Ее целям развития организации?

Методы доводки могут быть самые разнообразные. Для этого используют цели и задачи развития, все виды стратегической информации; портфельные матрицы, позволяющие уточнить положение организации яли ее отдельных СХП на рынке. Часто доводку стратегии осуществляют с помоiцью концепции жизненного цикла товара (спроса), которая позволяет увязать стратегию развития со структурой жизненного цикла товара. Если организация хочет выбрать стратегию роста, а выпускаемый ею товар находится на стадии насыщения своего жизненного цикла, за которой следует стадия спада, то очевидно, что фирме не следует связывать перспективы своего роста с этим товаром, а нужно позаботиться о разработке нового продукта яли модернизации старого.

Определение стратегии организации в СЭХ начинается с оценки конкурентных позиций в каждой зоне. Это делается, как правило, методами экстраполяции. С помощью портфельных матриц (например, БКГ) показатели сравниваются с перспективами в СЭХ. Матрицы используются для того, чтобы выбрать предпочтительную конку рентную позицию, затем определить необходимый объем капитальных вложений и стратегию на будущее.

Как учитывается фактор времени

При разработке стратегии организации?

Фактор времени в стратегическом управлении принимается во внимание в силу следующих объективных предпосылок:

• требуется согласование стратегических планов и программ при выделении различных горизонтов планирования (долго-, средне- и краткосрочные (оперативные) планы);

• необходима взаимоувязка сроков для выработки стратегии;

• следует учитывать период адаптации организации к новой стратегии и реакции ее на изменения во внешней среде;

• существенно влияние требований в отношении срока, когда организации целесообразно проявить (заявить публично) свою стратегию, и др.

Наиболее сильное влияние на выбор стратегии фактор времени оказывает через жизненные циклы спроса, продукта, технологии или организации в целом.

Немаловажным аспектом влияния фактора времени на стратегические решения является также особенность финансовой оценки асинхронных денежных потоков.

Что такое концепция жизненного цикла

И как она используется в стратегическом

Управлении?

Концепция жизненного цикла (ЖЦ) описывается кривой роста, получившей название «кривая жизненного цикла» спроса, продукта и технологии. Жизненный цикл продукта - это концепция, которая дает описание сбыта продукта, прибыли, потребителей, конкурентов и стратегии развития с момента поступления товара на рынок и до

его снятия с рынка.

На рис. 4.7 представлен типовой жизненный цикл, который проходит большинство товаров. В нем выделяют несколько стадий, которые характеризуются разной прибылью, составом и объемом затрачиваемых ресурсов. На каждой стадии развития товара перед организацией ставятся разные задачи, которые тесно увязываются с ее общей стратегией.

На стадии зарождения главная задача организации — создать клиентуру, а это зависит от новизны, оригинальности товара и готовности покупателя приобрести его. На этой стадии одна или две организации выходят на рынок и конкуренция будет слабой. Организация несет повышенные расходы, связанные с доработкой продукта, организацией производства и маркетингом. Доля прибыли на единицу продукции низкая.

На стадии быстрого роста цель — укрепить позиции фирмы и расширить сбыт. Как правило, число продаж легче увеличить путем выпуска модификаций популярных изделий, чем созданием нового продукта. Поэтому быстро растет число предлагаемых

Ее целям развития организации? - student2.ru

Рис. 4.7. Стадии жизненного цикла товара

модификаций продукта с определенным разбросом цен. Реклама носит убеждающий характер. На рынок проникают еще несколько фирм, и конкуренция усиливается. Несмотря на то, что доходы растут, рганизация несет повышенные расходы, связанные с наращиванием объема производства и маркетингом.

На стадии замедленного роста цель организации — сохранить лидирующее положение или усилить свои позиции. На рынок, имеющий еще значительный потенциал, выходят новые фирмы, й конкуренция достигает наивысшего накала. Появляются первые признаки насыщения, и предложение начинает опережать спрос.

На стадии насыщения цель организации, занимающей лидирующее положение на рынке (большая доля рынка по сравнению с ведущими конкурентами), — как можно дольше сохранить такое положение. Фирма получает значительную прибыль, хотя доход на единицу продукции несколько снижается из-за периодических стиму лирующих скидок, распродаж и др. Затраты на производство и маркетинг стабилизированьи, фирма использует напоминающую рекламу. Она старается поддерживать объем продаж за счет выпуска новых модификаций продукта, совершенствования упаковки и сервисного обслуживания, сохранения своих отличительных преимуществ. На этой стадии фирмы начинают покидать стабилизированнь рынок.

На стадии спада у организации имеются три альтернативы, каждой из которых соответствует своя стратегия поведения:

1 . Прекратить выпуск продукта и покинуть рынок.

2. Ограничить Маркетинговь усилия, постепенно снижая объемы продаж и производства, уменьшить численность торгового персонала. При этом в перспективе уход с рынка.

3. Попытаться оживить продукт, изменив его угтаковку и положение на рынке, сбьивая его по-новому, найти функциональную сферу применения или специальнь рынки.

Принято считать, что формировать ЖЦ продукта в плановом по- рядке невозможно, так как он формируется под влиянием неконтро лируемых со стороны организации факторов. Собственно на этом изначально основана концепция ЖЦ. Но это не совсем так: у организации имеются некоторые возможности формировать ЖЦ товара в плановом порядке.

Наши рекомендации