Развитие управленческой мысли в СССР в 1930 – 1990 гг.

Взлет отечественной науки управления в 20-х гг. XXвека сменился падением в 30 – 50-х гг. XXв. Изучение литературы данного периода позволяет констатировать бесспорный факт: прежнее разнообразие методологических подходов к анализу организационно-управленческой проблематики стремительно исчезало. Все рассмотренные выше течения и научные школы были разгромлены, а лучшие отечественные ученые обвинены во «вредительстве» и репрессированы.

С отходом от принципов новой экономической политики и упрочением административно-командной системы научная организация управления утратила свою актуальность и вскоре была отторгнута административной системой как «буржуазная выдумка». Начиная с 30-х гг. XXв. упраздняются все научно-рационализаторские органы при ведомствах и предприятиях, закрываются опытные станции, институты и лаборатории, имеющие достижения мирового уровня в области НОТ и управления, прекращаются дискуссии и научные споры, поскольку во всем этом административной системой усматривалась опасность для самого своего существования. Ставка делается на «сильного» руководителя, единолично управляющего вверенным ему участком, неукоснительно, порой слепо выполняющего все директивы центральной власти.

Научные изыскания в организационно-управленческой сфере в это время приобрели строго отраслевой характер. Кроме того, резко усилился прикладной аспект исследований и почти исчез общетеоретический. Обращает на себя внимание появление новой терминологии. На смену таким терминам, как «НОТ», «управление», «рационализация» пришло понятие «организация производства», которое, по мнению новых исследователей, успешно заменяло все другие. Вероятно, вытеснение «старых» категорий объясняется прежде всего тем, что научные концепции 20-х гг. XXвека в глазах представителей нового поколения были необратимо дискредитированы.

В трудные годы Великой Отечественной войны и первых послевоенных пятилеток происходило дальнейшее укрепление позиций планово-административного централизма. Управленческая мысль в этот непростой период жизни страны продолжала работу в области оперативного управления, планирования и учета производства. Событием этого времени явилось опубликование первого учебника по организации и планированию промышленного предприятия, написанного известным экономистом-управленцем С. Е. Каменицером.

К концу 50-х – началу 60-х гг. XXв. ситуация в области организационно-управленческих исследований меняется к лучшему. Кризис научного управления 30 – 50-х гг. XXв. сменился оживлением, а затем и подъемом в 60-х гг. XXвека. Причины резкого возрастания внимания к вопросам управления связаны, прежде всего, со сменой политического режима, с количественным и качественным усложнением народного хозяйства, основу которого составляла многоотраслевая индустрия.

Высокой планки достигла отечественная наука, чьи достижения были признаны во всем мире. В «хрущевскую оттепель» стали активно проводить курс на реорганизацию системы управления экономикой. Предпринимались практические попытки ликвидации недостатков управления на микро- и макроуровнях. Нельзя не учитывать и всевозрастающее влияние на сферу управления научно-технической революции, принесшей с собой новые теоретические и технические средства для решения организационных задач. С появлением электронно-вычислительной техники и развитием экономико-математических методов начала создаваться принципиально новая материальная база для выработки оптимальных хозяйственных решений и создания автоматизированных систем управления. В это время оживляются и быстро совершенствуются подходы, предложенные в 20 – 30-х гг. XXвека.

Возникает кибернетика – наука об управлении, связи и переработке информации. Основной объект исследования – кибернетические системы. Кибернетика разрабатывает общие принципы создания систем управления и систем для автоматизации умственного труда. Каждая кибернетическая система представляет собой множество взаимосвязанных объектов (элементов системы), способных воспринимать, запоминать и перерабатывать информацию, а также обмениваться ею.

Основные технические средства для решения задач кибернетики – ЭВМ. Возникновение кибернетики как самостоятельной науки связано с созданием в 40-х гг. XXв. электронной вычислительной техники.

Кибернетика рассматривает управляемые системы в динамике, в развитии и во взаимодействии с другими внешними системами. Эта наука широко использует методы моделирования, т.е. исследует эмпирические или физические модели реально существующих технологических процессов с помощью математического аппарата. Универсальный метод кибернетики – метод исследования операций – позволяет выполнять количественный анализ любой целенаправленной деятельности человека в сфере управления.

Такие предметные области кибернетики, как обратная связь, системность, целенаправленность, управляющий параметр, внесли неоценимый вклад в формирование науки управления народным хозяйством.

На базе кибернетики развиваются новые науки (теория систем, теория операций и другие), обогащающие знания об управлении. Широкое проникновение в науку математических методов привело к появлению принципиально новой теории – оптимального планирования народного хозяйства, большой вклад в становление которой внесли Л. Канторович, Л. Лурье, В. Новожилов, В. Немчинов, А. Берг.

Важной теоретико-методологической проблемой, решение которой напряженно искала отечественная управленческая мысль 60-х гг., была необходимость формирования самостоятельной науки управления. Учеными выдвигались различные трактовки содержания теории управления, а именно: организационно-кибернетическая, правовая, социально-психологическая, экономическая. Наличие разнообразных концепций свидетельствовало о сложности обсуждаемого объекта. В теории второй половины 60-х – начала 70-х гг. XXв. появилась тенденция к интеграции различных подходов. Комплексная трактовка – крупное теоретико-методологическое достижение управленческой мысли этого периода. Ученые объединились во мнении, что науку управления интересуют вопросы соотношения экономических, правовых и психологических методов управленческих воздействий, создания рациональных структур и распределения функций управления и многие другие проблемы, учитывающие синтез различных аспектов.

Дискуссии экономистов и управленцев этого периода ознаменовали собой начало концептуальной подготовки знаменитой, так называемой «косыгинской» реформы. В ходе развернувшейся полемики рядом экономистов (В. Немчиновым, Л. Канторовичем, Е. Либерманом, А. Бирманом, Н. Петраковым, Я. Кронродом, Б. Ракитским и др.) были высказаны соображения, связанные с целесообразностью широкого использования рыночных отношений и последовательного перехода к экономическим методам управления, которые создадут возможность так называемого саморегулирования, совершенствования хозяйства. Сторонники активного использования рыночных отношений ратовали за дальнейшее расширение самостоятельности предприятий, за необходимость конкуренции, за более полный учет в хозяйствовании коллективных и личных интересов, за перестройку форм оплаты труда в направлении децентрализации регулирования фонда оплаты, за максимальное сокращение утверждаемых показателей плана.

Общепризнанно, что реформа 1960гг. заметно оживила темпы экономического роста, однако эффект проводимых мероприятий оказался весьма кратковременным.

Этот период в нашей стране отмечен признанием значения человеческого фактора в управлении, осознанием необходимости развития социальных аспектов управленческой деятельности, что подтверждают труды В. Афанасьева, А. Омарова, Д. Гвишиани и других ученых.

В 60 –80гг. XXв. появились крупные исследования в сфере социологии труда и социологии управления, написанные ведущими теоретиками социологии Ю. Давыдовым, А. Здравомысловым, Г. Осиповым, В. Ядовым.

В этот период в советской социологии активно исследуются проблемы социальных систем, выявления специфики управленческих отношений, субъект-объектной логики управления (В. Афанасьев, Г. Попов, П. Лебедев, Ю. Тихомиров, В. Подмарков, Г. Яковлев, Ц. Ямпольская и др). Важное место в разработках специалистов занимала проблематика развития трудового коллектива, его самоуправления и самоорганизации (В. Шепель, В. Подмарков, Н. Алексеев, Ю. Волков, Н. Куртиков, Н. Лапин, Ю. Неймер, И. Попова, А. Пригожин, Ю. Тихомиров).

Были изучены вопросы кадровой политики предприятий: профессиональная мобильность и текучесть кадров, социальное планирование, мотивация и стимулирование труда, профессиональный отбор, подготовка и расстановка кадров, совершенствование условий труда, улучшение социально-психологического климата в коллективе (Н. Лапин, А. Пригожий, В. Подмарков, О. Шкаратан, Р. Григас, Б. Мильнер, Н. Наумова, Л. Евенко, Д. Гвишиани, А. Зайцев, А. Кравченко, А. А. Сейтов, И. Тясина, А. Мешков, С. Филонович, В. Щербина и др).

С конца 80 – начала 90 гг. XX в. стали широко изучаться такие вопросы, как организационная культура, организационное поведение, механизмы функционирования и развития организаций, инновационный подход к управлению. Объектом внимания советских философов и социологов стала проблема профессионализации управленческой деятельности. Достаточно широкое развитие получили управленческое консультирование с применением инновационных игр. Появились социолого-психологические и бизнес-курсы, стали повсеместным явлением ролевые и коммуникативные тренинги4.

Таким образом, в России XX – начала XXIв. можно выделить два этапа, в течение которых развивалась наука об управлении. Первый период – период социализма (с 1917года до начала 90гг. XXв.), второй период – период транзитивный: от экономики социализма к рыночной экономике (датируется началом 90-х гг. XXв. по настоящее время). Идеи, высказанные советскими учеными во многом схожи с идеями зарубежных исследователей по этим вопросам. Однако, применив принципиально иной подход к оценке самого рабочего, рассматривая его не только как объект управления, но и как творящий субъект, мироощущение которого во многом предопределяет возможности повышения производительности труда, ими был сделан огромный шаг вперед по сравнению с представителями школы научной организации труда и административного управления.

В 1920-е гг. в СССР происходил процесс активного поиска оптимальных методов управления, появлялись передовые идеи кадровой политики. Формировалось искусство воздействия на коллектив и личность.

Намного обогнал свое время и главный труд А. А. Богданова «Тектология», в которой высказывались такие важные идеи, как сходство строения различных организационных структур, принцип обратной связи, прогрессивный подбор, динамическое равновесие. Но главной заслугой Богданова является именно то, что на основе этих идей, тектологических законов он проанализировал экономические отношения и организационные механизмы общества, природу экономического роста и спада. Создав стройную универсальную теорию, объединяющую организационные методы других наук, Богданов предложил новые организационные механизмы, принципы устройства не монолитного и централизованно управляемого предприятия, а основанного на самоорганизации, позволяющей быстро адаптироваться к меняющимся требованиям рынка.

После периода застоя оживление научных исследований вСССР в 60-х гг. XXв. ознаменовалось признанием значения человеческого фактора в управлении, осознанием необходимости развития социальных аспектов управленческой деятельности, крупными исследованиями в социологии труда. В 1980 – 1990 гг. советские ученые активно занимались проблемами управления производством, персоналом, кадровой политики, организационной культуры, управленческим консультированием.

Контрольные вопросы

1. Какие проблемы управления производством возникли в связи с национализацией собственности в Советской России?

2. Какую роль в становлении отечественного управления сыграли две всероссийские конференции НОТ?

3. Оцените вклад в развитие управленческой мысли А. А. Богданова?

4. Перечислите достижения советской управленческой мысли 1950-1990-х гг. Что из советского опыта, на Ваш взгляд, можно и нужно использовать в современной практике управления?

Кейс 1. Состояние российских предприятий в конце 1980-х – начале 1990-х гг.5

Рассмотрим конкретную ситуацию, которая сложилась в российской экономике к началу переходного периода, т. е. в конце 1980-х – начале 1990-х годов, с точки зрения ее структуры и роли предприятий.

В годы социалистического строительства государственное предприятие рассматривалось как основное звено народнохозяйственного комплекса, и это нашло отражение в законе о государственном предприятии, введенном в действие в 1987 году. Отмечалось, что предприятию принадлежит главная роль в развитии экономического потенциала страны и достижении высшей цели общественного производства при социализме – наиболее полном удовлетворении растущих материальных и духовных потребностей людей. Закон предусматривал работу предприятий в условиях полной хозяйственной самостоятельности и самофинансирования.

Он внес много принципиально нового в отношения предприятия с органами управления. Отношения предприятия и вышестоящего органа (министерства, государственного комитета, ведомства или другого вышестоящего звена) впервые начали строиться на основе планового управления, принципов полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоуправления. Были также определены те направления, по которым должны осуществляться контакты между ними (их перечень представлен в таблице), и это была первая попытка ввести экономическую заинтересованность в отношения государственного предприятия с органами командно-административной централизованной системы.

В 1987 году на условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования работали 2,5 тыс. объединений и предприятий промышленности, выпускавшие свыше 20% общего объема товарной продукции. На них было занято 16% численности промышленно-производственного персонала отрасли. И только в 1989 году наметился перевод на эти условия остальных промышленных предприятий, сельского хозяйства, геологии, мелиорации и водного хозяйства, энергетики.

В июне 1990 года был принят закон «О предприятиях в СССР», в котором были выделены основные виды предприятий – равноправные субъекты хозяйствования в рыночной экономике.

Взаимоотношения между предприятием, министерством и местными органами управления по закону о государственном предприятии (1987 год)

Министерство и местные органы правления – предприятию Предприятие –министерству и местным органам управления
Министерство: – проводит единую техническую политику в отрасли; – оказывает помощь в подготовке и переподготовке кадров; – содействует в осуществлении внешнеэкономических связей; – обеспечивает условия для эффективной работы; – обязано соблюдать права предприятия и содействовать их полной реализации; – обязано не вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятия; – информирует трудовой коллектив о своей деятельности; – противодействует монопольным тенденциям отдельных предприятий; – выделяет при необходимости средства на осуществление мероприятий по развитию отрасли; – обязано осуществлять контроль за деятельностью, соблюдением законодательства, сохранностью социалистической собственности; – проводит ревизию производственной и финансовой деятельности. Совет народных депутатов: – принимает меры к развитию совместной деятельности предприятий, содействует наиболее полной реализации предоставленных им прав в этой области Предприятие: – отчисляет министерству часть прибыли для централизованных фондов и резервов; – участвует в работе по обеспечению комплексного экономического и социального развития территории; – участвует в работе по обеспечению лучшего удовлетворения потребностей населения; – участвует в формировании местного бюджета по установленным нормативам; – взаимодействует с Советом народных депутатов в работе по изысканию и приведению в действие резервов ускорения развития и повышения эффективности производства; – передает часть сэкономленных средств в распоряжение территориальных органов управления для экономического и социального развития территории; – согласовывает с территориальными органами технико-экономические обоснования и расчеты на строительство объектов, титульные списки строек; – вносит в бюджет местного Совета народных депутатов установленные платежи за пользование природными ресурсами и осуществляет природоохранные мероприятия; – может участвовать в деятельности объединений, создаваемых территориальными органами

Вопросы к кейсу 1

1. На каких принципах строилось управление организацией в условиях плановой экономики?

2. Каковы Ваши оценки положений Закона о государственном предприятии, касающихся: полной хозяйственной самостоятельности предприятий; самофинансирования; полного хозяйственного расчета?

3. Проанализируйте материалы таблицы и дайте оценку уровня централизации управления предприятием со стороны министерства.

4. Какие изменения после принятия указанного закона произошли в отношениях между государством и предприятиями?

5. Проанализируйте те изменения в положении и роли организаций, которые произошли в течение 1990-х гг. Сформулируйте Ваше представление о современных отношениях предприятия как субъекта хозяйствования с органами государственного управления.

Вопросы для самоподготовки

1. Движение НОТ в Советском государстве.

2. «Тектология» А. А. Богданова

3. Советская управленческая мысль в 1930-1990 гг.

Основная литература:

• Виханский, О. С., Наумов, А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебник. / М.: Изд-во МГУ, 2010. – 528 c.

• Веснин В.Г. Основы менеджмента. - М.: Проспект, 2011.

• Коротков, Э.М. Менеджмент: учебник для бакалавров / Э.М. Коротков – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. – 640 с. – Серия: Бакалавр. Углубленный курс.

Дополнительная литература:

4. Основы менеджмента / Под ред. И.Ю. Солдатовой. – М.: Дашков и К, 2006. – 256 с.

5. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. – СПб.: Питер, 2006. – 816 с.: ил.

6. Огарков А.А. Управление организацией: учебник. – М.: Эксмо, 2008.

7. Поршнев А.Г. Управление организацией: учебник / Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. – М.: ИНФРА-М, 2008.

Лекция 5

Наши рекомендации