Какие конкурентные стратегии

На стадии роста жизненного цикла

Отрасли обеспечивают успех организации?

Отрасль на стадии роста характеризуется в первую очередь быстрыми, «горящими» технологическими изменениями, которые приводят к короткому циклу жизни продукта: смена поколения техники и технологических возможностей происходит чаще, чем на стадии зрелости и выступает одним из основных средств обеспечения конкурентного преимущества.

Дополнительным стимулом для совершенствования технологии

и улучшения качества нового продукта являются быстро повышающиеся требования потребителей.

Для успешной конкурентной стратегии организация на стадии роста должна энергично инвестировать НИОКР в тех отраслях, которые быстро реагируют на технологические изменения. На этой стадии решающее значение приобретают резервы производственных мощностей, способные обеспечивать возрастающий спрос на новые товары, поэтому стратегическое преимущество получают объединения предприятий: в отрасли активизируются процессы слияний и оглощений, укрепляются стратегические альянсы. Развитие новых отраслей стимулирует структурно-ресурсные сдвиги, изменяя соотношение конкурентных сил в связанных отраслях, поэтому эффективна диверсификация в связанные отрасли как в форме вертикальной интеграции, так и в форме портфельных инвестиций. Действия конкурентов становятся более предсказуемыми, развиваются стереотипы конкурентного поведения, определяются ключевые факторы успеха в отрасли. Поэтому рганизация должна быстрее адаптироваться к интересующим ее отраслям. Определяющими на этой стадии становятся темпы роста: та компания, которая растет быстрее рынка, увеличивает свою долю на нем, вытесняя конкурентов. При этом воз можно тиражирование новаций посредством франчайзинга и продажи лицензий в этом случае конкурентное преимущество приобретается за счет массовости потребления аналогичных продуктов, что дает возможность диктовать свои условия потребителям.

За счет, каких преимуществ в основном

Обеспечивается конкурентноспособность

Организаций на стадии эрелости

Жизненного цикла отрасли?

Отрасли на стадии зрелости характеризуются резким снижением темпов роста спроса. Приток новых потребителей прекращается. Емкость рынка становится определенной. Соотношение спроса и предложения сбалансировано. Однако предпочтения потребителей становятся все более сложными и иррациональными. Все большее значение приобретают эксплуатационные характеристики товара, его экономические параметры (в первую очередь цены) и сервисное обслуживание. Возникает проблема дальнейшего увеличения производ ственной мощности: создание новых производственных площадей может не найти своего подкрепления дополнительным спросом, однако при дефиците производственных возможностей наращивать вы пуск организация может потерять значительную прибыль.

На стадии зрелости, как правило, основным инструментом является снижение цен. При этом ценовая конкуренция становится достаточно жесткой и многие компании нередко терпят убытки, реализуя продукцию по цене ниже себестоимости, чтобы сохранить свою рыночную долю. На стадии зрелости конкуренция становится более жесткой: конкуренты используют внеэкономические методы конкуренции. На этой стадии сформированные ранее стратегические альянсы испытывают определенные кризисы — вплоть до полного их распада. Продуктовые и технологические инновации постепенно сменяются модификацией продукта и псевдоинновациями. На этой стадии рост рынков осуществляется за счет экспорта, развивается и обостряется международная конкуренция. Процессы слияний и поглощений охватывают практически всю отрасль, которая к некоторому моменту оказывается представленной ограниченным перечнем конкурирующих организаций. При этом инвестиционная привлекательность отрасли по сравнению с предыдущими стадиями существенно снижается: доходность в отрасли на стадии зрелости на порядок ниже, чем на стадии роста. Однако все характеристики рынка достаточно прозрачны, а инвестиции в производство на данной стадии характеризуются минимальным риском.

Стратегии конкуренции в отраслях на стадии зрелости представляют собой сочетание традиционно эффективных решений:

• выпуск полных продуктовых линий, что стимулирует стабилизацию потребителей, удержание существующих клиентов;

• концентрация на процессных и модифицирующих инновациях, что позволяет с успехом применять стратегию дифференциации;

• сосредоточение внимания на снижении издержек позволяет широко использовать стратегию низких цен, что может привлечь новых потребителей;

• рост объемов реализации, который может обеспечиваться за счет изменения фасовки новых продуктов и стимулирования потребления нового продукта;

• усиление давления на конкурентов по ценам, что может при вести к их уходу с рынка;

• расширение международной интеграции, развитие международного разделения труда;

• формирование новых, более гибких конкурентных преимуществ, быстрая адаптация к изменяющимся и/или индивидуальным предпочтениям потребителей.

Наши рекомендации