Классификация методов управления

Методы управления в менеджменте - способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации. Содержание метода менеджмента предполагает ответы на вопросы: как, каким способом можно достичь управленческой цели.

Выделяются следующие методы управления:

1. Общенаучные методы (системный подход, комплексный подход, моделирование, экспериментирование, конкретно-исторический подход, методы социологических исследований).

2. Конкретные методы, осуществляемые по трем основным направлениям:

- методы управления функциональными подсистемами организации (маркетинг, инновации, производство, финансы, персонал и т. п.);

- методы выполнения функций управления (прогнозирование и планирование, организация, координация и регулирование, активизация и стимулирование и контроль);

- методы принятия управленческих решений (постановки проблем, решения проблем, выбора решений и организации выполнения принятых решений)[4, с.56].

Конкретные методы управления в зависимости от характера воздействия подразделяются на организационно-административные, экономические и социально-психологические.

Система конкретных методов управленияпредставляет собой следующие методы управления:

1. Организационно-распорядительные (администартивные);

2. Экономические;

3. Социально-психологические [9, с.156].

Рассмотрим их более подробно.

Организационно-административные методыпредставляют прямоевоздействияе на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно и контроль их исполнения. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства. При использовании организационно-административных методов предполагается обязательность выполнения распоряжений и указаний; а их невыполнение рассматривается как прямое нарушение исполнительной дисциплины и влечет за собой наказание.

Экономические методыпредставляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требования коллектива в целом и личности в частности. Им отводится центральное место. Поставленная цель здесь достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта. Конкретный набор и содержание рычагов экономического воздействия определяется спецификой управляемой системы. В соответствии с этим в управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в формах планирования, анализа, ценообразования, финансирования.

Социально – психологические методы управления

В трудовом коллективе зарождается коллективное сознание, которое воздействует на работоспособность и на взаимоотношения всех членов коллектива, которые возникают в процессе совместной трудовой деятельности. Всеорганизации являются фактором социального развития коллектива. Управление производством подразумевает управление не только производственно-экономическими показателями, но и управление людьми, регулирование внутригрупповой культуры, внутреннего климата организации и взаимоотношений руководства с подчиненными.

Социально-психологические методы решают нижеследующие задачи:

1) Создание сплоченного и работоспособного коллектива.

На развитие социально-психологического климата в коллективе оказывают действие достаточно много факторов. В случае совместимости членов коллектива труд каждого из них обеспечивает высокую эффективность их общеколлективного труда и личное удовлетворение. В противном случае коллектив будет проявлять отрицательные эмоции к коллегам, к работе, к окружающим их событиям и к своей организации. Совместимость сотрудников выражается в единодушии, взаимопонимании, благосклонности, сопереживании, сострадании коллег друг другу.

Не редко бывает так, что люди, которые работают в коллективе, имеют сильно отличающиеся индивидуальные характеристики. Перечислим самые распространенные из них:

— возраст;

— пол;

— индивидуальные свойства поведения и характера;

— национальность;

— образование;

— семейное положение [11, с.76].

Все эти отличительные характеристики могут оказывать воздействие как на качество работы, так и на поведение отдельного работника и других членов организации. Именно поэтому благоприятная среда в трудовом коллективе может повлиять не только на конечный результат работы организации, но и на развитие человека как личности, способствуя раскрытию потенциала и проявлению его новых возможностей.

2) Прогнозирование конфликтов в трудовой ячейке.

Речь идет о межличностных и межгрупповых разногласиях, возникающих в трудовых коллективах организаций. Конфликтные взаимодействия протекают согласно определенных закономерностей, и руководитель данного коллектива обязан учитывать эти закономерности, чтобы обходить конфликты, уметь управлять конфликтами любой сложности, прогнозировать их вероятно-допустимое развитие [20, с.62].

Но, следует заметить, конфликт – это не всегда плохо, а иногда даже необходимо. Проблемы наиболее эффективного разрешения конфликтов, поиска согласия, нахождения единого мнения или компромиссов вызывают большое внимание у профессиональных психологов и социологов, таких как A. Я. Анцуповa, A. Г. Здравомысловa, Н. В. Гришинa, A. В. Морозовa, Пaрыгин Б. Д.

3) Формирование авторитета руководства.

Авторитет личности руководства формируется в условиях общности норм и ценностей руководства с нормами и ценностями подчиненных, что приводит к возможности формирования коллектива единомышленников, увеличивает эффективность работы коллектива, показывая основательную управленческую деятельность руководителя данной организации.

Формирование благоприятного, положительно заряженного морально-психологическойобстановки – одна из первостепенных обязанностей руководителя строительного коллектива,в которую входит учет руководителем интересов отдельного человека и целого коллектива.

Таким образом, руководителю необходимо создавать комфортную среду для работы в коллективе, формировать строительный коллектив, исходя из его совместимости, поддерживать и поощрять благоприятно сложившиеся формы общения, изучать мнение коллектива, учитывать индивидуальные особенности личности сотрудников при планировании, поддерживать правильную мотивацию к труду.

Социально-психологические методы управления в предприятиях основаны на принципах убеждения, полагается на знание психологии людей, их личностных предпочтений и особенностей, а не на властных полномочиях руководства. Способы и приемы для этих методов разрабатываются такими науками, как педагогика, социология, психология личности и т.д.

В социально-психологические методы входят:

— изучение отдельного человека, личности и управление ею;

— изучение взаимоотношений коллектива и управление им;

— мотивирование инициативы;

—социальное планирование;

— разработка графика социального совершенствования коллектива.

При рассмотрении психологических особенностей каждого отдельного человека трудового коллектива, так и поведения всего коллектива, широко используются следующие

способы анализа:

— анкетирование;

— тестирование;

— наблюдения;

— опросы;

— интервью и т.д.

Методом управления, имеющим большое значение, является исследование, направленное на увеличение роста мотивации трудовой деятельности работников. Существует 2 видамотивирования: моральное и материальное (применяемых при хорошем и плохом качестве труда) При хорошем качестве используют следующие мотивации: материальное вознаграждение, почетное звание, определенные бонусы, правительственная награда. При низком качестве производительности труда: проводится личная беседа, выносится предупреждение, выговор, разбор нарушений на общественных заседаниях организации и коллектива, увольнение. К этой же группе методов принадлежит и стремление к благоприятной, положительной психологической среде в трудовом коллективе [13, с.197].

Следует заметить, что значительное влияние получает такая форма социально-психологического управления, как планирование социального совершенствования и роста трудового коллектива. Задачей данного планирования является использование процедур по улучшению и увеличению качества и условий труда, перспектив личного финансового и культурного совершенствования, постановку целей развития и критериев эффективности, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов.

Таким образом, социально-психологические методы управления – это своего рода искусство управления людьми, при правильном использовании которого данные методы будут являться неотъемлемым компонентом создания благоприятного климата трудового коллектива, залогом увеличения роста производительности труда, качества изготавливаемой продукции.

Наши рекомендации