Основные этапы в развитии теории менеджмента

Понятие "научное управление" ввел представитель американских фрахтовых кампаний Луис Брандейс в 1910 году.

Теоретик в области управления 30 - 40-х годов ХХ века Лютер Гьюликотме­чал, что управление становится наукой, так как систематически изучает явления, стремясь понять почему и как люди работают вместе для достижения определенных целей и для того, чтобы сделать эти системы сотрудничества более полезными для человечества.

По существу первым менеджером становится английский промышлен­ник Роберт Оуэн. На своей прядильной фабрике в Нью-Ленарке (Шотландия) в 1820 г. Оуэн впервые решал вопросы производительности труда и мотивации деятельности, взаимо­отношений рабочего с предприятием и процессом труда. Менеджер стал реальной фигу­рой.

Первым учебником по управлению считается книга английского профессора математики, инженера и предпринимателя Ч. Бебиджа "Экономика машин и производ­ства" (1832 г.).

Основателем классической школы управления, да и вообще менеджмента явля­ется Ф.Тейлор, изложивший свои взгляды в трудах "Научная организация труда" (1912 г.), "Научные основы организации промышленных предприятий", "Тейлор о тейлоризме". Тейлор пришел к мысли так организовать труд, чтобы выработанные правила, законы за­менили бы собой личные суждения отдельного работника. Роль управленца, способного определить как и в каком объеме делать ту или иную работу исполнителю, значительно возрастала.

Тейлор рассматривал управление как искусство знать точно, что предстоит сде­лать и как это сделать самым лучшим и дешевым способом.

Тейлор сформулировал следующие функции менеджмента:

Итак, общая характеристика научного менеджмента Ф.Тейлора:

Теоретически работы Ф.Тейлора были обоснованы инженером-социологом М.Вебером. Им были выдвинуты предпосылки, что жесткий порядок, подкрепленный соот­ветствующими правилами, - наиболее эффективный метод работы. Всю организацию, считал Вебер, можно разложить на составные части, пронормировать работу каждой из них, в том числе можно регламентировать и функции, и количество управленцев. Такое разделение труда специализирует персонал и строит организацию по линейному признаку, т.е. каждый отвечает за свои действия лишь перед вышестоящим начальником. В этом смысл бюрократической системы М.Вебера. На верхних ступенях управления рекомендо­вался принцип сочетания власти и ответственности, когда руководителю давались жестко ограниченные полномочия и заранее оговоренная ответственность, нарушать которые управленцам не разрешалось.

Развитие идей Ф.Тейлора было продолжено французским инженером А.Файолем. В своей книге "Общее и промышленное управление" (1916 г.) он разбил все операции на предприятии на группы:

· технические (производство, обработка);

· коммерческие (покупка, продажа, обмен);

· финансовые (привлечение капитала и эффективное его использование);

· страховые (охрана собственности и личности);

· учетные (бухгалтерия, статистика, инвентаризация);

· административные.

Относительная важность этих операций для персонала и предприятия (по А.Файолю):

Категория персо­нала, Значимость операции, %
Группа пред­приятий тех­ни­ческой ком­мер­ческой финан­совой стра­хо­вой учетной адми­нистра- тив­ной
персонал
Рабочий - -
Мастер -
Начальник цеха -
Начальник службы
Директор
предприятие
Малое
Небольшое
Среднее
Крупное
Объединение

Согласно А.Файолю управлять - это вести предприятие к цели, пытаясь наилуч­шим образом использовать его ресурсы, обеспечив правильный ход шести операций, при­чем последнюю А.Файоль и отнес к управлению.

А.Файоль выделил следующие функции менеджмента, которые и сегодня лежат в основе этой науки:

Общая характеристика функционального менеджмента А.Файоля:

Описанные выше положения характеризуют первый этап развития менеджмента - ДЕЛОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ.

Научный

менеджмент

Ф. Тейлора

Деловое

Бюрокра- администрирование Функци-

тическое ональный

администрирование менеджмент

М. Вебера А.Файоля

В 20-30-е годы ХХ века в США проводились теоретические исследования чело­веческих отношений на производстве, которые были первой попыткой сконцентрировать менеджмент на человеческом факторе. Главная цель разработок заключалась в том, чтобы изучить поведение человека в производственной среде и зависимость производи­тельности труда от морально-психологического состояния исполнителя. Эта идея лежит в основе второго этапа развития менеджмента - МЕНЕДЖМЕНТА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕ­СУРСОВ .

Основателем второго этапа является Э.Мэйо, исследовавший зависимость произ­водительности труда от уровня освещенности рабочего места.

Поведение человека в производственной среде изучали Д.Карнеш, М.Смолл, М.А.Робер, М.Вудкок, Д.Френсис и другие. Из советских ученых (20-е годы, СССР) сле­дует отметить труды А.К.Гастева: "Рабочий, который управляет станком, есть директор предприятия, которое известно под именем станка (машины, орудия)".

Взгляды Э.Мэйо и его последователей получили свое дальнейшее развитие в тру­дах Д.Макгрегора.

Второй этап развития менеджмента:

Третий этап развития менеджмента связан с именами П.Дюпона и А.Слоана, которые отмечали, что для успешного развития бизнеса необходимо ориентироваться на потребителя, а любое предприятие рассматривать как открытую, а не замкнутую систему. Идея МЕНЕДЖМЕНТА БИЗНЕСОМ - ориентация на получение максимальной прибыли и гибкость в удовлетворении потребностей покупателя.

Современный, четвертый, этап развития менеджмента - СОЦИАЛЬНЫЙ МЕ­НЕДЖМЕНТ - связан с именем П.Драккера. Идея этапа - каждое предприятие, помимо получения прибыли, должно определить меру социальной ответственности перед общест­вом.

Научные школы менеджмента

Вклад направления Примечания
Школа научного управления (1885-1920 г.г.)
1.Использование анализа для определения лучших спосо­бов решения задач Ф. Тейлор Ф. Гилберт
2.Обеспечение работников ресурсами Г. Гнат
3.Систематическое использование материального стимули­рования  
4.Отбор работников и их обучение  
Классическая (административная) школа управления (1920-1950 г.г.)
1.Развитие принципов управления А. Файоль
2.Развитие функций управления  
3.Систематизированный подход к управлению всей органи­зации  
Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук (1930-1950 г.г.)
1.Использование приемов управления межличностными от­ношениями М. Фоллетт Э. Мэйо
2.Применение наук о человеческом поведении Ф. Херцберг
Количественный метод (с 1950 г. по настоящее время )
1. Разработка и применение математических моделей в управлении С.Форрестр Э.Райф
2. Развитие количественных методов в принятии решений С.Саймон
Попроцессный подход ( с 1920 г. по настоящее время )
Рассмотрение управления как процесса, т.е. серии непрерыв­ных взаимосвязанных действий (функций управления) Ф. Тейлор Р.Черчмен В.Вудфорт
Системный подход ( с 1950 г. и по настоящее время )
Рассмотрение организации как некоторой целостности, со­стоящей из взаимосвязанных частей, каждая из которых вно­сит вклад в целое А.Слоан П. Дюпон Р. Скотт
Ситуационный подход ( с 1906 г. по настоящее время)
Увязка конкретных приемов и концепций управления с опре­деленными конкретными ситуациями для достижения целей организации наиболее эффективными способами П. Дракер У. Марч Р.Томпсон

Наши рекомендации