Разновидности стратегий по типу инновационного поведения
Большой вклад в формирование конкурентных стратегий внес американский экономист М. Портер.Он выделил три стратегии, позволяющие организации занять определенное место в конкурентной борьбе:
1) стратегия дифференциации;
2) стратегия лидерства по издержкам;
3) стратегия фокусирования.
Стратегия дифференциации. Сущность данной стратегии заключается в попытке компании-производителя добиться лояльности со стороны потребителей, которые считали бы их товары и услуги уникальными. Таким образом, высокая цена на продукцию может быть оправдана высокой потребительской ценностью. Примеры успешной реализации такой стратегии −автомобили Mercedes-Benz, бытовая техника Bosh и др.
Стратегия лидерства по издержкам. Предполагает использование руководством различных методов повышения производительности труда, сокращение расходов на производство и реализацию продуктов. Снижение себестоимости продукции позволяет продавать товар по более низким ценам, получая тем самым целевую прибыль. Таких стратегий придерживаются, как правило, сетевые компании (магазины, отели, рестораны и др.).
Стратегия фокусирования. Организация сосредоточивает усилия на определенном географическом регионе или группе потребителей. Следует отметить, что организация может в тоже время использовать другие конкурентные стратегии, ориентируясь при этом на выбранный сегмент.
Другой подход к выделению типов конкурентного поведения предложил российский ученый Л. Г. Раменский. Его классификация хорошо сочетается с классификацией Х. Фризевинкеля, который предложил ассоциировать фирмы по конкурентному поведению с животным миром («лис», «мышей», «львов» и т.д.).
Согласно этому подходу конкурентное поведение может быть четырех видов:
Согласно этому подходу стратегическое поведение можно подразделить на четыре вида:
1. Виолентное, характерное для крупных компаний, осуществляющих массовое производство стандартной продукции, опережающих конкурентов за счет серийности производства и эффекта масштаба.
Сферы деятельности виолентов ничем не ограничены: оборонный сектор, нефтегазовая промышленность, машиностроение, электроника. Типы виолентов можно подразделить по этапам их эволюционного развития в зависимости от динамики развития:
а) «гордый лев» - тип виолентов, для которых характерен самый динамичный темп развития. Эту группу можно разделить на подгруппы: «лидеров», «вице-лидеров» и остальных;
С течением времени развитие виолента замедляется, в его положение на рынке стабилизируется, «гордый лев» переходит в стадию «могучего слона».
б) «могучий слон» - тип с менее динамичным развитием, широкой диверсификацией, развитой инфраструктурой, сетью филиалов. Наличие ресурсов и устойчивая конкурентная позиция позволяют "могучему слону" осуществлять инвестирование различных перспективных направлений. Виолент на этой стадии способствует продвижению востребованных рынком инноваций и извлекает максимальную прибыль из применения нововведений в различных отраслях экономики;
в) «неповоротливый бегемот» - тип виолентов, утративших динамику развития, чрезмерно увлекшихся широкой диверсификацией. Появляются убыточные бизнесы, фирма теряет устойчивость.
2. Патиентное, заключающееся в приспособлении к узким сегментам широкого рынка (нишам) путем специализированного выпуска новой или модернизированной продукции с уникальными характеристиками. Конкурентоспособность товара определяется его высокой потребительской ценностью.
Это крупные, малые и средние фирмы. Патиенты носят название «хитрые лисы». Оно точно характеризует их приспособительную инновационную политику. Фирма - патиент создает продукт со специфическими характеристиками. В силу уникальности инновационного продукта, предлагаемого данной фирмой, конкуренция в занимаемом ею сегменте невысока, а это создает дополнительные преимущества. Из-за узкой специализации своей деятельности патиент сильно зависит от рыночной конъюнктуры, что является слабой стороной «хитрой лисы». Другая проблема малой и средней фирмы - патиента заключается в опасности ее поглощения виолентом.
3. Эксплерентное(или венчурное) конкурентное поведение. Характеризуется выходом на рынок с радикально новым продуктом и захватом части рынка. Главная роль таких компаний состоит в создании и продвижении инновационных продуктов. Финансовую базу подобных организаций составляет венчурный капитал. Их деятельность сконцентрирована на поиске новых технических решений, поэтому большой объем финансовых потоков направляется на опытно-конструкторские разработки (ОКР).
4. Коммутантное, состоящее в приспособлении к условиям спроса местного рынка, заполнении ниш, по тем или иным причинам не занятых «виолентами» и «патиентами», освоении новых видов услуг после появления новых продуктов и новых технологий, имитации новинок и продвижении их к самым широким слоям потребителей.
Мелкие фирмы, удовлетворяя локальный и узкогрупповой или даже индивидуальный спрос, берутся за все, что не вызывает интереса у виолентов, патиентов и эксплерентов. В соответствии с классификацией, коммутаны называются "серыми мышками". Их роль в инновационном процессе двояка: они содействуют, с одной стороны, диффузии нововведений, с другой - их рутинизации. Инновационный процесс таким образом расширяется и ускоряется.
ЛЕКЦИЯ 6
Организация и планирование инноваций