Организация взаимодействия как функции

Менеджмента. Организационные структуры управления

-

Понятие организации взаимодействия как функции

Менеджмента и ее место в системе управления

Функция организации является одной из четырех важнейших функций менеджмента. Смысл ее состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между отдельными подразделениями, установлении порядка и условий функционирования фирмы. Функция организации осуществляется или путем административно-организационного, или путем оперативного управления.

В процессе административно-организационного управления осуществляется построение структуры фирмы, установление взаимосвязей и распределение функций между отдельными подразделениями, предоставление определенной ответственности для работников аппарата управления. Оперативное управление призвано обеспечить эффективное функционирование фирмы в соответствии с планом ее деятельности по достижению целей. Оно тесно связано с текущим планированием. Организация взаимодействия как функция менеджмента представляет собой вид управленческой деятельности (процесс) по созданию структуры управления фирмой.

Организационная структура фирмы представляет собой ее организацию из отдельных подразделений с определенными функциями и взаимосвязями в соответствии с общими целями фирмы. Организационная структура фирмы должна устанавливать четкую взаимосвязь между ее отдельными подразделениями, распределять между ними права и ответственность (рисунок 2.12).

Организация взаимодействия как функции - student2.ru

Рисунок 2.12 – Схема производственной структуры предприятия

Организационная структура фирмы и ее управление постоянно изменяются и совершенствуются в соответствии с изменяющимися условиями внутренней и внешней среды фирмы.

Функция организации как вид управленческой деятельности предусматривает два аспекта:

- разделение фирмы на подразделения в соответствии с целями и выбранной стратегией;

- установление взаимоотношения полномочий, связывающего высший и низший уровни управления и обеспечивающего возможность распределения и координации заданий.

2.6.2 Суть процессов организационного группирования –

Департаментизации

Департаментизация («департамент» или «отдел») представляет собой процесс организационного обособления. Он отличается от процесса создания рабочих групп или групповой работы. Термин «департаментизация» объединяет различные подходы в группировании специализированных работ в фирмах (организациях) в основном по двум критериям:

- группирование вокруг ресурсов;

- группирование вокруг результата;

Используя эти критерии, формирующие тот или иной тип департаментизации, можно построить матрицу с четырьмя возможными комбинациями этих критериев. Из матрицы видно, что изменения во внешней среде часто требуют перестановки критериев (например, при ориентации на продукт или потребителя) или их одновременного усиления (матричный подход). Переход от квадранта 1 к квадрантам 2 и 3, а затем к квадранту 4 увеличивает размерность организационной системы с точки зрения использования двух или более критериев. В квадранте 1 располагаются типы департаментизации, у которых нет ярко выраженной специализации работ, поэтому здесь действуют простые принципы линейного деления организации:

- по численности (например: студенческая группа, класс учащихся, армейское подразделение);

- по времени (в зависимости от сезона, например: организация бригад по сбору фруктов; набор рыбацких бригад во время путины и т.п.);

- по территории (имеется в виду «география» работ в организации).

С развитием специализации работ вокруг получения и распределения ресурсов возникает уже функциональная департаментизация, т. е. переход в квадрант 2.

Здесь осуществляется группирование работ:

- по функциям: отдел планирования (ресурс - время), отдел кадров (ресурсы - люди), финансовый отдел (ресурс - финансы);

- по процессу – группирование вокруг типа производства (опытное, единичное, серийное, массовое производства);

- по технологии – механизация, автоматизация, роботизация работ, т.е. группирование вокруг типа оборудования (например: бригада обслуживания станков с ЧПУ, станков п/автоматов и т.д.).

Усиление группирования работ вокруг результата и соответствующее ослабление ресурсного критерия предполагает квадрант 3. Он предполагает департаментизацию:

- по продукту;

- по потребителю;

- по рынку.

Если адаптация к внешней среде не приводит к положительному результату ни через один из рассматриваемых критериев, то применяют одновременное усиление в группировании работ как вокруг ресурсов, так и вокруг результатов, т. е. идет переход прежде всего к матричному.

Наши рекомендации