Виды инноваций в кадровом менеджменте
Методология системного описания инноваций базируется на международных стандартах, рекомендации по практическому применению которых были приняты в Осло в 1992 г. и получили название «Руководство Осло».
Существует несколько подходов к классификации инноваций. Большинство исследователей приводят следующие виды классификационных признаков:
· по технологическим параметрам объектов инновационных изменений;
· научно-технической значимости;
· частоте применения;
· сфере конкретного воплощения;
· по масштабу новизны.
По критерию технологических параметров объектов инновационных изменений выделяют продуктовые и процессные инновации.
Продуктовые инновации включают:
- получение принципиально новых товаров и услуг;
- использование новых материалов, комплектующих.
Один из важнейших видов продуктовой инновации – новая техника, то есть средства производства и предметы труда, в которых материализованы новые знания и умения человека. В свою очередь применение новой техники в производстве приводит к процессным инновациям внутри предприятия – новым технологиям.
Процессные инновации – это новые услуги, производственные процессы, методы организации производства, организационные структуры, системы управления. В этом классе инноваций определяющей является инновация в области производственных процессов, ее также называют – технологическая инновация. Такая инновация направлена на улучшение качества продукта, повышение производительности труда и увеличение объемов производства.
По критерию научно-технической значимости инновации делят на базисные и улучшающие. Базисные (радикальные) инновации представляют собой результаты крупных научно-технических разработок. Именно они лежат в основе принципиально новых продуктов и технологий нового поколения, не имеющих аналогов. Сегодня среди них – нанотехнологии, создание новых материалов, вчера – сотовая связь, Интернет, выход в космос.
Улучшающие инновации представляют собой результаты средних и мелких научных разработок, которые лежат в основе значительных изменений (модернизации) уже существующих продуктов, технологий, методов организации хозяйственной деятельности.
От улучшающих инноваций следует отличать рациональное предложение, которое является “техническим” решением, обладающим относительной новизной, например, новое для данной отрасли, или для данного рынка или для данной организации.
Наиболее эффективными являются базисные инновации, в особенности, такие, как новый ресурс, – предметная инновация на входе предприятия. Частота появления таких инноваций – одна-две в промежуток времени 40 – 50 лет в данной области науки и техники.
По критерию причины возникновения выделяют реактивные и стратегические инновации. Реактивные инновации представляют собой ответную реакцию на нововведение, примененное конкурентом. Цель реактивных инноваций заключается в сокращении экономического отставания от лидера отрасли, недопущении снижения конкурентоспособности собственной продукции и сохранении позиции в конкурентной борьбе.
Стратегические инновации носят упреждающий характер. Они являются результатом научно-технического прорыва и нацелены на длительное единоличное лидерство в отрасли.
По критерию частоты применения различают разовые и диффузные инновации. Разовые инновации не имеют распространения вне рамок предприятия или компании-новатора. На ранних стадиях коммерческого освоения практически все инновации разовые. Диффузные инновации возникают в ходе применения нововведения компаниями-имитаторами. Инновации данного вида характеризуют процесс распространения нововведения во времени и пространстве.
По критерию сферы конкретного воплощения выделяют материально-технические, технологические, управленческие, сервисные, социальные инновации.
Социальные инновации – это нововведения, направленные на сглаживание или разрешение конфликтов внутри активной организационной системы.
По критерию масштаба новизны различают глобальные, отраслевые, региональные, локальные инновации. Глобальные инновации предполагают принципиально новые виды продукции, технологий, новые методов управления, не имеющие аналогов в мировой практике. Отраслевые инновации предполагают нововведения, ранее не применявшиеся на предприятиях данной отрасли. Региональные инновации предполагают применение нововведения, зарекомендовавшие себя за границей, за пределами данной страны или административно-территориальной единицы. Локальные инновации предполагают использование отдельным предприятием прогрессивного опыта другого хозяйствующего субъекта.
В последние десятилетия в связи с развитием информационных технологий важнейшей становится информационная инновация. Она рассматривается как новый вид ресурса.
Информационная инновация обладает двумя важнейшими
свойствами:
• она является первичной по отношению к другим инновациям, так как в основе всего лежит информация;
• она является неисчерпаемой, в то время как другие ресурсы ограничены.
Однако, инновации в сфере управления персоналом имеют отличительные особенности. Так, Ярцева С., Лукьянова Т., Салгириев М. в статье «Методологические основы инновационного процесса в управлении персоналом» (2012, №4, Кадровые решения) описывают следующие отличия нововведений в сфере управления персоналом от продуктовых и технологических нововведений:
а) осуществляются обычно с меньшими единовременными затратами;
б) сложнее поддаются экономическому обоснованию до своего внедрения и оценке после него;
в) специфичны по отношению к той организации, в которой они созданы (если технологию перенести несложно, то кадровое нововведение - проблематично);
г) процесс внедрения осложнен психологическим фактором, выражающимся в феномене сопротивления переменам, которое проявляется ощутимее, чем при материальных инновациях.
Ярцева С., Лукьянова Т., Салгириев М. приводят классификацию нововведений в управлении персоналом.
1. По сфере нововведения:
- методология управления персоналом (философия, принципы, методы управления персоналом). Это инновации, построенные на ином мировоззрении, взглядах на управление персоналом. Например, HR- брендинг, который представляет собой комплекс целенаправленных мероприятий, направленных на интеграцию бренда в персонал или наоборот персонала в бренд, которая продолжается на протяжении всей жизни компании. HR- брендинг направлен на создание единого видения компании, бренда у сотрудников и осознание своей принадлежности и ценности для компании.
- система управления персоналом (цели, задачи, функции, оргструктура). Этот вид инноваций направлен на изменение системы управления персоналом. Например, корректировка или коренное изменение целей и задач развития организации, введение новых штатных единиц (с наделением их новым функционалом), или, наоборот, сокращение штатов.
- технология управления персоналом (процедуры и методики работы с персоналом).
2. По объекту управления персоналом, на который направлено нововведение различают следующие виды инноваций в управлении:
- инновации, направленные на персонал в целом. Этот вид инноваций направлен на корректировку, совершенствование работы всего персонала организации. Например, Wiki-база обязанностей, представляющая собой базу данных, которая содержит в себе подробное описание деятельности предприятия, его отделов и каждого работника в отдельности.
- инновации, направленные на отдельные категории персонала. Этот вид инноваций направлен на изменение в работе отдельных категорий персонала. Например, в производственном отделе – внедрение новой технологии производства товара.
- инновации, направленные на отдельные коллективы. Этот вид инноваций направлен на улучшение эффективности работы отдельного коллектива. Например, улучшение социально-психологического климата конкретного коллектива через проведение веревочных курсов.
- инновации, направленные на отдельных сотрудников. Этот вид инноваций применяется в случае необходимости повышения эффективности работы ценного сотрудника. В этом случае можно использовать, например, технологию «Интегрированный менеджмент талантов», которая используется для привлечения квалифицированных кадров, интеграции новых сотрудников, а также для удержания персонала.
3. По виду новшества:
- новый регламент.
- новая технология. Например, технология «Синектика» предназначена для генерирования альтернативных вариантов решения управленческой проблемы путем ассоциативного мышления, через поиск аналогий. Термин «синектика» означает совмещение разнородных элементов, соединение различных, зачастую очевидно несовместимых частей.
- новая структура. Например, аутстаффинг – выведение персонала за штат компании. При аутстаффинге персонал заключает трудовые договоры не с фирмой, являющейся фактическим работодателем, а с организацией-посредником (аутстаффером). Аутстаффер берет на себя функции выплаты заработной платы, уплаты налогов, исполнения трудового законодательства. Такая система помогает оптимизировать управление человеческими ресурсами при отсутствии необходимых ресурсов собственных отделов по работе с персоналом, обеспечивает максимальную гибкость в управлении персоналом.
- новая методика. Например, метод ситуационного анализа, являющийся комплексной технологией подготовки, принятия и реализации управленческого решения. Он предполагает генерацию возможных сценариев выхода из проблемы с дальнейшим присваиванием им вероятностного весового коэффициента значимости.
- новая услуга. Например, аутсорсинг – это услуга по передаче процессов внешнему подрядчику. Заключается договор между двумя организациями, согласно которому одна организация передает другой на обслуживание некоторые функции, бизнес-процессы и мероприятия. Это помогает оперативно привлекать высококвалифицированных специалистов к решению проблем.
Дополним данную классификацию.
В соответствии с функциями управления выявлены следующие виды инноваций в управлении персоналом:
- инновационные технологии мотивации сотрудников. Например, система «кафетерия» - это система мотивации работника, в которой ему предоставляется право выбирать для себя те формы стимулов, которые представляют для него больший интерес. Вместо стандартного набора социальных льгот работнику предоставляют широкое «меню» и право выбирать на определенную сумму то, что нужно именно ему.
- инновационные технологии оценка и аттестация персонала. Например, Ассессмент является многоступенчатой технологией оценки личностно-делового потенциала сотрудников. Точность и объективность его результатов достигается за счет тщательного анализа деятельности, определению требуемых компетенций для должности, составлению поведенческих индикаторов, подбору адекватных измерительных инструментов. Оценка каждого кандидата осуществляется несколькими экспертами-наблюдателями. В подготовке и проведении ассессмента принимают участие специалисты разного профиля и специализации, которые выполняют различные роли: психодиагност, эксперт-наблюдатель, фасилитатор, организатор-проектировщик.
- инновационные технологии подбора кадров. Например, видеособеседование как способ оптимизации затрат на подбор персонала.
- инновационные технологии контроля.
- инновационные технологии планирования.
- инновационные технологии формирования организационной структуры.
- инновационные технологии профессионального обучения. Например, дистанционное обучение – это интернет обучение, которое дает возможность получения образования любому студенту.
- инновационные технологии управления карьерой. Например, проведение тренинга карьерного самоменеджмента.
- инновационные технологии принятия управленческих решений. Например, метод «Дерево решений», который представляет схематическое изображение проблемы принятия решений. Ветви дерева решений представляют собой различные события (решения), а его вершины – ключевые состояния, в которых возникает необходимость выбора. Метод может применяться в сложных ситуациях, в которых результаты одного решения влияют на последующие решения.
В зависимости от средств (инструментов) используемых при внедрении инновационной технологии различают следующие виду инноваций:
- инновации с использованием социальных сетей. Например, микро-видео на Twitter и Instagram для рекрутинга. Это видео занимает от 6 до 15 секунд, съемка которого происходит в режиме онлайн и не предполагает корректировки. С его помощью можно более эффективно передать энергию, которая царит в компании. Это недорогая возможность постоянно распространять актуальную информацию, которая поможет найти новых сотрудников.
- инновации с использованием компьютерных программ. Например, HRM-система или автоматизированная система управления персоналом Фараон, которые автоматизируют учет в области HR-менеджмента: ведут учет личных дел, осуществляют кадровые операции (прием, перевод, увольнение и др.).
- инновации с использованием активных методов обучения (отбора) персонала. Например, метод кейсов – один из методов активного обучения, сводится к тому, что обучающийся должен описать конкретную ситуацию (проблему), возникшую в его профессиональной деятельности, затем дать анализ этой проблемы и рекомендации по ее разрешению, преодолению. Сущность данного метода состоит в том, что материал подается обучающимся в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой исследовательской работы.
- инновации с использованием средств телекоммуникаций (телефон, телемост, интерактивные методы). Например, технология ToF делает возможным отображать мир вокруг вас во всем его трехмерном великолепии. Эта технология может собирать трехмерную информацию обо объекте с высоким разрешением на расстоянии до одного километра. Технологию ToF можно использовать при электронном обучении, при осуществлении контроллинга и т.д.
Данные классификации инноваций позволяют путем опроса и паспортизации провести диагностику субъектов инновационного предпринимательства, выделить основные особенности каждого кластера и зафиксировать основные группы субъектов инновационного предпринимательства.
Лекция 2.
План:
1. Методы поиска идей инновации.
2. Сущность понятия «инновационные технологии управления персоналом.
3. Инновационный процесс.
1. Методы поиска идей инновации:
1. Исследование эталонных преимуществ.
Заключается в изучении опыта других организаций, позволяющего установить причины их успехов и неудач и воспользоваться полученными таким образом знаниями.
2. Чтение литературы широкой тематики.
Сюда входит ведение учета прочитанной литературы, электронные подписки, сортировка нужных документов (папки, базы данных). Успешные новаторы зачастую обладают знаниями из различных областей, что позволяет им создать неординарные комбинации.
3. Синектика.
Уильям Гордон считал, что новые идеи обычно появляются основе аналогий с природными явлениями или другими аспектами жизни.
Выделяются четыре вида аналогий:
1) прямая аналогия заключается в сравнении объекта с более или менее похожим аналогичным объектом в жизни, природе или технике. Например, при обосновании жизненных циклов инновации М. Вебер за основу взял жизненные циклы человека.
2) символическая аналогия позволяет представить себе неожиданный образ объекта, предмета, раскрывающий его новые свойства. Для этого требуется сформулировать фразу, отражающую суть явления. Например, не задумываясь приведите аналогию к слову УрФУ.
3) при фантастической аналогии необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи.
4) личная аналогия представить себя тем явлением, объектом, о котором идет речь в задаче. Например, один день побыть в роли своих подчиненных.
4. Рекомбинация идей.
Предполагается, сто инновация представляет собой не что иное, как комбинацию уже существующих идей. Знание из одной области переносится в другую. Например, подумайте какие законы физики можно перенести и использовать в управлении персоналом (противоположности притягиваются).
5. Метод фокальных объектов.
Автор – Чарльз Вайтинг. Заключается он в том, чтобы объединить признаки разных объектов в одном предмете для улучшения его свойств. Например, например какие свойства веника можно внедрить в организацию для ее сплочения.
6. Анализ периодических изданий, патентной документации, рефератов диссертаций, справочной литературы.
4. Технология выполнения домашних заданий, контрольной работы и курсовой работы, форма сдачи зачета.