Функции менеджмента и их взаимосвязь.

Функция - это объективная составляющая управления, такая часть управления как целого, проявления которой становятся условием проявления этого целого.

Ключевыми функциями являются:

- Планирование;

- Организация;

- Мотивация;

- Координация;

- Контроль.

Иногда указывается большее число функций, но любые иные виды управленческой деятельности работают на эти основные функции. Выполнение всех этих функций пронизано процессами принятия решений и процессами передачи информации (коммуникациями).

Планирование. Это стадия процесса управления, на ко­торой определяются цели деятельности и необходимые для этого средства и действия. Планированием прокладывается курс, по которому организация будет идти, чтобы достичь цели.

Организация. Эта функция нацелена на то, чтобы претворить намеченные планы в жизнь. Она предполагает формирование структуры организации, или определение того, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание, и также обеспечение всем необходимым для нормальной работы - персоналом, оборудованием, заданиями, денежными средствами и др.

Мотивация. Для обеспечения успешного выполнения работы и продвижения к намеченным в планах целям менеджер должен побуждать людей эффективно трудиться. Для этого осуществляется материальное и моральное стимулирование, создаются условия для проявления активности работников и их саморазвития.

Контроль. Это управленческая деятельность, заключающаяся в проверке и сопоставлении фактических результатов с заданными. Эта функция осуществляется через наблюдения, проверку всех сторон деятельности, учет и анализ. По данным контроля корректируются ранее принятые решения.

Координация. Упорядочение и согласование работы различных элементов системы в процессе их совместной деятельности, центральная функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации - достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними.

Все функции взаимосвязаны действиями менеджера по принятию решений и коммуникациями. Функции находятся в определенном круговороте и составляют замкнутый цикл менеджмента. Функции взаимно связаны и взаимообусловлены: ни одно звено из этой управленческой цепи не выкинешь.

Взаимосвязь функций и цикличность процесса управления проявляется в том, что движение от стадии планирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организацией процесса и с мотивированием работающих. Результаты контроля дают импульсы планированию, коррекции всей остальной деятельности по выполнению функций. Практически функции взаимопроникают: в любом плане всегда имеется стадия организации, т. е. создания реальных условий для достижения запланированных целей; без планов невозможно контролировать результаты; контроль для персонала может быть мощным мотивационным фактором, и т. д.

Функции менеджмента и их взаимосвязь. - student2.ru

Планирование в системе менеджмента.

Планирование как процесс определяет цели наиболее эффективные методы и средства необходимые для достижения цели орг-ии, а также определяет систему показателей определяющих ход работы по достижению поставленных задач. Виды планирования:

Стратегическое (прогнозирование) - ориентировано на достижение целей, оценку тенденций в окружении системы, учет поведения конкурентов.

Стратегия – это детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для обеспечения осуществления миссии организации и достижения ее целей. Достижение стратегических целей охватывает обычно период 5 лет.

Тактическое - направлено на тактические цели (частные проблемы), поддерживает стратегический план, определяет промежуточные цели на пути к достижению стратегических целей и задач.

Тактика – это краткосрочные планы, способствующие претворению стратегии в действия, имеют короткий период планирования, обычно - год.

Оперативное - основано на стандартах деятельности, описание конкретных работ и операций, должностных обязанностей. Менеджер разрабатывает повседневную тактику, чтобы обеспечить правильность всех действий, определить слабые и сильные стороны функционирования организации и решить текущие вопросы.

Принципы планирования.

1. Принцип единства (планы подразделений должны быть связаны с планами всей организации).

2. Принцип участия (каждый член организации- участник плановой деятельности независимо от занимаемой должности). Планирование основанное на принципе участия называется "парситипативным".

3. Принцип непрерывности (процесс планирования должен осуществляться постоянно).

4. Принцип гибкости (обеспечение возможности изменять направленности планов, в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств).

5. Принцип точности (любой план должен быть составлен со степенью точности какая только возможна).

6. Принцип экономичности (затраты на составление плана были меньше эффекта, приносимого его выполнением).

План – это документ, охватывающий весь комплекс производственной, хозяйственной и финансовой деятельности за установленный период, после завершения которого начинает действовать план следующего периода. Планы составляются на разные периоды времени. Краткосрочные планы перекрываются долгосрочными. План является результатом процесса планирования. План предусматривает цели и задачи; пути и средства; ресурсы необходимые для достижения поставленных задач; пропорции; организацию выполнения плана и контроль.

По назначению выделяются планы:

1)определяющие стратегию развития организации, обосновывающие новое производство, новую продукцию, новый проект;

2)разрабатывающие тактику деятельности организации на конкретный период.

По содержанию планы отражают:

1)основные направления развития организации;

2)отдельные проблемы;

3)детальную программу произв-хоз деятельности.

По периодам действия планы могут быть: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные.

Бизнес-план - программный документ регулирующий деят-ть орг-ии на протяжении всего ее жизненного цикла; плановый комплекс документов предназначенный для внутреннего пользования и явл-ся визитной карточкой орг-ии для инвесторов, возможных партнеров и банков.

Функция организации

Функция организации — это формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для ее работы — персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами.

Функция организации реализуется двумя путями: через административно-организационное управление и через оперативное управление.

Административно-организационное управление предполагает определение структуры фирмы, установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления.

Оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденным планом. Оно заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей их корректировке. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием.

Существует два основных аспекта организационного процесса:

· Деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям.

· Делегирование полномочий - передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.


Наши рекомендации