Критерии оценки домашней контрольной работы
Проверка и рецензирование домашней контрольной работы осуществляется преподавателем в течение 7 дней со дня ее поступления на заочное отделение колледжа. По результатам выполнения домашней контрольной работы выставляется «зачтено» или «не зачтено». Отметка «не зачтено» выставляется, если:
ü домашняя контрольная работа выполнена не в полном объеме, т.е. освещены не все вопросы варианта учащегося;
ü вопросы раскрыты поверхностно, не сделаны выводы;
ü имеются грубые ошибки в освещении теоретических вопросов;
ü не решены практические задания;
ü использован лишь один литературный источник для освещения всех вопросов контрольной работы;
ü не выдержан объем работы (менее 50% от требуемого объема);
ü отдельные вопросы контрольной работы не соответствуют варианту;
ü контрольная работа со всей очевидностью выполнена не самостоятельно (несоответствие почерков, распечатка готовых материалов из Интернета, ксерокопия и т.п.).
Не зачтенная контрольная работа возвращается учащемуся на доработку. Работу над ошибками следует выполнять в той же тетради, вставив при необходимости дополнительные листы. В работе над ошибками ответы необходимо исправить точно в соответствии с замечаниями преподавателя, перечисленными в рецензии.
Контрольная работа, выполненная небрежно, неразборчивым почерком, либо не соответствующая варианту учащегося, возвращается без проверки с указанием причин.
Работа, выполненная после установленного учебным графиком срока ее сдачи, принимается на проверку только по согласованию с заведующим заочным отделением колледжа. В период лабораторно - экзаменационной сессии по такой работе может быть проведено устное собеседование (зачет).
ВЫБОР ВАРИАНТА ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Таблица распределения вопросов и практических заданий по вариантам домашней контрольной работы согласно номеру книжки успеваемости учащегося (зачетной книжки).
Последняя цифра шифра | |||||||||||
Предпоследняя цифра шифра | 1, 12, 30, 46 | 2, 13, 31,47 | 3, 14, 32, 48 | 4, 15 33, 49 | 5, 16, 34, 50 | 6, 17, 35, 51 | 7, 18, 36, 52 | 8, 19, 37, 53 | 9, 20, 38, 54 | 10, 21 39, 55 | |
1, 5 | 2, 6 | 3, 7 | 4, 8 | 1,9 | 2, 10 | 3, 11 | 4, 12 | 1, 13 | 2, 14 | ||
11, 22, 40, 56 | 1, 23, 41, 57 | 2, 24, 42, 58 | 3, 25, 43, 59 | 4, 26, 44, 60 | 5, 27, 45, 61 | 6, 28, 30, 62 | 7, 29, 31, 63 | 8, 12, 32, 64 | 9, 13, 33, 46 | ||
3, 5 | 4, 6 | 1, 7 | 2, 8 | 3, 9 | 4, 10 | 1, 11 | 2, 12 | 3, 13 | 4, 14 | ||
10, 14, 34, 47 | 11, 15, 35, 48 | 1, 16, 36, 49 | 2, 17, 37, 50 | 3, 18, 38, 51 | 4, 19, 39, 52 | 5, 20, 40, 53 | 6, 12, 41, 54 | 7, 21, 42, 55 | 8, 22, 43, 56 | ||
1, 5 | 2, 6 | 3, 7 | 4, 8 | 1, 9 | 2, 10 | 3, 11 | 4, 12 | 1, 13 | 2, 14 | ||
9, 23, 44, 57 | 10, 24, 45, 58 | 11, 25, 30¸59 | 1, 26, 31, 60 | 2, 27, 32, 61 | 3, 28, 33, 62 | 4, 29, 34, 63 | 5, 12, 35, 64 | 6, 13, 36, 46 | 7, 14, 37, 47 | ||
3, 5 | 4, 6 | 1, 7 | 2, 8 | 3, 9 | 4, 10 | 1, 11 | 2, 12 | 3, 13 | 4, 14 | ||
8, 15, 38, 48 | 9, 16, 39, 49 | 10, 17, 40, 50 | 11, 18, 41, 51 | 1, 19, 42, 52 | 2, 20, 43, 53 | 3, 21, 44, 54 | 4, 22, 45, 55 | 5, 23, 30, 56 | 6, 24, 31, 57 | ||
1, 5 | 2, 6 | 3, 7 | 4, 8 | 1, 9 | 2, 10 | 3, 11 | 4, 12 | 1, 13 | 2, 14 | ||
7, 25, 32, 58 | 8, 26, 33, 59 | 9, 27, 34, 60 | 10, 28, 35, 61 | 11, 29, 36, 62 | 1, 12, 37, 63 | 2, 13, 38, 64 | 3, 14, 39, 46 | 4, 15, 40, 47 | 5, 16, 41, 48 | ||
3, 5 | 4, 6 | 1, 7 | 2, 8 | 3, 9 | 4, 10 | 1, 11 | 2, 12 | 3, 13 | 4, 14 | ||
6, 17, 42, 49 | 7, 18, 43, 50 | 8, 19, 44, 51 | 9, 20, 45, 52 | 10, 21, 30, 53 | 11, 22, 31, 54 | 1, 23, 32, 55 | 2, 24, 33, 56 | 3, 25, 34, 57 | 4, 26, 35, 58 | ||
1, 5 | 2, 6 | 3, 7 | 4, 8 | 1, 9 | 2, 10 | 3, 11 | 4, 12 | 1, 13 | 2, 14 | ||
5, 27, 36, 59 | 6, 28, 37, 60 | 7, 29, 38, 61 | 8, 12, 39, 62 | 9, 13, 40, 63 | 10, 14, 41, 64 | 1, 13, 42, 46 | 2, 16, 43, 47 | 3, 17, 44, 48 | 4, 18, 45, 49 | ||
3, 5 | 4, 6 | 1, 7 | 2, 8 | 3, 9 | 4, 10 | 1, 11 | 2, 12 | 3, 13 | 4, 14 | ||
5, 19, 30, 50 | 6, 20, 31, 51 | 7, 21, 32, 53 | 8, 22, 33, 54 | 9, 23, 34, 55 | 10, 24, 35, 56 | 11, 25, 36, 57 | 1, 26, 37, 58 | 2, 27, 38, 59 | 3, 28, 39, 60 | ||
1, 5 | 2, 6 | 3, 7 | 4, 8 | 1, 9 | 2, 10 | 3, 11 | 4, 12 | 1, 13 | 2, 14 | ||
4, 29, 40, 61 | 5, 12, 41, 62 | 6, 13, 42, 63 | 7, 14, 43, 64 | 8, 15, 44, 46 | 9, 16, 45, 47 | 10, 17, 30, 48 | 11, 18, 31, 49 | 1, 19, 32, 50 | 2, 20, 33, 51 | ||
3, 5 | 4, 6 | 1, 7 | 2, 8 | 3, 9 | 4, 10 | 1, 11 | 2, 12 | 3, 13 | 4, 14 |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Цели, задачи, предмет дисциплины «Основы менеджмента», ее значение в системе подготовки специалистов.
2. Взаимосвязь терминов «управление» и «менеджмент». Процесс управления, субъект и объект управления.
3. Менеджмента как наука, практика и искусство. Место менеджмента среди других экономических дисциплин.
4. Цели, задачи и виды менеджмента.
5. Основные этапы развития менеджмента.
6. Управленческие идеи древности. Развитие менеджмента как науки.
7. Школа научного управления (Ф.Тейлор, Г.Гантт, Ф. и Л.Гилберт, Г.Эмерсон).
8. Административная, классическая, школа управления (А.Файоль, Г.Форд, Л.Урвик, М.Вебер).
9. Школы человеческих отношений, поведенческих наук (Э.Мейо, М.П.Фоллет, А.Маслоу, Д.Мак-Гоегор, Р.Лайкерт, Ф.Герцберг, Р.Блейк).
10. Школа количественных методов управления (Л.Конторович, С.Новожилов).
11. Процессный, системный и ситуационный подходы к менеджменту, их особенности.
12. Классификация функций менеджмента.
13. Общие функции: планирования, организации деятельности, работа с кадрами (мотивация), контроль.
14. Особенности конкретных и специальных функций управления.
15. Принципы менеджмента.
16. Уровни управления.
17. Сущность понятий «структура управления» и «организационная структура управления».
18. Общие принципы построения организационных структур.
19. Виды организационных структур управления: иерархические и адаптивные.
20. Линейная организационная структура управления.
21. Функциональная организационная структура управления.
22. Линейно-функциональная организационная структура управления.
23. Дивизионная организационная структура управления.
24. Особенности построения иерархических структур управления, их преимущества и недостатки.
25. Типы адаптивных структур управления: проектные, матричные, сетевые, виртуальные. Причины их появления, область применения, преимущества и недостатки.
26. Классификация методов менеджмента.
27. Административные методы управления, их сущность, преимущества и недостатки.
28. Содержание и значение экономических методов менеджмента.
29. Особенности социально-психологических методов.
30. Понятия «цели организации», «дерево целей». Требования, предъявляемые к целям организации.
31. Система целей организации: миссия, генеральная цель, общеорганизационные и специфические цели. Управление по целям. Декларирование целей.
32. Управленческая стратегия и ее элементы.
33. Основные виды управленческих стратегий.
34. Стадии формирования стратегий управления: разработка, доведение, стратегический выбор.
35. Понятия «стиль руководства», «власть» и «лидерство», их взаимосвязь.
36. Формы управленческого воздействия. Факторы, влияющие на выбор стиля руководства.
37. Стили руководства: демократический, авторитарный, либеральный. Их особенности, преимущества и недостатки.
38. Управленческая сетка Р.Блейка и Дж.С.Моутон, классификация стилей в ней, ее сущность и назначение.
39. Формирование эффективного стиля руководства.
40. Мотивация, ее сущность. Теории мотивации.
41. Содержательные теории мотивации: сущность, основные представители (А.Маслоу, Д.Мак-Клелланд, Д.Мак-Грегор, Ф.Герцберг) и их положения. Преимущества, недостатки и область применения содержательных теорий мотивации.
42. Процессные теории мотивации, их сущность, основные положения, преимущества и недостатки, область применения.
43. Конфликт в организации, его структура. Виды конфликтов.
44. Причины и последствия конфликтов.
45. Управление конфликтами. Стратегия поведения менеджера в конфликтных ситуациях: сотрудничество, компромисс, принуждение, избегание, уступчивость.
46. Понятие «управленческое решение». Требования к управленческим решениям.
47. Виды решений в менеджменте. Подходы к принятию управленческих решений.
48. Этапы принятия решения. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческого решения.
49. Методы принятия управленческих решений: неформальные, коллективные, количественные.
50. Определение эффективности принимаемых управленческих решений.
51. Сущность понятий «персонал», «кадры». Структура кадров, ее разновидности.
52. Функции кадровой службы.
53. Набор и отбор персонала.
54. Оценка работы персонала: методы, проблемы.
55. Текучесть кадров.
56. Функции и задачи менеджера.
57. Требования к менеджеру.
58. Планирование личного труда руководителя.
59. Сущность и необходимость делегирования полномочий.
60. Проведение бесед, собраний, совещаний, прием посетителей.
61. Эффективность деятельности коллектива.
62. Коэффициенты, применяемые для определения эффективности управления.
63. Эффективность труда управленческих работников: этапы и показатели оценки.
64. Зависимость эффективности менеджмента от результатов деятельности (эффективности) организации.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Произведите проектирование схемы линейной организационной структуры управления УКП «Сервис +».
В ее состав входят следующие звенья управления:
ü директор, заместитель директора по общественному питанию, заместитель директора по торговле;
ü главные специалисты: заведующий пищевой технологической лабораторией, ведущий товаровед, начальник отдела ценообразования, главный инженер;
ü отделы: отдел ценообразования, бухгалтерия, товарный отдел, склады, пищевая технологическая лаборатория, отдел кадров:
ü должности: инспектор отдела кадров; техник-технолог, товароведы, бухгалтера, заведующий складом.
Структурные подразделения:
ü в отрасли торговли - 10 продовольственных магазинов, 5 непродовольственных магазинов;
ü в общественном питании - 1 ресторан, 5 кафе, 7 закусочных, 4 столовые;
Обслуживающие производства: строительно-ремонтная бригада.
Укажите ее преимущества и недостатки.
2. Произведите проектирование схемы линейной организационной структуры управления КУП «Двина».
В его состав входят следующие звенья управления:
ü директор, заместитель директора;
ü главные специалисты: ведущий товаровед, начальник отдела ценообразования, главный инженер;
ü отделы: отдел ценообразования, товарный отдел, склады, отдел кадров;
ü должности: инспектор отдела кадров, товароведы, бухгалтера, заведующий складом.
Структурные подразделения:
ü в отрасли торговли - 6 продовольственных магазинов, 3 непродовольственных магазина;
ü в общественном питании - 1 ресторан, 4 кафе, 5 закусочных, 4 бара;
Укажите ее преимущества и недостатки.
3. Выберите тип и произведите проектирование схемы функциональной организационной структуры управления учреждения образования «N-ский государственный профессионально-технический колледж».
В ее состав входят следующие звенья управления:
ü директор, заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по учебно-производственной работе, заведующий отделением ССО, заместитель директора по административно-хозяйственной части;
ü специалисты: инспектор отдела кадров, экономист, заведующий производственным обучением, методист;
ü отделы: бухгалтерия;
ü службы: ремонтно-хозяйственная служба;
ü отделения: швейного производства, парикмахерских услуг, общественного питания, заочное отделение;
ü цикловые комиссии: швейных дисциплин, парикмахерских дисциплин, дисциплин общественного питания.
Укажите ее преимущества и недостатки.
4. Выберите тип и произведите проектирование схемы функциональной организационной структуры управления учреждения образования «N-ский государственный профессионально-технический колледж». В ее состав входят следующие звенья управления:
ü директор, заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по учебно-производственной работе, заведующий отделением ССО, заместитель директора по административно-хозяйственной части;
ü специалисты: инспектор отдела кадров, экономист, заведующий производственным обучением, методист;
ü отделы: бухгалтерия;
ü службы: ремонтно-хозяйственная служба;
ü отделения: швейного производства, парикмахерских работ, общественного питания, заочное отделение;
ü цикловые комиссии: швейных дисциплин, парикмахерских дисциплин, дисциплин общественного питания.
Укажите ее преимущества и недостатки.
5. Ситуация:
Вы работаете начальником отдела сбыта. Самостоятельно, без ведома руководителя и, не совещаясь с коллегами, Вы дали распоряжение о реализации партии продукции новому потребителю, так как им была предложена высокая цена за продукцию. Но партнер оказался не платежеспособен, и организация не получила оплату за продукцию. Руководитель возмущен, организации причинен большой материальный ущерб.
В чем Ваша ошибка и как Вы построите свое объяснение с руководителем?
6. Ситуация:
Вы руководите небольшой торговой фирмой. Вам предлагают партию товара для реализации, доказывая, что вы реализуете ее в короткий срок и получите достойную прибыль. Реализация данного проекта весьма рискованна.
Какие Вы видите риски, какое решение примите и почему?
7. Ситуация:
Вы - руководитель предприятия и неожиданно узнаете, что сотрудник, которому Вы поручили разработку важного бизнес - проекта, одновременно, по совместительству работает в такой же должности в конкурирующей фирме.
Какое решение Вы примите в данной ситуации и почему?
8. Ситуация:
Вы - руководитель предприятия и поручаете решение важной проблемы, по Вашему мнению, наиболее способному сотруднику. Спустя небольшое время Вы узнаете, что есть компетентный сотрудник, с опытом работы такого рода проблем.
Как Вы поступите в данной ситуации и почему?
9. Ситуация:
Вы руководите предприятием и у Вас два компетентных заместителя. Первый - хорошо работает в команде, но не достаточно настойчив в реализации поставленных задач, второй - любыми средствами добивается поставленной цели, но имеет трудности при работе в команде. Вам предстоит длительная командировка.
На кого из заместителей возложить исполнение обязанностей руководителя и почему?
10. Ситуация:
Вы руководитель и поручили ведущему специалисту решение важной задачи и объяснили ему, как это сделать. Ваш подчиненный успешно выполнил поставленную задачу, используя другие средства. Вы понимаете, что его решение лучше Вашего.
Как Вы поступите в данной ситуации и почему?
11. Ситуация:
Вы руководитель и поручили главному специалисту, зная, что он в состоянии его выполнить. Но Вы узнаете, что он перепоручил его выполнение руководителю структурного подразделение, и задание не было выполнено в срок.
Какое решение Вы примите в данной ситуации и почему?
12. Ситуация:
Существует важное задание, которое требует безотлагательного решения. Его выполнение можно поручить одному из двух квалифицированных сотрудников:
ü для первого сотрудника оно имеет важное значение, но он сильно загружен работой;
ü другой сотрудник лично не заинтересован в его выполнении, но он менее загружен работой.
Какому сотруднику Вы поручите выполнение задания и почему?
13. Ситуация:
Вы - руководитель предприятия и назначили руководителя структурного подразделения руководителем производственной практики студентов-практикантов. Спустя некоторое время Вы стали свидетелем, что он, в общении со студентами, нарушает этику делового общения и нормы морали.
Как Вы поступите в данной ситуации и почему?
14. Ситуация:
Вы руководитель и Ваша фирма миновала экономический кризис и имеет крепкое финансовое положение. Но вы заметили, что Ваша команда заметно устала и у нее отсутствует энтузиазм в работе. А впереди важная международная ярмарка, - заключение контрактов на будущий год.
Какими способами Вы поднимете дух команды и почету именно так?
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
1. Цели, задачи, предмет дисциплины «Основы менеджмента», ее значение в системе подготовки специалистов.
2. Менеджмента как наука, практика и искусство. Место менеджмента среди других экономических дисциплин.
3. Цели, задачи и виды менеджмента.
4. Основные этапы развития менеджмента.
5. Школа научного управления (Ф.Тейлор, Г.Гантт, Ф. и Л.Гилберт, Г.Эмерсон).
6. Административная, или классическая, школа управления (А.Файоль, Г.Форд, Л.Урвик, М.Вебер).
7. Школы человеческих отношений (Э.Мейо, М.П.Фоллет, А.Маслоу и др.).
8. Процессный, системный и ситуационный подходы к менеджменту, их особенности.
9. Классификация функций менеджмента.
10. Общие функции: планирования, организации деятельности, работа с кадрами (мотивация), контроль.
11. Особенности конкретных и специальных функций управления.
12. Принципы менеджмента.
13. Уровни управления.
14. Сущность понятий «структура управления» и «организационная структура управления».
15. Линейная организационная структура управления, ее преимущества и недостатки.
16. Функциональная организационная структура управления, ее преимущества и недостатки.
17. Линейно-функциональная организационная структура управления, ее преимущества и недостатки.
18. Классификация методов менеджмента.
19. Административные методы управления, их сущность, преимущества и недостатки.
20. Содержание и значение экономических методов менеджмента.
21. Особенности социально-психологических методов.
22. Управленческая стратегия и ее элементы.
23. Управление по целям. Декларирование целей.
24. Понятия «стиль руководства», «власть» и «лидерство», их взаимосвязь.
25. Стили руководства: демократический, авторитарный, либеральный.
26. Управленческая сетка Р.Блейка и Дж.С.Моутон, классификация стилей в ней, ее сущность и назначение.
27. Мотивация, ее сущность.
28. Содержательные теории мотивации: сущность, основные представители (А.Маслоу, Д.Мак-Клелланд, Д.Мак-Грегор, Ф.Герцберг) и их положения. Преимущества, недостатки и область применения содержательных теорий мотивации.
29. Процессные теории мотивации, их сущность, основные положения, преимущества и недостатки, область применения.
30. Конфликт в организации, его структура. Виды конфликтов.
31. Причины и последствия конфликтов.
32. Стратегия поведения менеджера в конфликтных ситуациях: сотрудничество, компромисс, принуждение, избегание, уступчивость.
33. Виды решений в менеджменте.
34. Методы принятия управленческих решений: неформальные, коллективные, количественные.
35. Определение эффективности принимаемых управленческих решений.
36. Структура кадров и ее разновидности.
37. Функции кадровой службы.
38. Набор и отбор персонала.
39. Оценка работы персонала: методы, проблемы.
40. Функции и задачи менеджера.
41. Планирование личного труда руководителя.
42. Сущность и необходимость делегирования полномочий.
43. Проведение бесед, собраний, совещаний, прием посетителей.
44. Требования, предъявляемые к менеджеру.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ