Методические указания по структуре

Методические указания

По курсовой работе

по дисциплине

МЕНЕДЖМЕНТ

Направление подготовки: 080100 «Экономика»

Профиль подготовки: «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Налоги и налогообложение», «Мировая экономика»

Квалификация (степень) выпускника – 62 бакалавр

Форма обучения – очная

Тула 2012

Методические указания по КР составлены канд. техн. наук, профессором Михалевой Е.П. и обсуждены на заседании кафедры ФиМ факультета экономики и менеджмента

протокол № __ от «__» __________ 20__ г.

Зав. кафедрой ____________ Е.А. Федорова

Методические указания по КР пересмотрены и утверждены на заседании кафедры ФиМ факультета экономики и менеджмента

протокол № __ от «__» __________ 20__ г.

Зав. кафедрой ____________ Е.А. Федорова

Содержание

1. Методические указания по структуре и содержанию

курсовой работы……………………………………………………….6

2. Тематика курсовой работы…………………………………………12

Тема 1. Организация как объект управления. Пути совершенствования управления организацией…………………………………………………………12

Тема 2. Влияние рыночных отношений на формирование целей

организации……………………………………………………………..12

Тема 3. Системные основы менеджмента предприятий……………..13

Тема 4. Разработка функций организации……………………………13

Тема 5. Анализ и построение внутренней среды организации………14

Тема 6. Анализ внешней среды организации…………………………14

Тема 7. Процессы принятия решений в организации…………………15

Тема 8. Влияние процесса коммуникаций на эффективность управления организации……………………………………………………………………15

Тема 9. Построение организационных структур и организация взаимодействия…………………………………………………………………………16

Тема 10. Менеджмент человеческих ресурсов………………………..17

Тема 11. Разработка задач стратегического управления организацией 17

Тема 12. Мотивация в системе менеджмента…………………………18

Тема 13. Управление инновационной деятельностью в организации…..18

Тема 14. Контроль исполнения как функция менеджмента…………19

Тема 15. Кадры управления и имидж менеджера……………………..19

Тема 16. Организация труда в аппарате управления…………………20

Тема 17. Документация в управлении организацией…………………21

Тема 18. Технологическое оснащение рабочих мест…………………21

Тема 19. Информационные технологии менеджмента………………22

Тема 20. Управление стимулированием………………………………22

Тема 21. Управление финансовыми ресурсами в системе менеджмента.23

Тема 22. Социология и психология менеджмента……………………23

Тема 23. Управление материальными ресурсами в системе менеджмента….24

Тема 24. Управление оборудованием в системе менеджмента………25

Тема 25. Менеджмент в оперативном управлении производством…25

Тема 26. Управление продуктом в менеджменте…………………….26

Тема 27. Менеджмент и совершенствование процесса управления..26

Тема 28. Управление инвестициями в системе менеджмента……….27

Тема 29. Организация ремонта оборудования на предприятии……...27

Тема 30. Анализ опыта реконструкции и технического перевооружения предприятия ………………………………………………………………….28

Тема 31. Управление качеством продукции на предприятии………..29

Тема 32. Организация охраны окружающей среды на предприятии..29

Тема 33. Использование системы маркетинга в управлении……….24

предприятием………………………………………………………… 30

Тема 34. Управление научно-техническим прогрессом на предприятии 31

Тема 35. Технико-экономический анализ эффективности внедрения на предприятии новой техники, прогрессивных технологических процессов……31

Тема 36. Организация управления издержками производства на предприятии………………………………………………………………………. 32

Тема 37. Инвестиционная деятельность предприятия……… 33

Тема 38. Организация как объект управления…………………. 33

Тема 39. Менеджер в организации 34

Тема 40. Цели организации 34

Тема 41. Стратегия и стратегическое планирование 35

Тема 42. Тактическое и оперативное планирование на предприятии 35

Тема 43. Управление нововведениями ……………………………..36

Тема 44. Информационная поддержка руководителя…….. 36

Тема 45. Системы оплаты труда на предприятии………… 36

Тема 46. Консультирование как вид управленческой деятельности 37

Тема 47. Организация консалтинговой деятельности 37

Тема 48. Кризисный менеджмент……………………………….. 38

Тема 49. Человек в организации ………………………………..38

Тема 50. Проектирование работы в организации………… 39

Тема 51. Организационная культура………………….. 39

Тема 52. Антикризисное управление предприятием 39

3. Литература…………………………………………… 41

Пример оформления титульного листа для КП…………………………..46

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО СТРУКТУРЕ

И СОДЕРЖАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Общие положения

Курсовая работа завершает изучение дисциплины «Менеджмент» и является важным промежуточным этапом перед сдачей экзамена по данной дисциплине.

Целью выполнения курсовой работы (КР) является систематизация и углубление полученных знаний, а также приобретение практических навыков самостоятельного решения конкретных задач.

В процессе выполнения КР студент должен показать высокий уровень теоретической подготовки, проявить способности к проведению исследований и решению прикладных проблем, выдвигаемых хозяйственной практикой.

Ключевым требованием при подготовке КР выступает творческий подход, умение обрабатывать и анализировать информацию, делать самостоятельные выводы, обосновывать целесообразность и эффективность предлагаемых решений, четко и логично излагать свои мысли.

Тематика, сроки выполнения, порядок защиты и критерии оценки КР устанавливаются преподавателями кафедры «Финансы и менеджмент», ведущими занятия по дисциплине «Менеджмент».

Выбор темы курсовой работы

Работа над КР начинается с выбора предполагаемой темы исследования, которая устанавливается в соответствии с порядковым номером студента в списке учебной группы. Выбранная тема согласовывается с научным руководителем – преподавателем кафедры «Финансы и менеджмент».

По согласованию с научным руководителем студент может предложить свою тему КР при условии обоснования ее целесообразности.

Следует особо подчеркнуть, что приведенный для каждой темы исследования перечень раскрываемых вопросов должен быть освещен студентом в тексте КР обязательно.

1.3. Структура и содержание курсовой работы

КР состоит из следующих обязательных разделов:

1. Титульный лист

2. Аннотация

3. Содержание

4. Введение

5. Основная часть

6. Заключение

7. Иллюстративный материал

8. Расчетная (практическая) часть.

9. Список использованной литературы и других информационных источников.

10. Приложения.

На каждую КР должны быть оформлены:

- отзыв научного руководителя с обоснованием оценки за выполненную работу;

- рецензия преподавателя, назначенного на заседании кафедры «Финансы и менеджмент» для рецензирования КР.

Титульный лист является первой страницей КР и оформляется по стандартному образцу, приведенному в приложении 1.

Аннотация оформляется студентом и является кратким изложением выполненных работ и полученных в ходе исследования результатов.

Содержание (план) КР включает названия глав с указанием страниц, с которых они начинаются. Разделы плана должны полностью соответствовать заголовкам глав в тексте работы. Сокращенная редакция не допускается.

Во введении следует раскрыть значение избранной темы, обосновать ее актуальность, указать цеди и задачи, которые будут решены в ходе ее выполнения. В конце введения могут быть очерчены границы исследования, даны основные характеристики объекта исследования или предприятия, по материалам которого выполняется работа. Объем введения должен быть не более 2-х страниц.

Основная часть объемом 20 – 30 страниц должна включать 3 главы, в которых раскрываются вопросы, рекомендуемые к изучению к каждой теме.

В каждой главе должно быть не менее трех параграфов, соответствующих перечню предлагаемых вопросов по теме исследования. Желательно предполагаемый план работы в основной части согласовать с научным руководителем.

В первой главе содержится постановка и основные пути решения рассматриваемой проблемы, характеристика используемых при этом методов, моделей, раскрывается сущность используемых в дальнейшей понятий и определений. Эта глава носит общетеоретический характер.

Критический анализ теории вопроса служит основанием для выработки собственного мнения, которое необходимо аргументировать.

Во второй главе излагается существующая практика решения рассматриваемой проблемы. При этом должна быть использована статистическая, финансовая информация, раскрыт опыт отечественных и зарубежных предприятий в решении изучаемых вопросов. Вся приводимая статистическая информация должна иметь ссылку на использованный источник.

В третьей главе на базе исследования, проведенного в первых двух главах, разрабатываются организационные и управленческие решения по теме исследования.

Заключение содержит краткое изложение основных результатов выполненного исследования и предложения по организации их практического применения. Объем заключения составляет примерно 2 – 3 страницы.

На последней странице заключения студент проставляет дату окончания работы и подпись.

Иллюстративный материал соответствует перечню, предлагаемому к каждой теме исследования, и должен являться кратким изложением изученных вопросов, представленным в виде графиков, таблиц, схем.

Расчетная (практическая) часть должна содержать решение конкретных задач, определенных преподавателем, ведущим практические занятия по дисциплине «Теория менеджмента».

КР обычно содержит от 5 до 8 конкретных задач, выполненных студентом по индивидуальному заданию. Решение задач должно быть оформлено в виде таблиц, схем, графиков и содержать все необходимые пояснения к расчетам, а также выводы и рекомендации студента.

Список использованной литературы и других информационных источников должен быть оформлен в соответствии с общепринятыми стандартами и содержать не менее 20 источников. В список включаются только те источники, которые использовались при подготовке КР и на которые имеются ссылки в основной части работы.

Приложения содержат вспомогательный материал, не включенный в основную часть КР (таблицы, схемы, графики и т.д.).

Оформление курсовой работы

Текстовая часть КР должна быть представлена в машинописном виде на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210 х 297 мм).

Особое внимание следует уделить иллюстрациям, графикам, диаграммам и приложениям. Их количество и качество свидетельствуют о глубине изученности теоретического и практического материала, показывает тщательность его проработки, служит подтверждением обоснованности выводов и предложений.

Работа обязательно должна быть сброшюрована и аккуратно оформлена.

За содержание работы, достоверность приведенных данных несет ответственность ее автор.

Подготовка к защите

Готовая КР, оформленная надлежащим образом, представляется научному руководителю для оформления отзыва на работу.

После получения отзыва на работу КР поступает на рецензирование преподавателю, назначенному на заседании кафедры «Финансы и менеджмент» для рецензирования КР. Никакие изменения в КР после написания рецензии не допускаются.

При положительном отзыве научного руководителя и положительной рецензии студент допускается к защите КР.

КР не допускается к защите и подлежит повторному выполнению со сменой тематики в случае:

- нарушения студентом требований руководителя при написании работы;

- обнаружения заимствований из работ, защищенных ранее;

- при неполном раскрытии вопросов, перечисленных в п.2 методических указаний к выполнению КР по дисциплине «Менеджмент».

Защита курсовой работы

Для успешной защиты КР студент должен свободно ориентироваться в представленном материале, внимательно ознакомиться с рецензией и тщательно проработать указанные в ней замечания и отмеченные недостатки.

Защита КР осуществляется в установленные кафедрой сроки путем собеседования с комиссией, назначенной заведующим кафедрой «Финансы и менеджмент», по исследованной проблематике.

В процессе защиты студент должен кратко обосновать актуальность темы, раскрыть цель и основное содержание работы. Особое внимание необходимо уделить сделанным выводами предложенным в работе рекомендациям.

Использование письменного текста работы в процессе защиты не допускается.

Ответы на вопросы и критические замечания должны быть краткими и касаться только существа дела. В ответах и выводах следует оперировать фактами и практическими результатами, полученными в результате выполнения работы.

По результатам защиты комиссия определяет общую оценку работы по четырехбалльной системе:

- «отлично» (81 - 100 баллов);

- «хорошо» (61 - 80 баллов);

- «удовлетворительно» (40 - 60 баллов);

- «неудовлетворительно» (0 - 39 баллов).

При оценке работы могут быть учтены результаты работы студента в течение всего учебного семестра.

В случае неудовлетворительной оценки работа подлежит повторному выполнению с обязательной сменой тематики.


ТЕМАТИКА _КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОСВЕЩЕНИЮ В РАБОТЕ

Внешняя среда организаций (в бизнесе). Факторы внешней среды, Элементы среды прямого и косвенного воздействия. Внутренние переменные. Цели организации. Многообразие целей, их структуризация. Увязка целей подразделения с целями организации. Влияние внешней среды, ее неопределенности на формирование целей организации. Социальная ответственность и цели организаций. Процесс становления рыночных отношений и динамизм целей организации. Влияние целей организации на ее структуру, задачи, технологии и кадры. Цели и организация управления (роль координации). Стратегическое планирование и цели организации. Выводы и предложения.

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ. Схемы внешней и внутренней среды организации . Дерево целей организации.

ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОСВЕЩЕНИЮ В РАБОТЕ

Предприятие как сложная экономическая система. Открытые и закрытые системы. Подходы к построению системы управления предприятием (анализ, обоснование и выбор конкретного подхода в управлении предприятием). Системный подход в менеджменте. Элементы процесса управления организацией. Обобщенная модель организации. Интеграция функций и процессов управления. Взаимосвязь внутренних характеристик (переменных ) организации. Выводы и предложения.

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ. Схемы процесса управления предприятием (альтернативные варианты).

ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОСВЕЩЕНИЮ В РАБОТЕ

Характеристика организаций. Управление как процесс реализации взаимосвязанных функций. Взаимосвязь функций управления с другими элементами управления. Структура функции. Роль связующих процессов (коммуникации, принятие решений) в реализации функций организации. Общие и специфические функции управления. Взаимосвязь функций управления, их интеграция. Структуризация функций управления. Функции и построение структуры управления организации. Эффективность реализации функции в организации. Выводы и рекомендации.

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ. Структура функций управления (схема). Взаимодействие функций. Взаимосвязь функций со структурой организации.

ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОСВЕЩЕНИЮ В РАБОТЕ

Понятие внешней среды организации. Характеристика внешней среды. Среда прямого и косвенного воздействия. Взаимосвязь факторов внешней среды. Влияние внешней среды на эффективность деятельности организации и элементы ее внутреннего функционирования. Учет неопределенности внешней среды в процессе принятия решений. Анализ и выработка механизмов эффективного реагирования и адаптации к изменениям внешнего окружения. Стратегия и тактика поведения организации на рынке товаров. Стратегическое управление как функция долговременного учета и реакции на возможные изменения внешней среды. Управленческая маркетинговая деятельность на рынке товаров и услуг. Выводы и рекомендации.

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ. Структура среды прямого и косвенного воздействий. Основные характеристики среды прямого воздействия (конкурентов, потребителей, поставщиков, государственных органов).

ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОСВЕЩЕНИЮ В РАБОТЕ

Сущность принятия решений в процессе управления. Классификации управленческих решений. Критерии принятия решений. Основные этапы решения проблемы. Факторы, влияющие на процесс принятия решений. Влияние на среду принятия решений. Учет неопределенности и риск при принятии решений. Информационное обеспечение принятия решений. Анализ последствий принятия решений. Методы принятия решений. Роль поведенческих факторов в принятии решений. Выводы и рекомендации.

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ. Схема процесса принятия решения. Описание реальной ситуации и механизма выработки управленческого решения.

ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОСВЕЩЕНИЮ В РАБОТЕ

Сущность коммуникационных процессов. Понятие информационных технологий. Внутрифирменные коммуникации. Коммуникации между организацией и внешней средой. Структура коммуникационных процессов. Элементы и этапы процесса коммуникации. Роль обратной связи. Особенности межличностных коммуникаций. Совершенствование коммуникаций в организации.

Современные информационные технологии осуществления коммуникационных процессов. Качество коммуникаций и эффективность управления. Выводы и рекомендации.

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ. Сема коммуникационного процесса в организации. Характеристика информационных потоков. Характеристики помех (шума) в процессе управления. Конкретные методы повышения эффективности обмена информацией в организации. Информационные технологии и технические средства в организации.

ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОСВЕЩЕНИЮ В РАБОТЕ

Понятие организационной структуры управления предприятия. Типы организационных структур и их характеристики. Задачи проектирования организационных структур. Функциональная организационная структура, продуктовая структура, дивизиональная структура, региональная структура. Адаптивная структура организации. Оценка степени централизации управления. Интеграционные тенденции в организационном процессе. Делегирование полномочий и ответственность. Роль координации в совершенствовании процессов управления. Необходимость совершенствования организационных структур в новых экономических условиях. Методы совершенствования (проектирования) организационных структур управления. Задачи проектирования. Характеристика конкретной организации (цели, задачи, структура и численность административного управленческого аппарата, характер выпускаемой продукции). Анализ существующей структуры управления на предприятии, достоинства, недостатки. Рекомендации по совершенствованию организационной структуры. Выводы и предложения.

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ. Схема организационной структуры управления предприятием. Оценка уровня управляемости. Проектирование (построение, рационализация) структуры организации.

ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОСВЕЩЕНИЮ В РАБОТЕ

Современная кадровая политика организации. Роль человеческого фактора в управлении. Роль оценки и подготовки специалистов в обеспечении эффективной работы организации. Роль лидера в управлении. Стиль руководства. Ситуационные подходы к лидерству. Современные требования к менеджеру в различных звеньях организации. Конфликты изменения. Управление конфликтами и организационными изменениями. Выводы и предложения.

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ. Функциональные обязанности руководителя, менеджера. Схемы разрешения конфликтов.

ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОСВЕЩЕНИЮ В РАБОТЕ

Выявление и описание целей организации. Управленческое исследование внутренних ценностей и слабых сторон организации. Оценка и анализ факторов внешней среды. Маркетинговые исследования как инструмент выработки стратегии поведения организации. Рассмотрение стратегических альтернатив организации. Выбор стратегии. Реализация стратегического плана. Тактика, политика, процедуры, правила. Количественное определение целей и ресурсов. Планирование действий. Оценка стратегического плана. Формирование бизнес-плана под базовые стратегии управления организацией. Выводы и предложения.

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ. Структура целей организации. Процесс стратегического планирования. Схемы стратегического управления организацией. Реализация стратегического плана.

ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОСВЕЩЕНИЮ В РАБОТЕ

Сущность мотивации в системе управления организацией. Анализ существующих подходов в организации стимулирования труда. Концепции мотивации. Структуризация потребностей. Анализ потребностей в организации как побуждение к действию. Анализ методов удовлетворения потребностей. Показатели оценки качества труда и продукции. Моральное и материальное стимулирование. Организация системы мотивации в организации. Место комплекса мотивационных действий в системе управления организацией. Результативность мотивации. Пути совершенствования мотивационных процессов в организации. Выводы и предложения.

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙМАТЕРИАЛ. Структурная схема мотивации поведения работников. Показатели оценки качества труда специалистов. Аналитические таблицы о системе и результативности мотивации труда.

ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОСВЕЩЕНИЮ В РАБОТЕ

Современная трактовка инновационной деятельности в организации. Место инноваций в практике внутрифирменного хозяйствования. Основные составляющие инновационной деятельности. Стадии инновационной деятельности. Общая характеристика организации. Организационные формы поиска, разработки и внедрении нововведений (инновационные подразделения), отделы рискованных инициатив, независимые (автономные) подразделения Организационный и психологический климат поиска и внедрения нововведений. Экономический механизм мотивации инновационной деятельности в рамках внутрифирменного предпринимательства. Эффективность внедрения инноваций. Механизм управления инновационной деятельностью в организации и пути его совершенствования. Выводы и предложения.

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ. Структура, задачи организации. Характеристика продукции. Схема управления инновационной деятельностью. Расчеты, связанные с планированием, финансированием мотивацией нововведений. Данные об эффективности внедрения нововведений.

ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОСВЕЩЕНИЮ В РАБОТЕ

Сущность, роль и значение контроля для повышения эффективности работы менеджера. Необходимость контроля для предприятия в рыночных условиях. Время осуществления основных видов контроля. Процедура контроля и ее этапы. Передача и распространение информации при контроле. Оценка информации о результатах контроля. Действия менеджера в организации контроля, их характеристика и эффективность. Поведенческие аспекты контроля. Модель процесса контроля. Рекомендации по установлению эффективного контроля. Характеристики эффективного контроля. Контроль на международном уровне. Информационно-поисковые системы в контроле. Выводы и рекомендации.

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ. Проект организации контроля исполнения решений, общее описание, структурная схема с указанием подразделения или должностного лица с функцией контроля. Положение о подразделении или должностная инструкция работника, осуществляющего контроль исполнения.

ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОСВЕЩЕНИЮ В РАБОТЕ

Эволюция стратегии руководства организацией в современных условиях. Менеджер - профессиональный руководитель. Философия предпринимательства и менеджер. Два стиля организационного поведения: приростный и предпринимательский. Секреты преуспевающего руководителя. Делегирование полномочий. Главное - работа с людьми. Правила этики служебных отношений. НОТ для менеджера. За столом руководителя - женщина. Карьера и семейная жизнь. Стресс и руководитель. Психологические закономерности управленческой деятельности. Качества руководителя, стили руководства. Подготовка и принятие решений, Рациональное использование времени. Предпосылки успешной деятельности предприятия. Выводы и рекомендации.

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ. Планировка рабочего места руководителя. Техническая оснащенность работы менеджера. Эффективность мероприятий по совершенствованию рабочего дня менеджера.

ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОСВЕЩЕНИЮ В РАБОТЕ

Роль и значение научной организации труда в аппарате управления. Ф.Тейлор о научной организации труда менеджера. Основные направления НОТ работников аппарата управления. Факторы, влияющие на эффективность труда управленческого персонала на предприятии. Значение фотографии и самофотографии рабочего дня как методов НОТ. Мероприятия по повышению эффективности труда менеджера. Выводы и предложения.

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ. План организационно-технических мероприятий по рационализации труда руководителей по направлениям: структура персонала, организация рабочих мест, изучение рабочего времени и использование фотографии и самофотографии рабочего дня руководителя. Организация трудовых процессов: условия труда, механизация трудовых процессов. Характеристика возможного эффекта от внедрения предложений.

ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОСВЕЩЕНИЮ В РАБОТЕ

Роль документации в технологии процесса управления. Понятие документа. Виды документов, формы. Классификация документов. Требования к рациональному оформлению документов. Понятие ЕСКД и ее характеристика. Работа с документами в организации. Понятие документооборота.

Модель документооборота. Порядок обработки документа различными службами и исполнителями. Совершенствование документации и документоо­борота в организации. Выводы и рекомендации.

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ. Схема документооборота в организации, документограммы. Предложения по совершенствованию схем документации и документооборота.

ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОСВЕЩЕНИЮ В РАБОТЕ

Понятие процесса управления. Элементы процесса управления и его технология. Значение совершенствования технологии процесса управления для повышения эффективности работы управленческого аппарата. Значение уровня механовооруженности труда для снижения трудоемкости процессов управления. Классификация технических средств, применяемых для оснащения рабочих мест в аппарате управления. Мероприятия по повышению уров­ня механовооруженности труда и повышению эффективности использования техники. Выводы и рекомендации.

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ. Привести таблицу возможного применения технических средств в аппарате управления организацией. Технико-экономические характеристики принятых технических средств. Разработка перечня технического оснащения рабочего места руководителя.

ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОСВЕЩЕНИЮ В РАБОТЕ

Влияние информации на качество управленческих решений. Понятие данных и информации. Свойства и характеристики информации. Требования, предъявляемые к информации. Значение внутрифирменных систем информации. Моделирование информационного обеспечения управленческих решений. Технология информационной деятельности. Материально-техническая база информационной деятельности. Автоматизированные рабочие места и организация информационного обеспечения менеджмента. Выводы и рекоменда­ции.

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ. Модель информационного обеспечения управленческих решений. Модель процесса принятия управленческих реше­ний. Характеристика содержания АРМ менеджера.

МЕНЕДЖМЕНТА

ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОСВЕЩЕНИЮ В РАБОТЕ

Основные проблемы использования оборудования. Износ оборудования как экономическая категория. Факторы, определяющие износ оборудования. Понятие физического, функционального, технологического износа оборудо­вания (морального). Срок службы техники. Методы расчета амортизацион­ных отчислений. Замена оборудования как фактор, снижающий общие годо­вые расходы на содержание оборудования. Определение оптимального срока замены оборудования. Выводы и рекомендации.

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ. Рациональная планировка рабочего места менеджера и его техническая вооруженность. Рекомендации по повышению уровня механовооруженности труда менеджера.

МЕНЕДЖМЕНТА

ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОСВЕЩЕНИЮ В РАБОТЕ

Сущность, значение и роль инвестирования. Понятие инвестиций. Риск инвестиций. Инвестиционные ресурсы и их классификация. Расчет дохода. Обращение инвестиционных ресурсов. Три уровня в структуре рынка с позиций инвестора. Структура и функции фондовой биржи. Взаимоотноше­ния клиента и брокера, инвестиционная характеристика деятельности предприятия. Выбор финансовых показателей при опенке эффективности инвестирования. Факторы целесообразности инвестирования. Выводы и реко­мендации.

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ. Примеры расчета финансового риска ин­вестиций. Эффективность инвестиций.

НА ПРЕДПРИЯТИИ

ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОСВЕЩЕНИЮ В РАБОТЕ

Роль планово-предупредительного ремонта (ППР) в улучшении использования основных фондов. Характеристика оборудования на предприятии по степени изношенности. Структура ремонтной службы предприятия, функции и система работы ее отдельных подразделений. Планирование ремонтных работ: состав ремонтных нормативов и их определение, составление перспективного, годового и оперативного планов ремонтных работ. Организация ремонта оборудования на предприятии и ее методы. Организация и оплата труда ремонтных бригад. Роль ремонтно-механического цеха в организации ППР на предприятии. Технико-экономические показатели ремонтной службы предприятия и пути их улучшения. Пути дальнейшего совершенствования ППР на предприятии. Выводы и предложения.

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ. Структура ремонтных работ, нормативы ремонтных работ. Расчеты определения объема ремонтных работ на предприятии, потребности в рабочей силе, запасных частях и другие. Планы и графики проведения ремонтных работ, данные об эффективности ППР на предприятии.

НА ПРЕДПРИЯТИИ

ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОСВЕЩЕНИЮ В РАБОТЕ

Значение повышения качества. Система показателей качества. Методы измерения качества. Состав комплексной системы управления качеством продукции на предприятии. Технические, экономические, социальные и организационные аспекты управления. Структура и функции органов, обеспечивающих управление качеством на предприятии. Основные факторы, влияющие на качество продукции, их анализ. Мероприятия по повышению качества продукции. Определение экономической эффективности повышения качества продукции. Борьба с браком на предприятии. Пути совершенствования управления качеством на предприятии. Выводы и предложения.

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ. Схема структуры органов управления качеством продукции на предприятии. Показатели, характеризующие качество продукции. Диаграмма изменения качества продукции. Влияние качества продукции на экономические показатели работы предприятия. Расчет экономической эффективности от повышения качества продукции.

ТЕМА 40. ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ

ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОСВЕЩЕНИЮ В РАБОТЕ

Видение и миссия организации. Рекомендации по формулированию миссии. Цели, их группировка по определенным критериям. Изменение целей организации на разных стадиях ее жизненного цикла. Дерево целей и функции менеджмента. Выводы и предложения.

ИИЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ. Примеры формулирования миссии отечественным предприятием. Сформулировать цели и построить модель дерева целей при любом критерии группировки.

ТЕМА 41. СТРАТЕГИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОСВЕЩЕНИЮ В РАБОТЕ

Модель структуры управления и ее три этапа. Стратегия организации и ее роль в обеспечении эффективного развития организации. Формирование стратегии организации во взаимосвязи воздействующих на нее факторов. Анализ сильных и слабых сторон организации. Ключевые факторы стратегического успеха организаций. Стратегические альтернативы. Принципы управления по целям. Направления и методы стратегических изменений. Выводы и предложения.

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ. Модель процесса разработки стратегии организации в целом, производственных подразделений (бизнес стратегий) и функциональных подсистем. Сформулируйте собственные взгляды на планирование стратегии.

ТЕМА 42. ТАКТИЧЕСКОЕ И ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОСВЕЩЕНИЮ В РАБОТЕ

Плановые стратегии: дискретная, остаточная, скользящая, возвратная, зональная, смешанная. Виды планов. Принципы планирования. Контроллинг и его роль на предприятии. Тип производства и типовые способы организации производства. Выводы и предложения.

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ. Сформировать базу контроллинга из конкретных показателей. Методы представления календарных графиков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиева З. А. Теория и искусство управления: учебник/ под науч. ред. А. М. Лялина, З. П. Румянцевой. – М.: Изд. лом Гос. ун-та упр., 2009. – 586 с.

2. Арсеньев Ю. Н. Менеджмент персонала: учебное пособие/ под ред. В. Д. Киселева, Ю. Н. Арсеньева. – Орел: ОРАГС, 2009. – 523 с.

3. Афонасова М. А. Менеджмент: учебное пособие по специальности "Менеджмент организации" / М. А. Афонасова. – Томск: ТУСУР, 2009. – 249 с.

4. Бавыкин В.И. Новый менеджмент: Управление предприятием на уровне высших стандартов: Теория и практика эффективного управления. – М.: Экономика, 2006. – 246 с.

5. Балдин, Константин Васильевич Управленческие решения: учебник / К. В. Балдин, С. Н. Воробьев, В. Б. Уткин. – М: Дашков и Ко, 2010. – 493 с.

6. Белокопытов О.И., Панасенко Г.В. История и культура менеджмента. – Красноярск: 2007. – 124 с.

7. Берри Л. Клиника Мэйо. Менеджмент и сервис мирового уровня / Леонард Берри, Кент Селтман. – М.: Эксмо, 2010. – 302 с.

8. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учеб. пособие. – М.: Инфра-М. – 2008. – 208 с.

9. Большаков А.С. Моделирование в менеджменте: Учебное пособие. – М.: Филинъ, 2007. – 176 с.

10. Бухарина И. В. Коммуникационный менеджмент: учебное пособие / И. В. Бухарина. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2009. – 115 с.

11. Вахрушев В. Принципы японского управления.– М.:ТШБ, 2007. – 378 с.

12. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – 416 с.

13. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарика, 2007. – 528 с.

14. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Гардарика, 2007. – 438 с.

15. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006. – 574 с.

16. Гладина Т. Д. Компетентность современного менеджера: сущность, модели, мотивация: монография / Т. Д. Гладина: НГТУ им. Р. Е. Алексеева, 2009. – 138 с.

17. Глухов В

Наши рекомендации