Теоретические основы экономики и организации

Инновационной деятельности

1. Цель и предмет дисциплины «Экономика и организация инновационной деятельности»

Понятие и функции инноваций

Классификация инноваций

История развития теории инноваций

Литература:

1. Фатхутдинов, Р.А.Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. - СПб.:Питер, 2011. — 448 с. – С.14-29.

2. Инновационный менеджмент : учебник для магистров, обучающихся по направлению подготовки «Менеджмент» / под ред. В.Я. Горфинкеля, Т.Г. Попадюк. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 391с. – С.16 – 21.

1. Предмет и объект дисциплины «Экономика и организация инновационной деятельности»

Инновационная деятельность, в результате которой научно-технические достижения превращаются в новую конкурентоспособную продукцию и в новые, более эффективные технологии, стала важнейшим фактором экономической безопасности государства и его социального и экономического развития. Особое значение научная и инновационная деятельность имеет для РФ. Большая зависимость бюджета России от сырьевого фактора - одна из главных опасностей российской экономики. Поэтому вполне закономерно, что инновационная деятельность отнесена в нашей стране к государственным приоритетам.

Целью учебной дисциплины «Экономика и организация инновационной деятельности» является формирование знаний и навыков рациональной организации и экономического обоснования направлений инновационной деятельности предприятия с учетом современных тенденций инновационного развития экономики.

Основными задачами изучения дисциплины «Экономика и организация инновационной деятельности» является

- изучение сущности инноваций и инновационной деятельности, современных концепций и тенденций инновационного развития;

- определение методических подходов по формированию инновационной политики предприятия и управления инновационной деятельностью;

- выработка навыков стратегического управления инновациями, маркетинга, организации, планирования, финансирования и оценки эффективности инновационной деятельности предприятия.

Предмет дисциплины: изучение теории и практики инноваций, закономерностей развития инновационных процессов и механизма управления инновациями.

Понятие и функции инноваций

Движущей силой экономического развития на протяжении столетий существования мировой цивилизации являются инновации. Еще Адам Смит в своем Исследовании о природе и причинах богатства народов, изданном в 1776 г., утверждал, что организационным механизмом капитализма служит не только рыночная система (соотношение спроса и предложения), но и конкуренция, которая заставляет не просто удовлетворять все возрастающие потребности посредством понижения цен и улучшения качества, но и делать это наиболее эффективным способом с помощью перехода на новые технологии, т.е. при помощи инноваций. Этот постулат со временем приобрел более широкое и более весомое значение и в настоящее время на рынках предприятия используют инновации как инструмент в конкурентной борьбе.

Термин и понятие «инновация» как новую экономическую категорию ввел в научный оборот австрийский (позже американский) ученый Йозеф Алоиз Шумпетер (1883 – 1950 гг.) в первом десятилетии XX века.

В своей работе «Теория экономического развития» (1911 г.) Й.А. Шумпетер впервые рассмотрел вопросы «новых комбинаций» (т.е. вопросы инноваций) и дал полное описание инновационного процесса. Позднее термин «новая комбинация» был заменен на термин «инновация», который. Й.А. Шумпетер стал использовать только в 30-е гг.

Й.А. Шумпетер выделял следующие виды комбинаций:

1) производство нового товара, или придание ему нового качества;

2) освоение нового сегмента рынка, позволяющего продавать товар по цене, превышающей издержки;

3) внедрение новой технологии, снижающей себестоимость производства;

4) получение нового источника сырья;

5) организационно-управленческие нововведения.

Традиционно под инновацией принято понимать внесение каких-либо изменений (новшеств) в разнообразные виды человеческой деятельности в целях повышения эффективности этой деятельности.

Согласно Федеральному закону «О науке и государственной научно-технической политике» инновациями называются: введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж либо новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.

В соответствии с международными рекомендациями, инновацией является конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо новой или усовершенствованной организационно-экономической формы, обеспечивающей необходимую экономическую и/или общественную выгоду.

Несмотря на разнообразие определений, большинство авторов сходится в том, что инновациям присущи три основных признака:

- научно-техническая новизна,

- производственная применимость,

- коммерческая реализуемость.

Термин «инновация» часто заменяют термином «нововведение». Существует большое количество терминов близких, но не идентичных термину «инновация».

От термина инновация следует отличать:

Новшество - это потенциальная инновация, новое решение до его коммерциализации. Новшество, разработанное, но не внедренное в практической деятельности, называется новацией.

Коммерциализация - это практическое использование новшества, сопровождающееся его выходом на рынок.

Изобретение- новые приборы, механизмы, инструменты, другие приспособления, созданные человеком. Оно может быть коммерциализированным или не быть таковым.

Открытие - результат получения ранее неизвестных данных или наблюдения ранее неизвестного явления природы.

Открытие отличается от инновации по следующим признакам:

1) открытие, как и изобретение, возникает, как правило, на фундаментальном уровне, а инновация осуществляется на уровне технологического (прикладного) порядка;

2) открытие может быть сделано изобретателем-одиночкой, а инновация продуцируется коллективами (лабораториями, отделами, институтами) и воплощается в форме инновационного проекта;

3) открытие не преследует цель получить выгоду, инновация же всегда нацелена на получение осязаемой выгоды, в частности больший приток денег, большую сумму прибыли, повышение производительности труда и снижение себестоимости производства за счет применения конкретного нововведения в практической деятельности;

4) открытие может произойти случайно, а инновация всегда является результатом научного поиска.

Функции инноваций.Инновации выполняют следующие функции:

1. Воспроизводственную (инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства; расширенное воспроизводство - это возобновление производства в каждом следующем цикле в возрастающем масштабе по количеству и качеству изготовленного продукта);

2. Инвестиционную (прибыль, полученная в результате реализации инновации на рынке, может быть перераспределена в другие проекты, сферы деятельности);

3. Стимулирующую (получение желаемого результата (прибыли) служит стимулом для дальнейшей деятельности, развития).

Классификация инноваций

Многообразие и разнородность инноваций требуют проведения определенной классификационной работы.

1. По инновационному потенциалу выделяются следующие виды инноваций:

– радикальные являются отраслеобразующими и представляют выпуск новой ранее не производимой продукции или использование новой технологии. С появлением радикальных инноваций начинается формирование нового технологического уклада, новых отраслей народного хозяйства, при этом многие отрасли, утратившие свою актуальность, начинают постепенно отмирать.

В качестве примера можно привести паровую машину, электричество, атомную энергетику, ксерографию, вакуумную трубку, транзисторы и т. д. Базисные инновации требуют наибольших инвестиций, процесс их разработки является длительным, а их коммерциализация приводит к появлению новых технологических укладов (технологический уклад – это совокупность технологий, характерных для определенного уровня развития производства. В связи с научным и техническим прогрессом происходит переход от более низких укладов к более высоким, прогрессивным).

– модернизирующие (улучшающие) – это изменения (существенные) отдельных характеристик уже выпускаемой продукции или используемой технологии. Тысячи инноваций были произведены по улучшению транзистора, на основе которых были созданы интегральные схемы, большие и сверхбольшие интегральные схемы;

– модифицирующие (псевдоинновации) предполагают собой изменение внешнего вида или незначительное изменение отдельных характеристик уже выпускаемой продукции.

2. По технологическим параметрам:

– инновация-продукт предполагает разработку и внедрение технологически новых и усовершенствованных продуктов. Продуктовые инновации могут быть новыми для конкретного предприятия, но не обязательно оказываются новыми для рынка.

– инновация-процесс предполагает разработку и внедрение технологически новых или технологически значительно усовершенствованных производственных методов (но не продуктов). Инновации такого рода могут быть основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса и т.д.;

- инновации – рынки – освоение новых рынков (сегментов рынка)

3. По содержанию:

- управленческие (организационные) – направлены на совершенствование организационной структуры, стиля и методов принятия решений, использование новых средств обработки документации и информации и пр.;

- социальные – связаны с улучшение условий и характера труда, социального обеспечения, психологического климата в коллективе;

- маркетинговые - реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, например: существенны изменения в дизайне и упаковке продуктов, внедрение новых методов продаж, новых методов продвижения и т.д.;

– технологические – деятельность организации, связанная с разработкой и внедрением технологически новых продуктов или процессов, а также значительных технологических усовершенствований в продуктах и процессах; технологически новых или значительно усовершенствованных услуг, новых или значительно усовершенствованных способов производства (передачи) услуг.

- экономические – направлены на изменение методов и способов планирования всех видов производственно-хозяйственной деятельности, снижение производственных затрат, рост материального стимулирования, рационализация системы учета;

- производственные – ориентированы на расширение производственных мощностей, диверсификацию производственной деятельности, изменение структуры производства и т.п. (диверсификация - расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства).

4. По месту на предприятии:

– инновации на входе, к которым относятся нововведения в процессе материально-технического обеспечения производства;

– инновации на выходе, к которым относятся нововведения в мероприятиях, процедурах, схемах сбыта готовой продукции;

– инновации в системной структуре – это целевые измененияв производственных, обслуживающих и вспомогательных процессах.

5. По причинам возникновения:

– реактивные обеспечивают выживание фирмы на рынке. Они возникают как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами, для сохранения конкурентоспособности;

– стратегические, внедрение их носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ на долгосрочную перспективу. Стратегические инновации создают для организаций условия схожие с временной монополией. Такие предприятия являются производителями-пионерами или технологическими лидерами в отрасли.

6. По характеру удовлетворяемых потребностей:

– инновации, ориентированные на существующие потребности. Внедрение таких нововведений связано с умеренным уровнем риска, поскольку уже известны спрос и предложение на рынке. Понимание степени удовлетворенности спроса (не удовлетворены полностью или частично) позволяет более точно определять емкость рынка.

– инновации, ориентированные на формирование новых потребностей. Внедрение таких нововведений связано с высоким уровнем риска, поскольку спрос и предложение на рынке, его емкость можно только прогнозировать. Внедрение таких нововведений основано на предвосхищении ожиданий потребителей. Как правило, такие инновации являются радикальными и стратегическими.

8. По степени территориальной новизны:

– инновации в мировом масштабе, когда внедряется новшество, не имеющее аналогов ни в одной стране мира;

– инновации для страны или отрасли, когда известное в международной практике нововведение начинает осваиваться в пределах конкретной страны или отрасли, где ранее его не было;

– инновации для предприятия, когда новшество уже известно в стране или отрасли, но на конкретном предприятии внедряется впервые.

Наши рекомендации