Тема 7. Методы и инструменты менеджмента

Сущность методов менеджмента, их характеристика

Менеджментэто творчество, основанное на применении методов.

Метод менеджмента – способ, связанный со спецификой воздействия на управляемый объект для достижения поставленной цели. Особенности этого воздействия различают методы менеджмента друг от друга (табл. 4.1).

В современных условиях происходит переход от преимущественно административно-правовых к экономическим методам менеджмента.

Все методы менеджмента направлены на социальную потребность человека – признание, уважение, самоутверждение.

Высшей потребностью является познавательная – самовыражение, свобода, развитие личности.

При выборе метода менеджмента необходимо учитывать:

  • скорость достижения цели;
  • вероятность достижения цели;
  • отношения подчинения;
  • личность управляемого;
  • личность управляющего;
  • экономическую самостоятельность;
  • климат в коллективе.

Таблица 4.1

Методы менеджмента

Тема 7. Методы и инструменты менеджмента - student2.ru

Экономические методы менеджмента

Экономические методы менеджментакомплекс способов и приемов управления, основанный на использовании экономических законов, интересов и системы взаимосвязанных экономических показателей, норм и нормативов.

Экономические методы соответствуют социально-экономической природе предприятия и являются средством развития производства и обмена на рыночной основе.

Приоритет экономических методов в рыночных условиях объясняется тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и в конечном итоге сводятся к управлению интересами через интересы и посредством интересов.

Отличительная черта современного этапа развития экономических методов менеджмента – их направленность на поощрение деятельности предприятия в зависимости от его эффективности, экономии ресурсов (табл. 4.2).

Таблица 4.2

Экономические методы менеджмента

Тема 7. Методы и инструменты менеджмента - student2.ru

К экономическим нормативам функционирования предприятия относятся:

  • удельный вес конкурентоспособной продукции по конкретным рынкам;
  • нормы рентабельности по конкретным видам продукции;
  • оборачиваемость оборотных средств;
  • производительность труда;
  • капиталоотдача инвестиций;
  • фондовооруженность труда;
  • удельный вес основных рабочих в общей численности работающих фирмы;
  • уровень автоматизации производства и управления и др.

Эти нормативы должны разрабатываться на основе результатов маркетинговых исследований, анализа и прогнозирования важнейших показателей качества и ресурсоемкости продукции предприятия и конкурентов, организационно-технического уровня производства. Экономические нормативы включаются в бизнес-план и попадают в функциональную подсистему системы менеджмента.

Ниже рассмотрены некоторые экономические методы менеджмента, используемые на предприятии.

Коммерческий расчет

Коммерческий расчет синтезирует в себе как функции менеджмента, так и экономические рычаги, инструменты, и направлен на соизмерение затрат и результатов, обеспечение прибыльности производства.

Коммерческий расчет связан с целями предприятия в области:

  • распределения инвестиций;
  • размещения производства;
  • развития технологий;
  • кадровой политики;
  • обеспечения рентабельности и сбыта;
  • финансирования и кредитования;
  • структуры капитала и т.д.

В рамках коммерческого расчета в силу предоставления оперативной самостоятельности отдельным подразделениям на предприятии возник и развивается внутрифирменный расчет – система взаимоотношений внутри предприятия (табл. 4.3).

Таблица 4.3

Финансирование

Важнейший инструмент финансовой политики – обеспечение всех подразделений необходимыми финансовыми ресурсами.

Формирование финансовых ресурсов происходит за счет:

  • собственных и приравненных средств (прибыль, амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества);
  • мобилизации на финансовом рынке средств (продажа ценных бумаг, кредитные инвестиции);
  • средств, поступающих в порядке перераспределения (страховое возмещение, дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов, бюджетные субсидии и т.д.).

Кредитование

С реформой банковской системы, развитием сети коммерческих банков возрастающую роль играет перераспределение кредитных ресурсов через кредитный рынок, в связи с чем кредитное перераспределение децентрализуется все в большей мере.

С развитием фондового рынка роль кредита как источника увеличения собственных средств предприятий расширяется: формирование доходов осуществляется в числе прочих источников за счет процентов по депозитам, доходов по акциям, облигациям и другим ценным бумагам.

Кредит способствует улучшению состояния потребительского рынка.

Налоговая система

Российские предприятия уплачивают разные виды налогов, причем одни из них за счет валового дохода, другие – непосредственно из прибыли.

Существует установленная законодательством очередность платежей: сначала из доходов уплачиваются косвенные налоги (налог на собственность, акцизы); затем – все имущественные налоги (на имущество предприятия, земельный, транспортный и др.) и пошлины и, наконец, остальные налоги, главным среди которых является налог на прибыль.

Страхование

Страхование охватывает сферу перераспределительных отношений.

Функции страхования:

  • рисковая;
  • предупредительная;
  • сберегательная;
  • контрольная.

Виды страхования различаются в зависимости от объекта страхования (табл. 4.4).

Таблица 4.4

Виды и объекты страхования

Тема 7. Методы и инструменты менеджмента - student2.ru

Маркетинг

Маркетинг – инструмент, направленный на изучение и учет спроса и требований рынка для более обоснованной ориентации производственной деятельности предприятий на выпуск конкурентоспособной продукции в заранее установленных объемах, отвечающей определенным технико-экономическим характеристикам. Итак, маркетинг – инструмент регулирования производства и сбыта, а значит, и рыночных отношений. Смысл действия этого механизма: потребитель диктует свои условия на рынке, требования к конкретному продукту по количеству и качеству, а производитель к ним приспосабливается, но не пассивно, а активно, путем формирования, в свою очередь, определенных потребностей.

Ситуации для обсуждения

1. Необходимо разработать мероприятия по стабилизации кадров на предприятии. Какие методы менеджмента использовать? Сформулируйте мероприятия.

2. На одном предприятии был поставлен эксперимент. Через месяц результаты были следующими: станок всегда был в порядке, рабочий стал помогать друзьям в бригаде, его сменная выработка увеличилась на 15%. Охарактеризуйте сущность эксперимента. С помощью каких мероприятий можно достичь описанного результата?

3. При решении вопросов повышения квалификации кадров целесообразна ли их стажировка за рубежом? Необходимо ли приглашать менеджеров из-за границы для работы на российских предприятиях?

показать содержание

Тема 7. Методы и инструменты менеджмента

 
7.1. Понятие и содержание функций контроля и регулирования Методы менеджмента – совокупность способов и приемов осуществления управленческой деятельности, применяемых для постановки и достижения ее целей. В менеджменте различают:
  • методы подготовки и обоснования решений;
  • методы выбора решений;
  • методы реализации решений.
Выбор методов подготовки и обоснования решений зависит от типа решаемых проблем (см. рис. 7.1). Тема 7. Методы и инструменты менеджмента - student2.ru Рис. 7.1. Методы подготовки и обоснования решений К методам выбора решений относятся: единоначальное принятие решения; коллективное (групповое) принятие решения, осуществляемое полномочным органом; решение по согласованию, принимаемое на основе ограничений полномочий (рис. 7.2). Тема 7. Методы и инструменты менеджмента - student2.ru Рис. 7.2. Методы выбора решений К методам реализации решений относятся: организационно- распорядительные (административные), экономические и социально-психологические (рис. 7.2). Тема 7. Методы и инструменты менеджмента - student2.ru Рис. 7.3. Методы реализации решений 7.2. Моделирование в менеджменте Моделирование в менеджменте – процесс построения и исследования моделей управления организацией. Под моделью понимается идеальный или материальный объект, приближенно воспроизводящий основные элементы и наиболее существенные связи и отношения исследуемого объекта. Цель моделирования – получение новой, т. е. не зафиксированной в исходных данных информации об исследуемых объектах. Наиболее распространенные виды моделирования в менеджменте:
  • экономико-математическое моделирование;
  • моделирование на основе системного анализа;
  • имитационное моделирование.
Экономико-математическое моделирование позволяет сформулировать экономическую проблему в виде математической задачи. Модели системного анализа (СА) используются для решения слабо структурированных проблем, характеризующихся существенной неопределенностью. В соответствии с основной идеей СА, состоящей в сочетании в моделях и методах решения проблем формальных и неформальных представлений, модели СА делят: · на формальные модели; · эвристические, использующие обобщенный опыт и интуицию специалистов (рис. 7.4). Тема 7. Методы и инструменты менеджмента - student2.ru Рис. 7.4. Модели системного анализа Методы имитационного моделирования (ИМ) применяются:
  • для выбора из множества возможных вариантов построения производственной и организационной структур системы наилучшего в смысле достижения поставленных перед ней целей на основе вариантных расчетов;
  • максимально близкого воспроизведения поведения систем и их звеньев на основе фактических данных;
  • обоснования и выбора на основе воспроизведения существенных черт системы и целей ее развития стратегии ее деятельности;
  • снижения степени неопределенности в моменты принятия решений.
Опыт применения методов ИМ в менеджменте показал, что эффект от их использования существенно возрастает при их использовании в рамках специально организованной имитационной системы (ИС) поддержки решений и моделирования, обеспечивающей взаимоувязку всего процесса принятия решения – от прогноза и обоснования целей до их достижения. Под имитационной системой поддержки решений и моделирования следует понимать информационную систему, включающую совокупность эвристических и математических моделей и методов, необходимые технические средства, программное, информационное и организационное обеспечение. 7.3. Инструменты менеджмента Под инструментами менеджмента следует понимать совокупность моделей и методов, используемых для решения задач менеджмента и их информационного, организационного и методического обеспечения. Инструментарий менеджмента чрезвычайно разнообразен. Он включает инструменты, существенно различающиеся по сложности, назначению, условиям применения и другим признакам, – от систем нормативов до систем организационного управления различных классов. К числу широко известных инструментов менеджмента относятся:
  • система управления по целям (МВО - Management By Objectives);
  • система и методики ПАТТЕРН (PATTERN) для решения задач целеполагания, планирования, регулирования и контроля;
  • система и методики ПЕРТ (PERT) для решения задач планирования целевых комплексных программ и проектов;
  • экспертизы и др.
Система управления по целям (МВО) –система управления организацией, ориентированная на конечные результаты и основанная на использовании творческого потенциала трудового коллектива, новых методов управления (см. рис. 7.5). Тема 7. Методы и инструменты менеджмента - student2.ru Рис. 7.5. Процесс управления в системе управления по целям Основным понятием концепции и системы управления по целям является понятие "ключевой результат". При этом выделяют ключевые результаты трех типов:
  • ключевой результат коммерческой деятельности (оборот, покрытие издержек, переменные и постоянные расходы, рентабельность и т. п.);
  • ключевые результаты функциональной деятельности (количество и качество производимой продукции, использование производственных мощностей, сырья, материалов, энергии и т. п.);
  • ключевые результаты поддержки, содействующей достижению коммерческих и функциональных результатов (мотивация персонала, атмосфера в организации, использование рабочего времени и т. п.).
Методика ПАТТЕРН (PATTERN – Planning Assistance Through Technical Evaluation Relevance Number) предназначена для формирования и оценки структуры целей, разработана фирмой "Хониуелл Инк" корпорации РЕНД. Основные элементы методики ПАТТЕРН, составляющие ее этапы, представлены на рис. 7.6. Тема 7. Методы и инструменты менеджмента - student2.ru Рис. 7.6. Элементы методики ПАТТЕРН Экспертиза – процесс исследования, проводимый экспертами, направленный на формирование групповой оценки по неструктурированным проблемам (см. рис. 7.7). Сложность оцениваемых объектов может вызвать серьезные психологические затруднения у экспертов. Поэтому вместо исходной задачи экспертам часто предлагают другой тип задачи экспертного оценивания – в более удобной для них постановке, приводящей после обработки полученной от экспертов информации к решению исходной задачи. Тема 7. Методы и инструменты менеджмента - student2.ru Рис. 7.7. Схема процесса экспертизы Различают следующие типы задач экспертного оценивания исследуемых объектов:
  • задача парных сравнений;
  • задача ранжирования;
  • задача классификации;
  • задача численной оценки.
В процессе формирования групповой оценки используются следующие методы:
  • метод "круглого стола" со свободным обменом информацией между экспертами;
  • метод "мозговой атаки" с частичной регламентацией общения экспертов;
  • метод Дельфи с использованием обратной связи;
  • методы формирования групповой оценки в условиях изолированности экспертов друг от друга.
Для обработки экспертной информации и получения результирующей оценки используются:
  • статистические методы;
  • алгебраические методы;
  • методы шкалирования.
 
   

|

       

Наши рекомендации