Функции менеджера инновационной организации.

При всей важности менеджмента для инновационных орга­низаций, в которых необходимо мотивировать работу персонала, содержание этой функции менеджмента требует специального рассмотрения. Ниже приведены типичные обязанности менедже­ров таких организаций.

Менеджер инновационного подразделения работает в рам­ках определенных требований. Он должен планировать, осуще­ствлять и обосновывать инновационную деятельность вверен­ного ему подразделения и внедрять результаты деятельности своей организации. Особое внимание при этом должно уде­ляться правильному выбору инновационной программы, кон­тролю за ее эффективным выполнением и использованием ре­зультатов. Наконец, он отвечает за эффективное выполнение программы во всех ее аспектах.

Для менеджеров программ по разработке инноваций совер­шенно необходима хорошая профессиональная научная или ин­женерная подготовка. Кроме того, желательно, чтобы он имел специальную подготовку и в области менеджмента бизнесом. Ему необходим солидный опыт менеджмента инновационных программ или близкими к ним по содержанию функциями. Ме­неджер должен досконально знать продукцию и технологию ра­боты организации, понимать принципы разработки ее полити­ки, доброжелательно относиться к персоналу, мотивировать его инициативу при выполнении порученных работ.

Менеджер должен уметь правильно подбирать специалистов при назначении их на должность, продвижении или перемеще­нии, разрабатывать планы подготовки и повышения квалифика­ции персонала. Постоянной задачей менеджера является регу­лярное проведение аттестации всех специалистов. Необходимо также уметь делегировать полномочия подчиненными и одновременно проверять, как они ими пользуются.

Менеджер инновационного подразделения выполняет следующие функции: формирует структуру подразделения, устанавливает принципы подбора, подготовки персонала и осуществляет другие меры по обеспечению кадровой политики; определяет или рекомендует методы и формы материального стимулирования и другие виды поощрения персонала; определяет или рекомендует состав оборудования, необходимого для эффективного проведения инноваций; поддерживает нужное соотношение между объемами фундаментальных и прикладных исследований и разработок, проводимых внутри и вне организации; ориентирует отдельные инновационные программы на достижение наиболее перспективных целей; устанавливает реальные сроки завершения инноваций и достижения поставленных целей, контролируя их соблюдение; разрабатывает программы повышения эффективности инноваций; участвует в переговорах при заключении договоров на разработку и внедрение инноваций. Он должен знать, какой подход к проблеме наиболее эффективен, может ли задача быть решена имеющимися силами или следует привлечь дополнительные ресурсы, сколько это будет стоить.

Менеджер современной инновационной организации должен стремиться сочетать в себе знание всех аспектов менеджмента и умение реализовать их в процессе своей творческой работы. Он должен также: обладать воображением, проницательностью, рассудительностью и здравым смыслом; быть цельной, вызывающей доверие личностью; уметь вести деловые переговоры и находить взаимно приемлемые решения; проявлять твердость при принятии решений, настойчивость, развивая свои подразделения, мужество при выборе направлений инновационной деятельности.

В настоящее время менеджерами крупных и средних инновационных организаций, на наш взгляд, должны быть лидеры-реформаторы, которые смогут организовать высокоэффективный менеджмент (организацию и мотивирование) творческим высокопрофессиональным персоналом для дальнейшего расширения и углубления инновационных процессов в экономике.

Лекция 18

План:

1. Качества креативной личности.

2. Этапы творческого процесса.

3. Развитие творческого потенциала сотрудников.

Человек как объект управления от­личается такими характеристиками, как уникальность, измен­чивость, незавершенность, несовпадение с самим собой ни в один миг. Все это исключает эффективную работу с людьми, если она основана на алгоритмизованных рекомендациях и завер­шенных теориях. Созидание в профессиональной работе с людь­ми предполагает нестандартные действия и должно носить твор­ческий характер.

Креативность как способность к конструктив­ному нестандартному мышлению и поведению, а также осозна­нию и развитию своего опыта равно необходима менеджеру в деятельности и в общении.

Что в науке понимается под креативностью?

С одной стороны, это возможность продуктивно действовать в ситуациях новизны и неопределенности, при недостатке информации, когда нет заранее известных способов действий, гарантированно ведущих к положительному результату.

С другой стороны, креативность – это не единичная способность, а комплекс особенностей интеллекта и качеств личности, а также общая жизненная позиция человека.

Креативность неспецифична, она не является жестко связанной с конкретными видами деятельности, а может активизироваться в самых различных ситуациях. Она в той или иной степени свойственна всем людям, и не является «печатью гения». А значит креативность управляема и развиваема.

Таким образом, можно сделать вывод, что креативные способности – это особый тип интеллектуальных способностей, проявляющихся в использовании данной в задаче информации различными способами и в быстром темпе; умение находить решение в нестандартных ситуациях; это целенаправленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Наши рекомендации