Тема 1.1. Развитие теории и практики менеджмента.

Основные этапы развития менеджмента . Управленческие идеи древности. Развитие менеджмента как науки. Школа научного управления (Ф. Тейлор, Г. Гантт, Ф. и Л. Гилбрет, Г. Эмерсон). Административная или классическая школа (А. Файоль, Г. Форд, М. Вебер). Школы человеческих отноше-

Ний, поведенческих наук (Э. Мейо, А. Маслоу, Д. Мак-Грегор, Р. Блейк). Школа количественных методов управления (Л. Канторович, С. Новожилов и др.).

Процессный, системный и ситуационный подходы к менеджменту , их

Особенности.

Литература: [2], стр.12-16; [3], стр.68-91; [5], стр.7-10; [9], стр.77-97.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трёх сферах человеческого общества:

политической, экономической, оборонительной.

Даже в самых древних обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т.п.)

I период - древний период (с 9 - 7 тыс.лет до н.э. примерно до XVIIIв.).

В этот период свои управленческие идеи вносят Сократ (470 - 399 гг. до н.э.), Платон (428 - 348 гг. до н.э.), Александр Македонский (356 - 323 гг. до н.э.)

II период - индустриальный период (1776 - 1890). Наибольшая заслуга

в развитии управлении в этот период принадлежит А.Смиту, Р.Оуэну и английскому математику Ч.Беббиджу.

III период - период систематизации (1856 - 1960). Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. Управление и организации в древности значительно отличались от современных.

В начале XX столетия к процессу управления стали подходить с научной точки зрения. В зарубежной практике управления сложились четыре важнейшие концепции, которые внесли существенный вклад в развитие современной теории и практики управления. Это концепции:

- научного управления;

- административного управления;

- управления с позиции психологии и человеческих отношений;

- количественных методов управления.

Школа научного управления. Ее основоположник Ф.Тейлор считал менеджмент истинной наукой. Со своими современниками он проводил исследования в основном по проблемам производства и, в частности, по вопросам повышения его эффективности.

Школа административного или классического управления была направлена на разработку общих проблем и принципов управления организацией в целом. Основоположником данной школы является А. Файоль. Его главный вклад в теории управления универсален. Дело в том, что он рассматривал управление как процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких, как планирование, организация, мотивация и контроль.

Школа человеческих отношений, поведенческих наук. Основоположник Э. Мэйо предложил уделять больше внимания не процессу производства, а человеческим отношениям. Его эксперименты показывали, что производительность труда рабочих могла повышаться не столько в связи с увеличением зарплаты, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, повышения удовлетворенности рабочих своим трудом и отношениями в коллективе.

Школа количественных методов. Наибольшее распространение получила на современном этапе развития менеджмента. Это связано с применением компьютеров в процессе управления, с помощью которых гораздо легче принимать решения в сложных ситуациях.

Кроме того, существуют три научных подхода к управлению, которые получили свое развитие в современных условиях:

- подход к управлению как к процессу;

- системный подход

- ситуационный подход.

Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на

достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для наиболее эффективного достижения целей.

Как системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях.

Задания для самопроверки:

1. Назовите некоторые различия между организациями древности и современными организациями

2. Охарактеризуйте три школы управленческой мысли, которые получили развитие в первой половине XX века

3. Сравните теорию системного и ситуационного подхода к управлению

Наши рекомендации