Характеристики внешней среды организации

Считается, что около 90% нужной информации можно извлечь из ле­гальных источников. За рубежом такие прогнозы разрабатываются госу­дарственными учреждениями, общественными организациями и частными фирмами, занимающимися консалтинговой деятельностью. Часть прогно­зов публикуется в периодической печати, часть продается фирмами, спе­циализирующимися на этом виде услуг. В России, пока, рыночная инфра­структура очень слаба. Собираемая ин­формация должна оцениваться с точки зрения отрицательных (потенциальные угрозы) и положительных (вновь открывающиеся воз­можности) воздействий среды на будущую деятельность.

Окружение организации, с которым она вынуждена считаться, получило название «внешней среды». Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания и развития. Но ресурсы внешней среды не безграничны и на них претендуют многие другие организации. Именно поэтому внешнюю среду необходимо изучать.

Различают фак­торы внешней среды косвенного воздействия (макросреды) и факторы среди прямого воздействия (микросреды). Не оказывая прямого воздейст­вия на деятельность предприятия, факторы макросреды влияют на форми­рование общей атмосферы бизнеса. С этой точки зрения макросреду ино­гда называют «экологией фирмы». Макросреда определяет общие (рамочные) условия деятельности организации во внешней среде.

Микросреда - это среда непосредственных контактов с предпри­ятием. Она включает тех участников рынка, с которыми у предприятия есть пря­мые отношения или которые оказывают на него прямое воздейст­вие.

Необходимо помнить, что внешняя среда характеризуется:

· взаимосвязанностью факторов (применение одного из факторов воздействует на другие факторы);

· сложностью внешней среды (число факторов, на которые фирма обязана реагировать);

· подвижностью среды (скорость, с которой происходят изменения в окружении);

· неопределенностью внешней среды (качество и достоверность ин­формации).

Поэтому из всего многообразия действующих на предприятие фак­то­ров, нужно выделить только те, которые являются для него наиболее важ­ными. Они называются стратегическими факторами. Выявление их позво­ляет определить пределы анализа среды.

÷ Стратегические факторы – это направления развития внешней среды, которые, во-первых, имеют высокую вероятность реализации и, во-вторых, высокую вероятность влияния на функционирование предприятия

Для каждой хозяйственной организации свой «набор» стратегических факторов. Он зависит от размеров организации, характера её деятельности, выбранных целей и прочих особенностей. Для маленькой и средней орга­низации степень значимости факторов микросреды и внутренней среды значительно выше, чем факторов макросреды. Ограничив, таким образом, значимые факторы внешней и внутрен­ней среды, организация может приступить к формированию базы данных через мониторинг, сканирование и прогнозирование факторов внешней среды.

· мониторинг среды (отслеживание текущей, вновь появляющейся информации);

· сканирование среды (поиск уже сформированной информации);

· прогнозирование (создание информации о будущем состоянии среды).

Анализ факторов внешней среды косвенного воздействия

(макросреды организации)

Угрозы и возможности могут проявляться в девяти областях внеш­него окружения. Основными областями (сферами) анализа макросреды яв­ляются: экономическая, технологическая, политическая и социальная + природно-климатические, демографические и экологические факторы.

Условия эффективного анализа факторов внешней среды:

☻ выявление среди множества факторов, оказывающих сильное влияние на развитие фирмы;

☻ их группировка и установка приоритетов по степени влияния;

☻ количественная оценка факторов;

☻ изучение взаимосвязей между ними и эффектов положительной и отрицательной синергии;

Оценка влияния факторов внешней среды на фирму в настоящем и будущем.

Характеристики внешней среды организации - student2.ru

Рис. 5. Взаимосвязь внутренних и внешних переменных организации

Стратегические факторы макросреды ранжируются по степени значимости их влияния на функционирование и развитие организации. Вероятность усиления фактора (угроза или возможность), степень его воздействия можно оценить с помощью матрицы Д. Х. Вильсона.

Таблица 5 - Матрица Д.Х. Вилсона

Характеристики внешней среды организации - student2.ru Вероятность Сила возд. Воздействия   Высокая   Средняя   Низкая
Высокая Высокое значение фактора фактора
Средняя для организации значение Низкое значение
Низкая Среднее фактора для организации

Анализ заканчивается перечнем факторов «возможностей» и «угроз» по их значимости для организации.

Особое внимание следует обращать на:

£ изобретения, способные изменить ситуацию в отрасли;

£ прорывные технологии;

£ возможность резких изменений цен на ресурсы;

£ возможность изменений на финансовых рынках или в обменных курсах;

£ возможность резких изменений спроса, вследствие инфляции, без­работицы и т.д.;

£ решения федеральных и местных органов власти, влияющие на кре­дитно-денежную, налоговую, таможенную политику;

£ возможность военных конфликтов и другие форс-мажорные об­стоя­тельства.

Наши рекомендации