Либеральный стиль руководства
Либеральный стиль – руководитель предоставляет широкую профессиональную свободу и автономию подчиненным (лат. liberalis – свободный).
Есть конкретные ситуации, в которых либеральный стиль будет предпочтительнее демократического. Таких ситуаций две – это творческий и высококвалифицированный коллективы.
Творческий коллектив не нуждается в руководстве. Он может принять лишь самые общие организационные функции. члены творческого коллектива как раз и сильны своей индивидуальностью, неповторимостью. Поэтому для качественной профессиональной работы им нужна максимальная свобода.
Нет особой необходимости в руководящих указаниях и в высококвалифицированном коллективе. Здесь каждый хорошо знает свою работу, и хорошо ее выполняет. Как правило, у квалифицированных сотрудников есть чувство профессиональной гордости. Оно не позволяет им делать плохо свою работу. Но еще больше это чувство не приемлет частых указаний, мелочной опеки. Свою работу такие сотрудники обычно знают лучше руководителя.
Авторитарный стиль руководства
Авторитарный стиль – руководитель единолично принимает решения и требует от подчиненных их точного исполнения (лат. avtoritis – власть).
Авторитарный стиль связан с властью (авторитетом) должности. Личностные черты руководителя особого значения не имеют. Инициатива и последнее слово всегда остаются по должности за руководителем.
У авторитарного стиля много недостатков: сковывание инициативы подчиненных, большой урон в случае ошибки руководителя, сложный психологический климат и много других. Тем не менее, есть две ситуации, в которых авторитарный стиль руководства эффективнее других. Это: низкоквалифицированный и военизированный коллективы.
Низкоквалифицированный коллектив может относительно успешно функционировать лишь под жестким присмотром руководителя. Здесь начальник раздает задания, подробно разъясняет пути их выполнения, постоянно контролирует исполнение и стимулирует его методом «кнута и пряника». Ослабление руководства в низкоквалифицированном коллективе означает, как правило, ухудшение работы. Сотрудники не умеют, а часто и не хотят, качественно и добросовестно работать самостоятельно.
К военизированным коллективам относят организации армии, милиции, пограничников, таможенников, служб спасения и чрезвычайных ситуаций. В характере их деятельности необходимо беспрекословное подчинение и неукоснительное исполнение приказов. Командир здесь по уставу является авторитарным руководителем.
Диктаторский (кризисный) стиль руководства
Диктаторский стиль– полное подчинение руководителю не только в делах, но и в помыслах. Диктатура – неограниченная власть.
Современная теория управления считает необходимым использование диктаторского стиля в одной ситуации – это кризисное положение предприятия. Предприятие, находящееся на грани банкротства, может спасти только «кризисный директор».
Диктаторский стиль отличается жесткостью, недопущением не только профессионального свободомыслия, но и инакомыслия.
В западных университетах в рамках учебной специальности «менеджмент» существует специализация – «кризисный менеджер».
Гибкий стиль руководства
Гибкий стиль– варьирование отношения руководителя к подчиненным в зависимости от ситуации.
Гибкость стиля проявляется в двух обстоятельствах.
Во-первых, она связана с индивидуальным подходом менеджера к подчиненным. Индивидуальность в подходе к сотрудникам зависит от их квалификации, ответственности, трудолюбия и культуры труда. Вариации индивидуальности работников могут колебаться от «гармонителей» до «разрушителей».
Во-вторых, с учетом сложившихся обстоятельств в связи с динамикой коллектива. Внутреннее состояние коллектива может быть разным. Менеджер должен учитывать это, и использовать адекватный стиль руководства. Чем лучше производственная ситуация в коллективе, тем демократичнее ведет себя руководитель. И наоборот, при ухудшении ситуации руководитель склоняется к авторитаризму.
Классический гибкий стиль является сочетанием трех стилей в таких пропорциях: демократического 60%, либерального 20% и авторитарного 20%.
Теории стилей руководства
Исследования по поиску наиболее эффективных стилей руководства имели два направления: ориентация на производство или внимание к подчиненным. В результате сложились четыре теории стилей руководства.
1. «Решетка менеджмента».Теория разработана Р. Блейком и Дж. Моутон. Это оригинальная двухмерная модель управления стилем, выполненная графически в виде решетки. Двухмерность решетки заключается в построении ее на двух осях: 1) забота о людях; 2) забота о производстве.
Каждая из осей решетки представляет собой 9-балльную шкалу, где единица обозначает низкий, а 9 – самый высокий уровень заботы. Зона 5,5 (центр решетки) – «золотая середина». Эффективное управление достигается равновесием между необходимостью выполнения рабочих заданий и поддержанием положительного климата в коллективе. Менеджер в работе с персоналом легко сочетает похвалу и критику, то есть «кнут и пряник».
2. Ситуационная теория Фидлера. Она устанавливает зависимость стиля руководства от производственной обстановки. Автор анализирует и представляет в виде схемы взаимосвязи между стилями руководства, степенью благоприятности ситуации и выполнением коллективом производственных задач.
3. Ситуационная теория Герси и Бланчарда. Авторы особое внимание уделяют характеристикам работников. По их мнению, готовность последних к выполнению производственных заданий может быть очень различна. Люди с высокой и низкой готовностью (из-за квалификации, трудолюбия, ответственность) нуждаются в различных стилях руководства.
4. «Барометр управления» Чернявского. Теория показывает эффективность использования различных стилей управления. Выбор стиля зависит от внимания работников к показателям производств и уровню их обеспечения социальными благами. Стиль управления принимается на основе отношения людей к труду и того, насколько ценят они предоставляемые предприятием льготы.