I. концепция и сущность стратегического

УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………………………4

Каковы основные принципы новой управленческой парадигмы и в чем ее отличие от традиционной рационалистской парадигмы……………………………………………..5

Какие научные теории послужили основой для формирования

современной концепции стратегического управления ………………………………….7

Какие этапы развития систем управления организацией

предшествовали методологии стратегического управления ……………………………8

Чем обусловлено возникновение современной методологии стратегического

управления…………………………………………………………………………………..9

Какие современные школы стратегического управления

наиболее известныв мире…………………………………………………………………10

Что следует понимать под стратегией организации……………………………………..11

Каких типов организационного поведения придерживаются

коммерческие и некоммерческие организации на рынке………………………………..12

Что такое стратегическое управление?

В чем его отличие от оперативного управления?...............................................................14

Что является продуктом стратегического управления…………………………………...15

Что является объектом стратегического управления

в организации……………………………………………………………………………….16

Какие проблемы организации относятся к сфере стратегического

управления?............................................................................................................................17

Каково основное содержание этапов стратегического

управления…………………………………………………………………………………..17

В чем суть процесса формирования стратегии организации…………………………….19

II. ВИДЕНИЕ, МИССИЯ И ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………...21

Какие элементы стратегического выбора лежат в основе

разработки стратегии……………………………………………………………………….22

Какова роль стратегического видения в формировании

стратегии организации……………………………………………………………………..22

В чем отличие понятий «миссия», «стратегические установки»,

«цели» и «задачи» в стратегическом управлении………………………………………..23

Какую роль миссия организации играет в ее деятельности

и развитии?.............................................................................................................................24

Как формируется миссия организации?..............................................................................25

Зачем и как в организации вырабатываются стратегические

установки?..............................................................................................................................25

Как формируются стратегические цели организации?………………………………......26

Каким образом обеспечивается единство миссии, целей

и стратегии организации и их непротиворечивость?…………………………………… 27

Какие методы используются при формировании системы

стратегических целей организации?………………………………………………………28

Как используется метод «сценарии будущего» в стратегическом

управлении и каковы области его применения?.................................................................29

Какие ошибки наиболее часто встречаются на практике

при формулировании миссии организации,

ее стратегических целей и задач?…………………………………………………………...32

III. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ………………………………………………………32

Зачем проводится стратегический анализ?………………………………………………...33

Что является объектом стратегического анализа?................................................................35

Чем обеспечивается достоверность и однозначность

стратегических исследований?...............................................................................................37

В каком порядке проводится стратегический анализ?.........................................................37

Каким образом необходимо проводить стратегический анализ

Макросреды?.............................................................................................................................39

Что является объектом анализа среды непосредственного

окружения организации и какие задачи реализуются

при его проведении?.................................................................................................................41

Как и зачем проводится стратегический фундаментальный

анализ отрасли?……………………………………………………………………………….42

На основе какой модели, как правило, проводится

стратегический анализ конкуренции в отрасли?…………………………………………...43

Какие показатели используются для проведения стратегического

анализа движущих сил отрасли?…………………………………………………………….44

Что такое ключевые факторы успеха и как они используются

в стратегическом менеджменте?……………………………………………………………...45

Какие факторы определяют стратегическую отраслевую

привлекательность?…………………………………………………………………………....45

Как выделяются ключевые компетенции организации?........................................................46

Зачем и как проводится стратегический анализ сильных

и слабых сторон организации?………………………………………………………………..47

В чем заключаются особенности стратегического

маркетингового анализа сильных и слабых сторон

организации и как он проводится?............................................................................................48

Каковы назначение и сущность портфельного анализа

деятельности организации?……………………………………………………………………49

В чем заключатся особенности стратегического анализа

производства организации по сравнению с традиционной

оценкой рганизационно-технического уровня производства?................................................51

Какие аспекты имеют наибольшее значение при проведении

анализа управленческого персонала организации?..................................................................52

Каково влияние организационной культуры и имиджа

на стратегическую позицию организации?...............................................................................52

Как оценивается стратегический потенциал организации?....................................................53

Какие специфические инструменты используются

при проведении стратегического анализа цен и издержек…………………………………..54

В чем отличие стратегического анализа издержек

от управленческого учета?……………………………………………………………………..55

Как используется модель цепочки затрат (ценностей)

для проведения стратегического анализа издержек?...............................................................55

Что такое бенчмаркинг и как он используется в стратегическом

анализе?.......................................................................................................................................56

Что представляет собой стратегический ситуационный анализ

внутренней среды организации?..............................................................................................57

Какие этапы включаются в анализ стратегической ситуации?.............................................58

Что такое профиль организации и каким образом

он используется для стратегической оценки соответствия

организации внешней среде?....................................................................................................60

Какие инструменты стратегического анализа используются для того, чтобы определить, насколько сильной является относительная

конкурентная позиция фирмы………………………………………………………………..60

Что такое SWOT-анализ и как он используется в стратегическом

менеджменте…………………………………………………………………………………..62

IV. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ…………………………………………………………..64

Каковы сущность и роль этапа разработки стратегии организации?..................................65

Какие факторы определяют выбор стратегии организации?...............................................67

Какие подходы к выбору стратегии используются в стратегическом

менеджменте?………………………………………………………………………………....68

Каковы назначение и содержание основных видов стратегий,

разрабатываемых в организации?...........................................................................................69

Что такое стратегические зоны хозяйствования и как используются

рсзультаты их анализа в стратегическом управлении?........................................................71

С какими проблемами чаще всего сталкиваются специалисты

при проведении сегментации внешнего окружения?...........................................................73

Какие методы сегментации наиболее распространены

стратегическом управлении организацией?.........................................................................73

Для каких целей в организации выделяются стратегические хозяйственные

подразделения?........................................................................................................................74

Какие группы базовых стратегий выделяют в стратегическом

Управлении?.............................................................................................................................74

Какие стратегия кояцентрированного роста применяют

организации?............................................................................................................................76

Каковы цели и особенности применения стратегии

интегрированного роста?.........................................................................................................77

Как осуществляется выбор типа корпоративной стратегии?...............................................78

Каковы цели, условия и способы диверсификации организации?......................................80

Каковы основные направления диверсификации организации,

их преимущества и недостатки?..............................................................................................82

В каких случаях и какие разновидности

стратегии сокращения применяют организации?..................................................................83

Что понимается под конкурентными преимуществами организации,

как они формируются и сохраняются?……………………………………………………...84

Каковы специфические черты и условия применения стратегии

Лидерства по издержкам?.........................................................................................................86

Какие методы используются в стратегическом управлении

для достижения лидерства по издержкам?………………………………………………….87

Каковы особенности применения стратегии дифференциации?.........................................88

В каких случаях организации предпочитают стратегию

Фокусирования?.......................................................................................................................89

В чем заключается назначение и содержание функциональных

стратегий?.................................................................................................................................90

Какую роль в выборе стратегии играет анализ и оценка

альтернативных вариантов на основе матрицы

бостонской консультационаой группы?................................................................................91

Как осуществляется выбор стратегии с помощью матрицы

General Еiесiгiс/МсКinsеу?......................................................................................................93

В чем сущность доводки общей стратегии до уровня

адекватности ее целям развития организации?....................................................................94

Как учитывается фактор времени при разработке стратегии

организации?............................................................................................................................95

Что такое концепция жизненного цикла и как она используется

в стратегическом управлении?...............................................................................................95

Каковы особенности конкурентных стратегий , применяемых

на стадии зарождения жизненного цикла отрасли?……………………………………….97

Какие конкурентные стратегии на стадии роста жизненного цикла

отрасли обеспечивают успех организации?………………………………………………...98

За счет каких преимуществ в основном обеспечивается

конкурентоспособность организации на стадии эрелости

жизненногоцикла отрасли?…………………………………………………………………..99

В чем заключаются особенности стагнирующих и сокращающихся

отраслей и как они учитываются при формировании стратегии

организации?...........................................................................................................................100

Что понимается под эффектом синергии и как он учитывается

при выборе стратегии?...........................................................................................................100

V. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ СТРАТЕГИИ…………………………………...102

В чем значение этапа реализации стратегии? Почему необходима

организация процесса реализации стратегии?....................................................................103

Какова структура процесса реализации стратегии?...........................................................104

Какова сущность концепции стратегических разрывов

и как она используется в стратегическом управлении…………………………………..107

Каковы основные условия успешной реализации стратегии

в организации?.......................................................................................................................110

Какие организационные изменения осуществляются в системе

стратегического управления?...............................................................................................111

Какие уровни стратегических изменений можно выделить

при реализации стратегии?...................................................................................................112

Какие подходы применяются для проведения изменений?..............................................113

Как осуществляется выбор подхода к осуществлению изменения?................................114

Какой инструментарий применяется для оценки необходимых

изменений?.............................................................................................................................116

Почему возникает сопротивление при реализации стратегии

и как оно проявляется?.........................................................................................................117

Каковы рекомендации для преодоления сопротивления

персонала стратегическим изменениям?............................................................................118

Каковы способы преодоления противодействия запланированным

организационным изменениям?..........................................................................................118

Какова взаимосвязь между реализацией стратегии

и организационной структурой компании?........................................................................120

Каковы преимущества и недостатки различных типов организационных структур управления с точки зрения стратегическогоуправления?................................................121

Каковы особенности и области применения организационной

структуры управления на базе концепции стратегических

хозяйственных подразделений?...........................................................................................126

Какую роль в реализации стратегии играет

организационная культура?..................................................................................................127

Какие планы разрабатывают в организации

для реализации стратегии?...................................................................................................128

Что включает в себя стратегический план организации?.................................................131

Существует ли взаимосвязь между стратегическими

и тактическими планами? Какова особенность тактических

планов, разрабатываемых в системе стратегического

планирования?........................................................................................................................132

Что такое «адаптационный механизм» и какие методы адаптации

планов применяются в стратегическом управлении?.........................................................132

Что такое бюджет организации и как он разрабатывается?...............................................133

Что понимается под мониторингом стратегической ситуации

и как он осуществляется?.......................................................................................................134

Какова роль интеграционных процессов в стратегическом

управлении организацией?....................................................................................................136

Как в стратегическом менеджменте осуществляется взаимосвязь

системы планирования и контроля?.....................................................................................136

В чем заключаются сущность и особенности стратегического

контроля?.................................................................................................................................138

VI. ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………...140

Каковы особенности организации стратегического управления

в компаниях?..........................................................................................................................140

Какого типа структурные подразделения создаются

в организации для обеспечения стратегического управления?........................................141

Какие факторы влияют на выбор организационной структуры

управления?............................................................................................................................142

Кто в организации формирует задачи стратегического управления

и обеспечивает их реализацию?...........................................................................................143

Какова роль команды управляющих в реализации стратегии?.........................................144

Какой тип ответственности в системе управления организацией

предпочтительнее при формировании стратегии?.............................................................145

С какими проблемами чаще всего сталкивается руководитель

в процессе разработки стратегии организации?.................................................................146

Как создается организация с высоким стратегическим

потенциалом?.........................................................................................................................146

Что включает в себя процесс формирования организационных

преимуществ?........................................................................................................................147

Каковы характеристики организаций будущего?..............................................................149

Библиография……………………………………………………………………………...150

Основные термины и определения………………………………………………………..152

Турусин Юрий Дмитрй

Ляпина Светлана Юрьевна,

Шаламова Наталья Гавриловна

Стратегический менеджмент

Учебное пособие

Редактор Л.Б. Герцвольф

Корректор МВ. Литвинова

Компьютерная верстка В.А. Кораблевой

Художественное оформление Е.А. Доний

ЛР 070824 от 21.01.93 г.

Сдано в набор 10.06.2003. Подписано в печать 10.09.2003.

Формат 60 х 88/16. Бумага типографская 1 Гарнитура <Ф

Печать офсетная. Усл. печ. л. 14,21. Уч.-изд. л. 14,6.

Тираж 100 000 экз. (1—3000 экз.). Заказ 1869

Цена свободная.

Издательский дом «ИНФРА-Ме,

127214, Москва, дмитровское ш., 107.

Тел.: (095) 485-71-77.

Факс: (095) 485-53-18. Робофакс: (095) 485-54-44. Е-mail: [email protected]

http://www.infra-m.ru

Отпечатано в ГУП МО Раменская типография с готовых оригинал-макетов.

МО, г.Раменское, Сафоновский проезд, д.1.

Тел. 377-07-83. Е

Наши рекомендации