Характеристики внешней среды организации
Считается, что около 90% нужной информации можно извлечь из легальных источников. За рубежом такие прогнозы разрабатываются государственными учреждениями, общественными организациями и частными фирмами, занимающимися консалтинговой деятельностью. Часть прогнозов публикуется в периодической печати, часть продается фирмами, специализирующимися на этом виде услуг. В России, пока, рыночная инфраструктура очень слаба. Собираемая информация должна оцениваться с точки зрения отрицательных (потенциальные угрозы) и положительных (вновь открывающиеся возможности) воздействий среды на будущую деятельность.
Окружение организации, с которым она вынуждена считаться, получило название «внешней среды». Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания и развития. Но ресурсы внешней среды не безграничны и на них претендуют многие другие организации. Именно поэтому внешнюю среду необходимо изучать.
Различают факторы внешней среды косвенного воздействия (макросреды) и факторы среди прямого воздействия (микросреды). Не оказывая прямого воздействия на деятельность предприятия, факторы макросреды влияют на формирование общей атмосферы бизнеса. С этой точки зрения макросреду иногда называют «экологией фирмы». Макросреда определяет общие (рамочные) условия деятельности организации во внешней среде.
Микросреда - это среда непосредственных контактов с предприятием. Она включает тех участников рынка, с которыми у предприятия есть прямые отношения или которые оказывают на него прямое воздействие.
Необходимо помнить, что внешняя среда характеризуется:
· взаимосвязанностью факторов (применение одного из факторов воздействует на другие факторы);
· сложностью внешней среды (число факторов, на которые фирма обязана реагировать);
· подвижностью среды (скорость, с которой происходят изменения в окружении);
· неопределенностью внешней среды (качество и достоверность информации).
Поэтому из всего многообразия действующих на предприятие факторов, нужно выделить только те, которые являются для него наиболее важными. Они называются стратегическими факторами. Выявление их позволяет определить пределы анализа среды.
÷ Стратегические факторы – это направления развития внешней среды, которые, во-первых, имеют высокую вероятность реализации и, во-вторых, высокую вероятность влияния на функционирование предприятия
Для каждой хозяйственной организации свой «набор» стратегических факторов. Он зависит от размеров организации, характера её деятельности, выбранных целей и прочих особенностей. Для маленькой и средней организации степень значимости факторов микросреды и внутренней среды значительно выше, чем факторов макросреды. Ограничив, таким образом, значимые факторы внешней и внутренней среды, организация может приступить к формированию базы данных через мониторинг, сканирование и прогнозирование факторов внешней среды.
· мониторинг среды (отслеживание текущей, вновь появляющейся информации);
· сканирование среды (поиск уже сформированной информации);
· прогнозирование (создание информации о будущем состоянии среды).
Анализ факторов внешней среды косвенного воздействия
(макросреды организации)
Угрозы и возможности могут проявляться в девяти областях внешнего окружения. Основными областями (сферами) анализа макросреды являются: экономическая, технологическая, политическая и социальная + природно-климатические, демографические и экологические факторы.
Условия эффективного анализа факторов внешней среды:
☻ выявление среди множества факторов, оказывающих сильное влияние на развитие фирмы;
☻ их группировка и установка приоритетов по степени влияния;
☻ количественная оценка факторов;
☻ изучение взаимосвязей между ними и эффектов положительной и отрицательной синергии;
Оценка влияния факторов внешней среды на фирму в настоящем и будущем.
Рис. 5. Взаимосвязь внутренних и внешних переменных организации
Стратегические факторы макросреды ранжируются по степени значимости их влияния на функционирование и развитие организации. Вероятность усиления фактора (угроза или возможность), степень его воздействия можно оценить с помощью матрицы Д. Х. Вильсона.
Таблица 5 - Матрица Д.Х. Вилсона
Вероятность Сила возд. Воздействия | Высокая | Средняя | Низкая |
Высокая | Высокое значение фактора | фактора | |
Средняя | для организации | значение | Низкое значение |
Низкая | Среднее | фактора для организации |
Анализ заканчивается перечнем факторов «возможностей» и «угроз» по их значимости для организации.
Особое внимание следует обращать на:
£ изобретения, способные изменить ситуацию в отрасли;
£ прорывные технологии;
£ возможность резких изменений цен на ресурсы;
£ возможность изменений на финансовых рынках или в обменных курсах;
£ возможность резких изменений спроса, вследствие инфляции, безработицы и т.д.;
£ решения федеральных и местных органов власти, влияющие на кредитно-денежную, налоговую, таможенную политику;
£ возможность военных конфликтов и другие форс-мажорные обстоятельства.