну или несколько инноваций; применять методы активизации творческого мышления для поиска решений в инновационном менеджменте;
владеть: методами реализации основных управленческих функций при реализации инновационных проектов (принятие решений, организация, мотивирование и контроль); современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации при реализации инновационных проектов; навыками деловых коммуникаций.
Формы контроля.
Текущий контроль: выступления и решение задач на практических занятиях; участие в деловых играх, дискуссиях; подготовка и выступление с докладами и мультимедийной презентацией; письменные домашние задания; промежуточное и итоговое тестирование.
Промежуточная аттестация: профиль «Государственное и муниципальное управление» - дифференцированный зачет; профиль «Управление малым бизнесом» - экзамен.
Формы и методы учебной работы: Проблемная лекция; лекция – беседа; лекция с разбором конкретных ситуаций; лекция – консультация; семинар с элементами проблемности; семинар с использованием метода «мозговой атаки»; семинар – «круглый стол»; семинар – дискуссия; деловые игры, практикумы; решение практических задач и кейс-стади; коллективные коуч – сессии; подготовка мультимедйиной презентации и защита «инновационной истории» с последующим анализом; письменные домашние работы; аналитические срезы; тесты; консультации преподавателя.
ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Общая трудоемкость дисциплины для студентов профиля «Управление малым бизнесом» составляет 3 зачетные единицы (108 часов), из них:
- очная форма обучения: 24 часа – лекции, 24 часа – семинарские и практические занятия, 60 часов – самостоятельная работа.
- очно-заочная форма обучения: лекций – 12 часов, семинарских и практических занятий – 8 часов, 88 часов – самостоятельная работа.
Общая трудоемкость дисциплины для студентов профиля «Государственное и муниципальное управление» составляет 5 зачетных единиц (180 часов), из них:
- очная форма обучения: 24 часа – лекции, 24 часа – семинарские и практические занятия, 132 часа – самостоятельная работа.
- очно-заочная форма обучения: лекций – 12 часов, семинарских и практических занятий – 8 часов, 160 часов – самостоятельная работа.
На лекциях студенты получают знания о различных сторонах инновационного менеджмента, особенностях инновационной деятельности; управлении инновационными проектами.
В ходе семинарских занятий закрепляется теоретический материал, проводится тестирование студентов. На практических занятиях анализируются особенности создания новшеств, нововведений, особенности новаторов и инноваторов. В рамках деловых игр и видеотренингов студенты приобретают работы с аудиторией, подготовки и проведения инновационных игр, а также презентаций с использованием мультимедийных средств.
Самостоятельная работа студентов, являясь основным видом обучения, имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, самостоятельный анализ источников, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, предполагает изучение рекомендованных литературных источников (основной и дополнительной литературы) с целью доработки лекций.
Изучение учебной дисциплины «Инновационный менеджмент» профиль «Государственное и муниципальное управление» завершается дифференцированным зачетом.
Изучение учебной дисциплины «Инновационный менеджмент» профиль «Управление малым бизнесом» завершается экзаменом.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
учебной дисциплины «Инновационный менеджмент»
(профиль «Управление малым бизнесом»)
(очная форма обучения – 108 ч.)
№ п/п | Наименование тем | Аудиторные занятия | |||
Всего | Лекции | Семинары | Прак. занятия | ||
Управление развитием: тенденции и разновидности развития. Особенности управления развитием. Нововведения как объект инновационного управления | 6/6* | 4*[1] | - | ||
Основные подходы к изучению инновационного менеджмента | 4/- | 2* | - | ||
Типы инноваций в инновационном менеджменте | 4/4* | 2* | - | ||
Общее представление о продуктах (изделиях) и технологиях | 4/- | 2* | - | ||
Инновационный потенциал организации | 4/4* | 2* | - | ||
Планирование комплекса работ по созданию и освоению новшества | 4/- | 2* | - | ||
Экономика инновационной деятельности | 4/2* | - | |||
Проблемы процесса коммерциализации в инновационной деятельности | 4/4* | 2* | - | ||
Статистическое наблюдение и статистика науки и инноваций | 4/- | 2* | - | ||
Правовые основы инновационной деятельности и государственная научно-техническая и инновационная политика | 4/- | - | |||
Анализ и прогнозирование инноваций | 4/- | 2* | - | ||
Экспертиза и конкурс инновационных проектов | 2/- | - | - | ||
Итого аудиторных часов | 48/20* | 24/10* | 14/10* |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
учебной дисциплины «Инновационный менеджмент»
(профиль «Управление малым бизнесом»)
(очно-заочная форма обучения – 108 ч.)
№ п/п | Наименование тем | Аудиторные занятия | |||
Всего | Лекции | Семинары | Прак. занятия | ||
Управление развитием: тенденции и разновидности развития. Особенности управления развитием. Нововведения как объект инновационного управления | 2/2* | 1* | - | ||
Основные подходы к изучению инновационного менеджмента | 1/- | - | - | ||
Типы инноваций в инновационном менеджменте | 2/2* | 1* | - | ||
Общее представление о продуктах (изделиях) и технологиях | 1/- | - | - | ||
Инновационный потенциал организации | 2/2* | 1* | - | ||
Планирование комплекса работ по созданию и освоению новшества | 2/- | - | |||
Экономика инновационной деятельности | 2/1* | - | |||
Проблемы процесса коммерциализации в инновационной деятельности | 2/2* | 1* | - | ||
Статистическое наблюдение и статистика науки и инноваций | 2/- | - | |||
Правовые основы инновационной деятельности и государственная научно-техническая и инновационная политика | 1/- | - | - | ||
Анализ и прогнозирование инноваций | 1/- | - | - | ||
Экспертиза и конкурс инновационных проектов | 2/- | - | |||
Итого аудиторных часов | 20/9* | 12/4* | - |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
учебной дисциплины «Инновационный менеджмент»
(профиль «Государственное и муниципальное управление»)
(очная форма обучения – 180 ч.)
№ п/п | Наименование тем | Аудиторные занятия | |||
Всего | Лекции | Семинары | Прак. занятия | ||
Управление развитием: тенденции и разновидности развития. Особенности управления развитием. Нововведения как объект инновационного управления | 6/6* | 4* | - | ||
Основные подходы к изучению инновационного менеджмента | 4/- | 2* | - | ||
Типы инноваций в инновационном менеджменте | 4/4* | 2* | - | ||
Общее представление о продуктах (изделиях) и технологиях | 4/- | 2* | - | ||
Инновационный потенциал организации | 4/4* | 2* | - | ||
Планирование комплекса работ по созданию и освоению новшества | 4/- | 2* | - | ||
Экономика инновационной деятельности | 4/2* | - | |||
Проблемы процесса коммерциализации в инновационной деятельности | 4/4* | 2* | - | ||
Статистическое наблюдение и статистика науки и инноваций | 4/- | 2* | - | ||
Правовые основы инновационной деятельности и государственная научно-техническая и инновационная политика | 4/- | - | |||
Анализ и прогнозирование инноваций | 4/- | 2* | - | ||
Экспертиза и конкурс инновационных проектов | 2/- | - | - | ||
Итого аудиторных часов | 48/20* | 24/10* | 14/10* |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
учебной дисциплины «Инновационный менеджмент»
(профиль «Государственное и муниципальное управление»)
(очно-заочная форма обучения – 180 ч.)
№ п/п | Наименование тем | Аудиторные занятия | |||
Всего | Лекции | Семинары | Прак. занятия | ||
Управление развитием: тенденции и разновидности развития. Особенности управления развитием. Нововведения как объект инновационного управления | 2/2* | 1* | - | ||
Основные подходы к изучению инновационного менеджмента | 1/- | - | - | ||
Типы инноваций в инновационном менеджменте | 2/2* | 1* | - | ||
Общее представление о продуктах (изделиях) и технологиях | 1/- | - | - | ||
Инновационный потенциал организации | 2/2* | 1* | - | ||
Планирование комплекса работ по созданию и освоению новшества | 2/- | - | |||
Экономика инновационной деятельности | 2/1* | - | |||
Проблемы процесса коммерциализации в инновационной деятельности | 2/2* | 1* | - | ||
Статистическое наблюдение и статистика науки и инноваций | 2/- | - | |||
Правовые основы инновационной деятельности и государственная научно-техническая и инновационная политика | 1/- | - | - | ||
Анализ и прогнозирование инноваций | 1/- | - | - | ||
Экспертиза и конкурс инновационных проектов | 2/- | - | |||
Итого аудиторных часов | 20/9* | 12/4* | - |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1.Управление развитием: тенденции и разновидности развития. Особенности управления развитием. Нововведения как объект инновационного управления.
Содержание понятия «Развитие». Тенденции и разновидности развития. Инновационная деятельность. Особенности управления развитием.
Понятия новшество, нововведение, инновация. Сущность, разнообразие и классификация новшеств. Роль инноваций (нововведений) в жизнедеятельности человека, предприятия и общества.
Нововведения как объект инновационного управления. Управление развитием и инновационный менеджмент.
*Примечание: интерактивные формы и методы проведения лекции: лекция-беседа – форма обучения студентов, в рамках которой предполагается вовлечение слушателей в активную беседу с лектором с целью привлечь их внимание к наиболее важным вопросам изучаемой темы посредством обмена мнениями.
Формируемые компетенции: ОК-19; ПК-1.
Тема 2.Основные подходы к изучению инновационного менеджмента.
Возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента. Предмет, структура, цель и задачи изучения дисциплины «Инновационный менеджмент».
Сущность и система инновационного менеджмента
Формируемые компетенции: ОК-19; ПК-1.
Тема 3.Типы инноваций в инновационном менеджменте
Сущность, цель и общие правила типологии и классификации инноваций. Научное и практическое значение типологии и классификации инноваций в инновационном менеджменте.
Типы инноваций по отраслевой принадлежности. Типы инноваций как компонентов систем, в которых они используются. Типы инноваций как объектов интеллектуальной (промышленной) собственности.
*Примечание: интерактивные формы и методы проведения лекции: проблемная лекция – форма обучения студентов, в ходе которой преподаватель излагает проблемную ситуацию, а затем, используя активную познавательную работу обучающихся, предлагает осуществить совместный поиск решения стоящих задач.
Формируемые компетенции: ОК-19; ПК-1.
Тема 4.Общее представление о продуктах (изделиях) и технологиях
Научно-исследовательские работы. Опытно-конструкторские и технологические работы.
Виды и комплектность конструкторской и технологической документации. Стадии и этапы разработки конструкторской и технологической документации.
Проектирование и строительство объектов. Система разработки и постановки на производство новой продукции. Подготовка и освоение производства и реализации новой продукции.
Распространение новшеств. Инфраструктура инновационной деятельности и специализированные инновационно-инвестиционные организации в РФ и за рубежом.
Формируемые компетенции: ОК-20; ПК-20; ПК-21.
Тема 5.Инновационный потенциал организации
Инновационная деятельность организации.
Основные проблемы и препятствия инновационной деятельности и внедрению инноваций. Условия и факторы, определяющие успешную инновационную деятельность и успешную организацию и управление инновационной деятельностью.
Основные показатели инновативности организации. Коммерциализация новшеств. Стратегическое планирование и инноваций. Методы управления инновационными стратегиями.
*Примечание: интерактивные формы и методы проведения лекции: лекция с разбором конкретных ситуаций – форма учебной работы, которая позволяет преподавателю с помощью постановки конкретных вопросов перед студентами активизировать их участие в дискуссии в рамках обсуждаемых микроситуаций.
Формируемые компетенции: ОК-20; ПК-20; ПК-21.
Тема 6.Планирование комплекса работ по созданию и освоению новшества
Понятие и типы инновационных проектов и программ.
Документация инновационного проекта (программы). Бизнес-план создания и/или освоения новшества.
Критерии оценки инновационного проекта. Участники и организация выполнения инновационного проекта.
Управление инновационным проектом. Разработка инновационных проектов и программ. Типы и методы решения управленческих задач, характерных для практики инновационного менеджмента.
Формируемые компетенции: ОК-20; ПК-20; ПК-21.
Тема 7.Экономика инновационной деятельности
Потребительские свойства, потребительная ценность и стоимость инноваций (новой продукции). Себестоимость и цена научно-технической продукции.
Затраты на создание научно-технической продукции. Планирование и учет затрат на создание научно-технической продукции. Себестоимость и цена научно-технической продукции.
Формируемые компетенции: ОК-20; ПК-21.
Тема 8.Проблемы процесса коммерциализации в инновационной деятельности
Коммерческая реализация объектов промышленной собственности. Цена лицензии. Авторское вознаграждение за использование объектов промышленной собственности. Себестоимость и цена новой промышленной продукции.
Конкурентоспособность новой продукции. Технико-экономическое обоснование инноваций. Технико-экономическое обоснование разработки новшества (новой продукции). Технико-экономическое обоснование производства разработанной продукции. Технико-экономическое обоснование использования (потребления) новой произведенной товарной продукции.
Финансирование инноваций. Риски. Страхование. Лизинг в инновационной деятельности. Рынок новшеств и его характеристика. Спрос и предложение. Рынок капитала в инновационной сфере.
* Примечание: интерактивные формы и методы проведения лекции: лекция – консультация – форма учебного занятия, использование которой позволяет рассмотреть тему с выраженной практической направленностью. Это достигается с помощью вступительной лекции (50% занятия), а затем в форме ответов лектора на заранее подготовленные вопросы слушателей и проведения обмена мнениями.
Формируемые компетенции: ОК-20; ПК-21.
Тема 9.Статистическое наблюдение и статистика науки и инноваций.
Действующая в РФ система статистического наблюдения науки и инноваций. Росстат. Статистика инноваций.
Формируемые компетенции: ОК-20; ПК-20.
Тема 10.Правовые основы инновационной деятельности и государственная научно-техническая и инновационная политика.
Правовые основы выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (по ГК РФ). Новшества как объекты интеллектуальной собственности.
Использование объектов интеллектуальной (промышленной) собственности.
Права авторов и патентообладателей. Лицензии на использование объектов промышленной собственности и договора об уступке патентов. Создание благоприятных условий нововведений и государственная научно-техническая и инновационная политика
Формируемые компетенции: ОК-20; ПК-21.
Тема 11.Анализ и прогнозирование инноваций
Жизненные циклы изделий и технологий. Закономерности развития изделий и технологий. Анализ развития изделий и технологий.
Типы прогнозов и методы прогнозирования развития изделий и технологий.
Особенности развития творческих способностей. Методы активизации творческого мышления. Инновационные игры и тренинги в инновационном менеджменте.
Формируемые компетенции: ОК-20; ПК-21.
Тема 12.Экспертиза и конкурс инновационных проектов
Основные экспертные методы для оценки и выбора инновационных проектов и принятия управленческих решений в сфере инновационной деятельности.
Выбор эффективного варианта инновационного проекта. Анализ реальных инновационных проектов. Подходы к расчету инновационно-инвестиционного проекта.
Формируемые компетенции: ОК-20; ПК-20; ПК-21.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
а) для студентов очной формы обучения
Семинар № 1 (тема №2)
«Основные подходы к изучению инновационного менеджмента»
Доклад «Возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента».
Вопросы для обсуждения:
1. Предмет, структура, цель и задачи изучения дисциплины «Инновационный менеджмент».
2. Сущность и система инновационного менеджмента.
*Примечание: интерактивные формы и методы проведения:
семинар с элементами проблемности – форма учебного занятия, в ходе которого происходит анализ студентами реальных ситуаций, а затем совместный поиск различных вариантов решений. В рамках данного семинара студенты по основным проблемным вопросам представляют доклады, рефераты, эссе.
Формируемые компетенции: ОК-19; ПК-1.
Семинар № 2 (тема №4)
«Общее представление о продуктах (изделиях) и технологиях»
Доклад «Научно-исследовательские работы. Опытно-конструкторские и технологические работы».
Вопросы для обсуждения:
1. Виды и комплектность конструкторской и технологической документации. Стадии и этапы разработки конструкторской и технологической документации.
2. Проектирование и строительство объектов. Система разработки и постановки на производство новой продукции. Подготовка и освоение производства и реализации новой продукции.
3. Распространение новшеств. Инфраструктура инновационной деятельности и специализированные инновационно-инвестиционные организации в РФ и за рубежом.
*Примечание: интерактивные формы и методы проведения:
семинар с использованием метода «мозгового штурма»-форма практического занятия, в ходе которого решается задача поиска оптимального решения с помощью творческой мыслительной работы студентов в кратчайшие сроки. Это достигается посредством генерирования любых идей без какой-либо критики с последующим их анализом, оценкой и выбором наилучшего решения.
Формируемые компетенции: ОК-20; ПК-20; ПК-21.
Семинар № 3 (тема №6)
«Планирование комплекса работ по созданию и освоению новшества»
Доклад «Понятие и типы инновационных проектов и программ».
Вопросы для обсуждения:
1. Документация инновационного проекта (программы). Бизнес-план создания и/или освоения новшества.
2. Критерии оценки инновационного проекта.
3. Участники и организация выполнения инновационного проекта.
4. Управление инновационным проектом. Разработка инновационных проектов и программ. Типы и методы решения управленческих задач, характерных для практики инновационного менеджмента.
*Примечание: интерактивные формы и методы проведения: семинар – «круглый стол» – форма практического занятия, позволяющая реализовать принцип коллективного обсуждения стоящих проблем в ходе дискуссии. Особенностью данной формы является то, что заблаговременно сообщается возможный сценарий занятия, предлагаются вопросы для обсуждения. Само обсуждение проблемы происходит под руководством преподавателя в форме дискуссии с последующим подведением итогов работы.
Формируемые компетенции: ОК-20; ПК-20; ПК-21.
Семинар №4 (тема №9)
«Статистическое наблюдение и статистика науки и инноваций»
Доклад «Действующая в РФ система статистического наблюдения науки и инноваций».
Вопросы для обсуждения:
1. Росстат: структура и содержание работы.
2. Статистика инноваций.
*Примечание: интерактивные формы и методы проведения: семинар - дискуссия – форма учебного занятия, в рамках которого предполагается диалог студентов в ходе формулирования собственных точек зрения на обсуждаемые проблемы, принятие согласованных решений. При этом могут быть использованы элементы «мозгового штурма» и деловой игры. В рамках семинара студенты по основным проблемным вопросам представляют доклады, рефераты.
Формируемые компетенции: ОК-20; ПК-20.
Семинар № 5 (тема №10)
«Правовые основы инновационной деятельности и государственная научно-техническая и инновационная политика»
Доклад «Правовые основы выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (по ГК РФ). Новшества как объекты интеллектуальной собственности».
Вопросы для обсуждения:
1. Использование объектов интеллектуальной (промышленной) собственности.
2. Права авторов и патентообладателей. Лицензии на использование объектов промышленной собственности и договора об уступке патентов.
3. Создание благоприятных условий нововведений и государственная научно-техническая и инновационная политика.
Формируемые компетенции: ОК-20; ПК-21.
Семинар №6 (тема №11)
«Анализ и прогнозирование инноваций»
Доклад «Жизненные циклы изделий и технологий. Закономерности развития изделий и технологий. Анализ развития изделий и технологий».
Вопросы для обсуждения:
1. Типы прогнозов и методы прогнозирования развития изделий и технологий.
2. Особенности развития творческих способностей.
3. Методы активизации творческого мышления.
4. Инновационные игры и тренинги в инновационном менеджменте.
*Примечание: интерактивные формы и методы проведения: метод коллективного анализа ситуаций (кейс-стади) – форма учебного занятия, в рамках которого обучающимся предлагается проанализировать реальную ситуацию, разобраться в сути проблемы, оценить имеющийся выбор решения ситуации, предложить свое решение конкретной ситуации.
Формируемые компетенции: ОК-20; ПК-21.
Семинар №7 (тема №12)
«Экспертиза и конкурс инновационных проектов»
Доклад «Основные экспертные методы для оценки и выбора инновационных проектов и принятия управленческих решений в сфере инновационной деятельности».
Вопросы для обсуждения:
1.Выбор эффективного варианта инновационного проекта.
2.Экспертиза инновационности проектов в системе Федеральных целевых программ.
Формируемые компетенции: ОК-20; ПК-20; ПК-21.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ
Методические указания студентам по учебной дисциплине «Инновационный менеджмент» составлены в соответствии с квалификационными требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по направлению 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр»).
Самостоятельная работа, являясь основным видом обучения, предполагает изучение рекомендованных литературных источников, справочных материалов (основной и дополнительной литературы) в интересах доработки лекций и подготовки к семинарским и практическим занятиям.
Доработку лекции целесообразно осуществлять в течение 2-3-х дней после её проведения. Для этого необходимо прочитать сделанные записи, подчеркнуть (выделить) вопросы, заголовки и основные положения лекции, тщательно изучить ключевые слова и понятия данной темы занятия. В случае необходимости следует более подробно самостоятельно рассмотреть вопросы лекции, дополнив материалом из других источников. При этом следует учесть, что конспект лекции должен максимально полно раскрывать содержание изучаемой темы.
К семинарскому и практическому занятию следует готовиться заранее. Для этого необходимо детально изучить план семинарского занятия, подобрать соответствующую литературу. Желательно по каждому вопросу семинарского занятия сделать небольшой конспект, отразив в нем ключевые моменты. В случае выбора доклада, рекомендованного на семинаре, целесообразно поставить об этом в известность преподавателя и проконсультироваться у него по поводу структуры и содержания доклада. Кроме выступления на семинаре, студент должен быть готов к рецензированию докладов, сделанных товарищами, внесению дополнений к имеющимся выступлениям, а также к решению тестов и ситуационных (расчётных) задач.
В ходе подготовки к семинарскому и практическому занятию студент должен повторить лекционный материал по данной теме, изучить рекомендованную основную и дополнительную литературу. В целях более полного усвоения учебного материала следует также изучить основные термины и вопросы для самоконтроля по данной теме. Подготовка к семинару или практическому занятию должна обеспечивать активное участие каждого студента в обсуждении всех вопросов, вынесенных для рассмотрения на каждом занятии.
С целью более эффективного усвоения учебного материала студенты в процессе самостоятельной работы должны использовать словарь основных терминов курса и вопросы, предназначенные для самоконтроля, а также подготовиться к решению тестов и заданий, предназначенных <