Оценочные средства для очной формы обучения

Данная дисциплина формирует у обучающегося 2 компетенции, которые связаны, взаимодействуют между собой. Поэтому объективно оценить каждую в отдельности при ответе студента на контрольный вопрос или при выполнении практического или лабораторного задания достаточно сложно. Предлагается считать, что вклад 2-х компетенций в общую оценку при ответе на вопрос примерно одинаков.

Модуль 1 (48 баллов)

Модуль содержит 3 лекционных занятия и 2 практических занятия. Знание лекционного материала оценивается по контрольной работе, включающей 2 вопроса, максимальное количество баллов за контрольную работу составляет 24. За выполненные и защищенные практические занятия студент получает максимально по 12 баллов. Общее максимальное количество баллов за модуль 1 составляет 48.

Вопросы для контрольной работы (ПК-7):

1. Что представляют собой качество продукции и качество услуги?

2. В чем сущность основных аспектов понимания категории «контроллинг»?

3. Какие причины обуславливают необходимость применения системы контроллинга?

4. Перечислите узловые компоненты концепции контроллинга. Как вы их понимаете?

5. Каковы причины возникновения концепции контроллинга и ос­новные этапы его становления в России и за рубежом?

6. Правильно ли высказывание "контроллинг - это философия и об­раз мышления руководителей"? Если "да", то как вы это понимаете, если "нет", то почему?

7. В чем состоят основные функции контроллинга как инструмента управления?

8. Сформулируйте отличия и сравнительные преимущества амери­канской и немецкой моделей контроллинга.

9. Опишите компоненты "пирамиды контроллинга". Какова логика построения "пирамиды"?

10. Сформулируйте основные задачи контроллинга как инструмента управления.

11. Перечислите специальные функции и задачи контроллинга как инструмента управления.

Практическое занятие 1. Сущность понятия контроллинга как инструмента управления.

Контрольные вопросы ПЗ 1 (ПК-7):

1. Что понимается под контроллингом как инструментом управления.

2. Упражнение «Контроллинг в многоступенчатой системе планирования и контроля».

3. Мини-кейс «Историческая справка о развитии контроллинга».

4. Проанализируйте, какому из этапов развития философии контроллинга соответствует система контроля на Вашем предприятии.

5. Компоненты концепции контроллинга: философия доходности; разбиение задач контроллинга на циклы; создание информационной системы, адекватной задачам целевого управления.

Практическое занятие 2. Стратегический и оперативный контроллинг в системе управления.

Контрольные вопросы ПЗ 2 (ПК-7):

1. Сущность стратегического и оперативного контроллинга в системе управления: определение, черты различий, цели и задачи, функции.

2. Процесс стратегического контроля: формирование контролируемых величин, проведение контрольной оценки, принятие решений по результатам стратегического контроля.

3. Инструментарий стратегического контроллинга: метод стратегических балансов, концепция системы сбалансированных показателей (ССП).

4. Особенности реализации оперативного контроллинга на предприятии основанные на процессах оперативного планирования, контроля, учета финансового (бухгалтерского) и управленческого, отчетности.

5. Участие службы контроллинга в стратегическом и оперативном менеджменте.

Модуль 2 (48 баллов)

Модуль содержит 3 лекционных занятия и 2 практических занятия. Знание лекционного материала оценивается по контрольной работе, включающей 2 вопроса, максимальное количество баллов за контрольную работу составляет 24. За выполненные и защищенные практические занятия студент получает максимально по 12 баллов. Общее максимальное количество баллов за модуль 2 составляет 48.

Вопросы для контрольной работы (ПК-7):

1. Определите понятие "центр ответственности", укажите основные типы ЦО и их особенности.
2. Каковы основные элементы системы учета затрат для целей управления?

3. Каким образом ведется разработка концепции управленческого учета на предприятии?

4. Каковы основные требования к системе показателей оценки дея­тельности предприятия и его подразделений?

5. Сформулируйте сущность эмпирико-индуктивных и логико-дедуктивных систем показателей. Назовите их целевые установки и осо­бенности использования.

6. Опишите использование интегрального показателя для целей планирования и контроля.
7. Покажите иерархию планирования.

8. Сформулируйте сущность и методы бюджетирования.

9. Каковы достоинства и недостатки бюджетирования?

10. Перечислите виды отклонений и опишите их применение для це­лей управления.

Практическое занятие 3. Инструменты контроллинга

Контрольные вопросы по ПЗ 3 (ПК-7):

1. Формирование структуры бизнеса, способствующей повышению эффективности деятельности предприятия на основе контроллинга.

2. Характеристика системы управленческого учета.

3. Описание системы показателей оценки деятельности предприятия и его подразделений.

Практическое занятие 4. Планирование и бюджетирование в системе контроллинга.

Контрольные вопросы по ПЗ 4 (ПК-7):

1. Планирование и бюджетирование в системе контроллинга..

2. Анализ отклонений в системе контроллинга. Выявление отклонений: стоимостные параметры, параметры организационной структуры, временные параметры.

3. Виды отклонений: абсолютные, относительные, селективные; отклонения кумулятивное, во временном разрезе, «план – желаемый результат».

4. Оценка отклонений – по допустимым пределам, по прибыли.

5. Выявление причин отклонений.

Модуль 3 (48 баллов)

Модуль содержит 3 лекционных занятия и 2 практических занятия. Знание лекционного материала оценивается по контрольной работе, включающей 2 вопроса, максимальное количество баллов за контрольную работу составляет 24. За выполненные и защищенные практические занятия студент получает максимально по 12 баллов. Общее максимальное количество баллов за модуль 3 составляет 48.

Вопросы для контрольной работы (ПК-13):

1. Каковы основные положения концепции создания и эксплуатации интегрированной системы контроллинга на предприятии?

2. Что первично при выборе и разработке комплексных информаци­онных систем: требования бизнеса или возможности информационных технологий?

3. Каковы критические факторы успеха комплексной автоматизации
систем поддержки контроллинга?

4. В чем отличие бухгалтерского и управленческого учета в разрезе компонентов менеджмента?

5. Как это влияет на информатизацию кон­троллинга?

6. Охарактеризуйте основные компоненты единого аналитического
пространства.

7. Каково назначение информационного хранилища? Перечислите его основные компоненты. Что такое метаданные?

8. В чем особенности, достоинства и недостатки различных подхо­дов к информатизации контроллинга? Имеются ли, по вашему мнению, особенности для предприятий различных масштабов и направлений дея­тельности?

9. В чем особенности и в чем сходство реализации методологии кон­троллинга российскими и зарубежными IT-компаниями?

10. Какие требования к информационной системе руководителя Вы считаете основными? Что дают такого рода компоненты в интегриро­ванных системах управления?

11. Перечислите основные задачи, решение которых должны обеспе­чить АУИС.

12. Прокомментируйте иерархию автоматизированных систем учета и управления. Какие из них представляют наибольший интерес в наиболее близком для вас бизнесе? Какие компоненты среды задействованы в при­нятии решений и требуют информационно-аналитической поддержки?

13. Что такое контроллинг информационных технологий и каковы его основные задачи, функции, инструментарий?

Практическое занятие 5. Информационная поддержка контроллинга

Контрольные вопросы по ПЗ 5 (ПК-13):

1. Каковы основные положения концепции создания и эксплуатации интегрированной системы контроллинга на предприятии?

2. Что первично при выборе и разработке комплексных информаци­онных систем: требования бизнеса или возможности информационных технологий?

3. Каковы критические факторы успеха комплексной автоматизации
систем поддержки контроллинга?

4. В чем отличие бухгалтерского и управленческого учета в разрезе компонентов менеджмента?

Практическое занятие 6. Организация службы контроллинга.

Контрольные вопросы по ПЗ 6 (ПК-13):

1. Назовите положительные и отрицательные моменты создания службы контроллинга на предприятии.

2. В чем состоит линейная и штабная ответственность контроллеров?

3. Перечислите особенности оргструктур служб контроллинга на средних по размеру предприятиях.

4. Какими должны быть профессиональные свойства контроллеров?

5. Какие требования предъявляются к личностным качествам кон­троллеров?

Вопросы к зачету по дисциплине «Контроллинг как инструмент управления»:

12. Что представляют собой качество продукции и качество услуги? (ПК-7)

13. В чем сущность основных аспектов понимания категории «контроллинг»? (ПК-7)

14. Какие причины обуславливают необходимость применения системы контроллинга? (ПК-7)

15. Перечислите узловые компоненты концепции контроллинга. Как вы их понимаете? (ПК-7)

16. Каковы причины возникновения концепции контроллинга и ос­новные этапы его становления в России и за рубежом? (ПК-7)

17. Правильно ли высказывание "контроллинг - это философия и об­раз мышления руководителей"? Если "да", то как вы это понимаете, если "нет", то почему? (ПК-7)

18. В чем состоят основные функции контроллинга? (ПК-7)

19. Сформулируйте отличия и сравнительные преимущества амери­канской и немецкой моделей контроллинга. (ПК-7)

20. Опишите компоненты "пирамиды контроллинга". Какова логика построения "пирамиды"?(ПК-7)

21. Сформулируйте основные задачи контроллинга как инструмента управления. (ПК-7)

22. Перечислите специальные функции и задачи контроллинга как инструмента управления. (ПК-7)

23. Каковы основные задачи и инструменты контроллинга внешней среды? (ПК-7)

24. В чем состоят основные задачи и инструменты контроллинга мар­кетинга и сбыта, контроллинга обеспечения ресурсами? (ПК-7)

25. Охарактеризуйте основные задачи и инструменты контроллинга производства и контроллинга логистики. (ПК-7)

26. Каковы основные задачи и инструменты контроллинга финансов? (ПК-7)

27. Опишите основные задачи и инструменты контроллинга персонала. (ПК-7)

28. Каковы основные задачи и инструменты контроллинга инвестиций и контроллинга инновационных процессов? (ПК-7)

29. Определите понятие "центр ответственности", укажите основные типы ЦО и их особенности. (ПК-13)

30. Каковы основные элементы системы учета затрат для целей управления? (ПК-13)

Каким образом ведется разработка концепции управленческого учета на предприятии? (ПК-13)

Каковы основные требования к системе показателей оценки дея­тельности предприятия и его подразделений? (ПК-13)

Сформулируйте сущность эмпирико-индуктивных и логико-дедуктивных систем показателей. Назовите их целевые установки и осо­бенности использования. (ПК-13)

31. Опишите использование интегрального показателя для целей планирования и контроля. (ПК-13)

32. Покажите иерархию планирования. (ПК-13)

33. Сформулируйте сущность и методы бюджетирования. (ПК-13)

34. Каковы достоинства и недостатки бюджетирования? (ПК-13)

35. Перечислите виды отклонений и опишите их применение для це­лей управления. (ПК-13)

36. Каковы основные положения концепции создания и эксплуатации интегрированной системы контроллинга на предприятии? (ПК-13)

37. Что первично при выборе и разработке комплексных информаци­онных систем: требования бизнеса или возможности информационных технологий? (ПК-13)

Наши рекомендации