Система инновационного менеджмента и
Стратегическое управление инновационными
Процессами
Понятие и структура системы инновационного менеджмента на предприятии
2. Приемы инновационного менеджмента:
Приемы, воздействующие на производство инноваций
Приемы, воздействующие на производство, реализацию, продвижение и диффузию инноваций
Приемы, воздействующие только на реализацию и диффузию инноваций
Понятие и этапы формирования инновационных стратегий
Базовые стратегии развития предприятий
Классификация инновационных стратегий предприятия
Разновидности стратегий по типу инновационного поведения
Литература:
1. Агарков, С. А. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика : учеб. пособие / С. А. Агарков, Е. С. Кузнецова, М. О. Грязнова ; Федер. агентство по рыболовству, Мурм. гос. техн. ун-т. - М. : Акад. естествознания, 2011. - 143 с. – Глава 6.
2. Управление инновационными процессами : учебное пособие. – Самарский государственный технический университет, Самара, 2009. – 153с. – С.49-53.
3. Щенникова, В.Н. Организация инновационной деятельности : курс лекций, М.: Автономная некоммерческая организация «Международный институт ИНФО-Рутения», 2014. – С. 35-49.
4. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 448с. – С.108 – 175
5. Курс лекций по дисциплине «Современные проблемы в управлении инновациями». ФГБОУ ВПО «Юго-западный государственный университет». – Курск, 2012. – 105с. – С.18-36.
Понятие и структура системы инновационного менеджмента
На предприятии
Инновационный менеджмент - взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами. Объектами инновационного менеджмента являются инновация и инновационный процесс.
Схематически систему инновационного менеджмента можно представить следующим образом (рисунок 5.1):
Рисунок 5.1. – Система инновационного менеджмента
В состав системы инновационного менеджмента включены подсистемы: научного сопровождения (1), целевая (2), обеспечивающая (3), управляемая (4) и управляющая (5).
Подсистема научного сопровождения состоит из таких частей:
1.1. Научные подходы к инновационному менеджменту (в настоящее время существует около 14 различных подходов к менеджменту: комплексный, интеграционный, маркетинговый, функциональный, динамический, воспроизводственный, процессный, нормативный, количественный, административный, поведенческий, ситуационный, системный, программно-целевой подход);
Комплексный подходпри принятии управленческих решений учитывает важнейшие взаимосвязанные и взаимозависимые факторы внешней и внутренней среды организации — технологические, экономические, экологические, организационные, демографические, социальные, психологические, политические и др.
В рамках комплексного подхода выделяют два специфических подхода:
- поисковый - ориентированный на будущее и определяющий состояния объекта управления в дальнейшем при условии сохранения сегодняшних тенденций его развития;
- целевой - планирующий целенаправленное изменение объекта управления в будущем с учетом возможных путей и сроков перехода управляемой подсистемы из сегодняшнего состояния в желаемое.
Интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и усиление взаимосвязей между:
- отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента;
- стадиями жизненного цикла объекта управления;
- уровнями управления по вертикали;
- уровнями управления по горизонтали.
Интеграция — это углубление сотрудничества субъектов, управление взаимодействием и взаимосвязями между компонентами системы управления.
Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя:
- повышение качеств объекта в соответствии с нуждами потребителя;
- экономия ресурсов у потребителя за счет повышения качества;
- экономия ресурсов в производстве за счет факторов масштаба производства, научно-технического прогресса (НТП);
- применение системы менеджмента.
Сущность функционального подхода заключается в том, что инновационная деятельность предприятия представляется как набор функций. За каждой структурной единицей (сотрудник, отдел, управление) закреплен ряд функций, описана область ответственности, сформулированы критерии успешной и неуспешной деятельности.
При динамическом подходе объект управления рассматривается в динамическом развитии, причинно следственных связях и соподчиненности, производится ретроспективный анализ за пять и более лет и перспективный анализ (прогноз).
Воспроизводственный подход -ориентирован на постоянное возобновление производства объекта для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими, по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке, совокупными затратами на единицу полезного эффекта.
Элементами подхода являются:
1) применение опережающей базы сравнения при планировании частных показателей качества и ресурсоемкости обновляемого объекта, базы, отвечающей достижениям научно-технического прогресса в данной области на момент приобретения объекта потребителем, базы, удовлетворяющей требованиям потребителей не к моменту планирования или разработки объекта, а к моменту приобретения объекта потребителем;
2) трактовка закона экономии времени как экономии суммы прошлого, живого и будущего труда за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта;
3) рассмотрение во взаимосвязи воспроизводственного цикла выпускаемой, проектируемой и перспективной моделей объекта в координатах времени и программы выпуска; 4) обеспечение по возможности пропорционального по качеству и количеству развития элементов внешней среды системы инновационного менеджмента (макросреды, инфраструктуры региона, микросреды фирмы).
В основе процессного подхода к управлению организацией лежит выделение в организации системы бизнес-процессов и управление этими процессами. При этом каждая структурная единица обеспечивает выполнение конкретных бизнес-процессов, в которых она участвует. Обязанности, область ответственности, критерии успешной деятельности для каждой структурной единицы сформулированы и имеют смысл лишь в контексте конкретного бизнес-процесса.
Бизнес-процесс – это совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определённого продукта или услуги для потребителей.
Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам:
- целевой подсистеме;
- функциональной подсистеме;
- обеспечивающей подсистемы.
Сущность количественного подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и других. Управлять можно цифрами, а не только словами.
Сущность административного подхода заключается в регламентациях функций прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности элементов систем менеджмента в нормативных актах.
Целью поведенческого подхода являются оказание помощи работнику в осознании собственных возможностей. Основной целью этого подхода является повышение эффективности фирмы за счет повышения роли человеческих ресурсов. Наука о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и фирмы в целом.
Ситуационный подход (последняя четверть XX в.).Ситуационный подход гласит, что различные методы управления должны применяться в зависимости от конкретной ситуации, так как организация — это открытая система, постоянно взаимодействующая с окружающим миром (внешней средой), поэтому главные причины того, что происходит внутри организации (во внутренней среде), следует искать в ситуации, в которой эта организация вынуждена действовать.
Центральный момент подхода - ситуация -конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на деятельность организации в текущий момент времени. Ситуационный подход связан с системным подходом и пытается увязать конкретные управленческие приемы и концепции с конкретными ситуациями.
Этот подход нацелен на непосредственное применение новых научных методов в конкретных ситуациях и условиях.
Здесь важно «ситуационное мышление» — понимание того, какие приемы будут более эффективными для достижения целей в данной ситуации. Главная сложность в том, что ситуационные процессы многочисленны и взаимосвязаны и их нельзя рассматривать независимо друг от друга, поэтому руководителю бывает довольно сложно определить заведомо верный метод.
Ситуационный подход призван связать конкретные приемы и концепции управления с определенными конкретными ситуациями, изучить ситуационные различия между организациями и внутри самих организаций.
Теория ситуационного подхода опирается на четыре основных положения:
1) руководитель должен быть знаком с эффективными средствами профессионального управления. Для этого нужно понимать процесс управления, особенности индивидуального и группового поведения, владеть навыками системного анализа, знать методы планирования и контроля, количественные методы принятия решений;
2) руководитель должен предвидеть вероятные последствия от применения в данной ситуации каждого из управленческих методов, которые всегда имеют как сильные, так и слабые стороны, а также определенные сравнительные характеристики. Например, можно увеличить заработную плату всем работникам за дополнительную работу, что, несомненно, на какое-то время повысит их мотивацию, но надо сравнить рост затрат с полученными выгодами; возможно, такая мера окажется разорительной для организации;
3) руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию, выявлять факторы, наиболее важные в сложившейся ситуации, определять возможный эффект от изменения тех или иных переменных показателей ситуации;
4) руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые дали минимальный негативный эффект, с конкретными ситуациями для обеспечения наибольшей эффективности в достижении целей организации.
Метод ситуаций положен в основу методологии обучения в самой престижной в США школе бизнеса — Гарвардской.
При системном подходе любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратную связь. В системе «вход» перерабатывается в «выход». Важнейшие принципы:
1) процесс принятия решения должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей;
2) необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;
3) цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы;
4) восхождение от абстрактного к конкретному;
5) единство анализа и синтеза логического и исторического;
6) проявление в объекте разнокачественных связей и взаимодействий.
Программно-целевой подход основывается на четком определении целей организации и разработке программ по оптимальному достижению этих целей с учетом ресурсов, необходимых для реализации программ. Ход реализации принятой к исполнению программы постоянно контролируется, так как на каждом этапе могут возникать новые, прежде не учтенные факторы.
1.2. Функции инновационного менеджмента - характеризуют виды управленческой деятельности, возникающие в процессе инновационной деятельности (планирование, организация, мотивация, контроль);
Планирование – это специальная функция инновационного менеджмента, состоящая из управления системой мероприятий по анализу факторов внешней и внутренней среды, прогнозированию деятельности организации, планированию реализации стратегий фирмы и достижения поставленной цели.
Организация - формирование организационных структур для внедрения инноваций, обеспечение всеми видами ресурсов с целью реализации стратегии развития предприятия.
Задача функции мотивации состоит в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями, согласовывая с планом.
Контроль- это процесс обеспечения достижения цели.
Существуют три аспекта управленческого контроля.
Первый из них - установление стандартов - это точное определение цели, которая должна быть достигнута в определенное время. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования.
Второй аспект - это измерение того, что было на самом деле достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Если эти обе фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации существует проблема, но ему также известен и источник этой проблемы. Это знание необходимо для успешного осуществления третьей фазы - стадии, на которой выполняются действия, если это нужно, для корректирования серьезных отклонений от начального плана. Одна из возможных действий - пересмотр целей для того, чтобы они стали более реальными и соответствовали ситуации.
1.3. Методы менеджмента (сравнение, индексный, балансовый, функционально-стоимостной анализ, SWOT-анализ и др.);
Целевая подсистема состоит из формирования портфелей новшеств (2.1) и инноваций (2.2).
Портфель новшеств содержит научные разработки, изобретения, патенты, ноу-хау и другие новшества. Новшества бывают покупными, собственной разработки, могут накапливаться в собственном фонде, внедряться в собственном производстве или продаваться.
Портфель инноваций представляет собой комплексно обоснованный перечень новшеств покупных и собственной разработки, подлежащих внедрению в организации.
Обеспечивающая подсистема включает 3.1 - правовое обеспечение; 3.2 - методическое обеспечение; 3.3 - ресурсное обеспечение; 3.4 - информационное обеспечение.
Методическое обеспечение: включает разработку оригинальных или использование имеющихся современных научных методологий и методов осуществления процесса управления, исследование управляемых систем, передового отечественного и зарубежного опыта, выбор инструментария управления;
Финансовое обеспечение:включает обоснование, планирование и получение финансовых средств, составление сметы затрат на управление и контроль за ее исполнением;
Материально-техническоеобеспечение: наличие средств организационной техники, получения и обработки информации, необходимой для управления;
Правовое обеспечениенацелено на достижение соответствиядействий, связанных с управлением инновационной деятельностьюхозяйственному, гражданскому, административному, трудовому и другим видам права, а также нормативным документам всех уровней, регламентирующим деятельность в сфере инноваций;
Информационное обеспечение:получение и обработка всей доступной информации для принятия управленческих решений, включая сведения о состоянии и тенденциях во внешней среде и в самой организации;
Кадровое обеспечение:наличие квалифицированного персонала, который в состоянии провести весь вышеперечисленный спектр работ самостоятельно либо с привлечением специалистов.
Управляемая подсистема – это этапы инновационного процесса (стратегический маркетинг (4.1); НИОКР (4.2); организационно-технологическая подготовка производства и внедрения инноваций (4.3); производство инноваций (4.4); сервис инноваций (4.5)).
Управляющая подсистема несет ответственность за все происходящие процессы в системе инновационного менеджмента. К составляющим подсистемы относят: управление персоналом (5.1), разработку управленческого решения (5.2), координацию выполнения инновационных проектов (5.3). Именно эти компоненты обусловливают качество всех остальных подсистем системы менеджмента инноваций.