Административно-правовые методы управления
Административно-правовые методы менеджмента— совокупность средств юридического (правового и административного) воздействия на отношения людей в процессе производства.
В условиях рыночных отношений эти методы играют вспомогательную роль. Их осуществление гарантируется действующей системой государственных законов и нормативных актов.
Цель юридического воздействия заключается в стимулировании связей и отношений, возникших в процессе управления производством, прежде всего это проявляется в использовании правовых норм.
Применение правовых норм предполагает использование различных санкций.
Административное воздействие определяется объёмом полномочий. которым наделён руководитель. Передача части полномочий подчиненным— способ усиления власти менеджера.
Полная оценка своих прав | ||||
Изучение выгод и риска, связанных с передачей части своих полномочий | ||||
Оценка способностей и характеристика каждого из подчинённых | ||||
Правила эффективного делегирования полномочий руководителей | ||||
Использование передачи части полномочий как метода стимулирования подчинённых | ||||
Практика передачи части полномочий при каждой возможности | ||||
Установка надёжных методов отчёта и контроля | ||||
Общая схема осуществления административно-правовых методов менеджмента:
Итак, административно-правовые методы прямо воздействуют на объём управления, определяя его ближайшие задачи и сроки выполнения, давая однозначное решение ситуаций, принимая форму указаний и распоряжений, обязательных к выполнению.
Действенность организационного воздействия зависит от чёткости составления должностных инструкций, правильности установленных норм и нормативов.
Действенность организационного воздействия зависит от степени полноты и своевременности информации об объекте управления.
Социально-психологические методы управления.
Успех любого дела определяется тем, насколько активно и сознательно участвуют в нём люди. Вот почему обеспечивающими и основополагающими для руководителя являются социально-психологические методы менеджмента.
Различны способы получения социологической информации.
Отношения управления выступают как психологические взаимоотношения людей.
Исследования показывают, что результат производства во многом предопределяется решением вопросов подбора кадров, влиянием на психику работника с целью повышения производительности труда, формированием “нового” работника.
В управленческой деятельности используют психологические законы.
Вопросы для повторения
1. Что такое методы менеджмента?
2. Общая характеристика методов менеджмента.
3. Роль экономических методов менеджмента и их классификация.
4. Роль административно-правовых методов менеджмента и их классификация.
5. Роль социально-психологических методов менеджмента и их классификация.
Ситуации для обсуждения.
1. Необходимо разработать мероприятия по стабилизации кадров на предприятии. Какие методы менеджмента использовать? Сформулируйте мероприятия.
2. На одном предприятии был поставлен эксперимент. Через месяц результаты были следующими: станок всегда был в порядке, рабочий стал помогать друзьям в бригаде, его сменная выработка увеличилась на 15%. Охарактеризуйте сущность эксперимента. С помощью каких мероприятий можно достичь описанного результата?
3. При решении вопросов повышения квалификации кадров целесообразно ли их стажировать за рубежом? Необходимо ли приглашать менеджеров из-за границы для работы на российских предприятиях?