Как формируются стратегические цели организации?

Цели организации разрабатываются в поддержку генеральной цели и конгруэнтны (соразмерны) ‚ ней. Они должны обладать рядом характеристик. Так, цели должны быть, прежде всего, измеримыми, реальными (достижимыми), взаимоподдержявающими, хорошо мотивированными. Цели должны быть достаточно привлекательными и вызывать стремление к их достижению.

Для того чтобы сформировать весь комплекс целей организации и не пропустить среди них важные, желательно предварительно выделить стратегические хозяйственные подразделения и определить значимые функциональные зоны (целевые зоны) организации. Такими функциональными зонами могут быть: реализация продукции и услуг; снабжение (закупки); производство продукции и услуг; финансы; работа с персоналом и его мотивация; внешние и внутренние коммуникации; НИОКР и т. д. На каждом этапе развития организации приоритет может быть отдан любой из перечисленных функциональных зон. Это зависит от индивидуальных характеристик руководителей организации и конкретной стратегической ситуации в данный момент. По существу, здесь должны быть выделены те функциональные зоны, в которых руководство планирует добиться значительных результатов.

Формальных процедур выбора целей немного, и они меняются значительно реже, чем стратегии. Опыт позволяет рекомендовать следующий алгоритм формирования целей организации, состоящий из шести шагов:

1. Осознание важности формулирования и представления целей как необходимого условия успешного развития организации.

2. Формулирование целей.

З. Логическое построение целей.

4. Привлечение сотрудников к формулированию целей.

5. Наглядное представление целей.

6. Составление целевого портрета организации.

Самой распространенной ошибкой при выборе целей развития организации является отношение к ним как к чему-то очевидному и предопределенному. Поэтому большинство организаций не имеют четко сформулированных и документально зафиксированных целей. Организации, в которых не обсуждаются генеральные и хозяйственные цели, во многом теряют способность достижения согласия среди сотрудников относительно общих целей развития.

Основное правило при выборе целей, особенно генеральных, — привлечение к их разработке сотрудников и открытое обсуждение альтернатив. Это создает условия для сплочения основной массы сотрудников вокруг общей цели, а другим показывает, что они могут поискать возможность удовлетворить свои экономические и социальные запросы в других организациях.

Цель, в выработке которой принимали активное участие сотрудники организации, сплачивает их и выступает сильным мотивом в последующих действиях по ее достижению. Успех в этой работе будет еще более заметным, если каждая цель сопровождается планом конкретных мероприятий, направленных на реализацию цели, с указанием сроков их выполнения и личной ответственности каждого сотрудника.

Гласность и наглядность представления целей важна не только для сотрудников организации, но и для ее клиентов и общественности в целом. Четко сформулированные и наглядно представленные цели способствуют сплочению сотрудников, повышению репутации и созданию положительного имиджа организации. Наглядное изображение — макет, план, символ — может сказать нам больше, чем множество слов.

Все цели организации необходимо логически увязать в определенную систему Здесь решается главная задача — обеспечение непротиворечивости целей, что служит условием их достижимости. При формировании целей организации необходимо использовать эффект синергии — усиления совокупных результатов деятельности организации при одновременной реализации согласованных целей по сравнению с их разрозненным выполнением. Например, цель — повышение уровня прибыли на вложенный капитал — связана и может поддерживаться целями: разработки нового образца продукции и совершенствования системы управления производством.

В заключение полезно составить целевой портрет организации. Для этого Целесообразно предложить сотрудникам заполнить анкету, содержащую следующие вопросы:

• Каково Ваше идеальное представление о своей организации?

• Какой Вы представляете себе организацию в текущем и следующем годах, через 1—3 года?

• Какие события могут помешать продвижению к намеченной цели и какие будут этому способствовать?

• Как можно более кратко изложите свое видение организации?

Чтобы составить коллективный целевой портрет организации, можно провести специальный семинар сотрудников.

На выбор целей огромное влияние оказывают индивидуальные ценности и Личные цели сотрудников организации. В первую очередь учитываются мнение и ценности, которые являются приоритетными для высшего руководства и собственника фирмы. Высшее руководство длительное время сохраняет верность определенным ценностям, которая проявляется в выборе типа управления, а также в целях организации.

Наши рекомендации