Современные принципы менеджмента

В качестве современных принципов менеджмента можно рассматривать систему принципов, предложенную Т.Питтерсом и Р.Уотерманом. К этим принципам относятся:

1. Ориентация на достижение успеха. Под этим подразумевается:

· постоянный поиск альтернативных вариантов развития организации;

· умение выбирать направления деятельности, предвещающие успех и концентрация деятельности на этих направлениях;

· умение вырабатывать новые методы разрешения новых проблем, с которыми сталкивается организация.

2. Быть всегда лицом к потребителю. Это означает:

· иметь ясное и четкое видение интересов индивидуального потребителя;

· с уважением относиться к запросам потребителей;

· повышать готовность каждого сотрудника предприятия к инновациям и динамичному обновлению продукции.

3. Самостоятельность и предприимчивость, которая базируется на культивировании в организации:

· индивидуальной инициативы всех сотрудников;

· решительных, но взвешенных действий сотрудников, совершаемых на основе прогнозов близких и дальних последствий;

· несение каждым сотрудником ответственности за свои действия.

4. Производительность, базирующаяся на:

· естественных интересах и стремлениях персонала жить лучше и реализовывать себя;

· постоянном обучении персонала;

· активной ориентации его мышления на быстрые изменения в характере и масштабах деятельности организации, обусловленные развитием рынка;

· отождествлении сотрудников с организацией, когда каждый работник - это “свой человек” для организации.

5. Связь с жизнью, которая опирается на:

· объективные экономические законы и реальном осознании экономической ситуации;

· стремление исправлять ошибки, одновременно учась на них;

· выработку реалистичных, простых и понятных критериев оценки деятельности каждого сотрудника и организации в целом;

· постоянный анализ получаемых результатов и корректировку стратегических и тактических целей и деятельности;

· расширение и углубление связей организации с внешним окружением;

· ориентацию деятельности организации на общественные интересы.

6. Верность своему делу, которая формируется на основе:

· общечеловеческих ценностей;

· философии организации, признаваемой большинством сотрудников;

· взаимной выгоды и социальном партнерстве;

· создания атмосферы общности интересов организации и персонала.

7. Простота структуры и скромный штат управления. Это достигается за счет:

· децентрализации управления организацией и создания предпосылок для широкого горизонтального взаимодействия подразделений и сотрудников;

· широкого привлечения сотрудников к групповому процессу принятия решений.

8. Свобода и жесткость одновременно, что подразумевает:

· баланс полномочий, свободы действий и ответственности сотрудников;

· заботу со стороны организации о благополучии сотрудников и дисциплинированность последних.

Контрольные вопросы к теме №2:

1. Достижение внутренних целей позволяет предприятию ...

2. Для предприятия миссия важна, потому что ...

3. Предназначением управляющей подсистемы предприятия является ...

4. Под функцией менеджмента понимается ...

5. Используя алгоритм системного подхода, проведите анализ какой-либо социальной системы

6. С практической точки зрения принципы можно рассматривать как ...

7. Скалярная цепь это ...

8. Назовите пять противоречий принципов А.Файоля.

9. Принцип оптимальности Беллмана гласит ...

10. С точки зрения Г.Эмерсона начальник существует для того, чтобы ...

11. Каким образом первый принцип корпорации IBM “Каждый человек заслуживает уважения” помогает ей зарабатывать деньги?

Тема 3. Процесс и функции менеджмента

Лекция 3. Процесс и функции менеджмента

Основные понятия, включенные в систему тренинг-тестирования:

процесс управления; прогнозирование; планирование; организация; координация; стимулирование; учет и контроль; анализ; технология процесса управления; операция; последовательный метод; параллельный метод; параллельно-последовательный метод; процедура; повторяющиеся процедуры; неповторяющиеся процедуры; информационные процедуры; логико-мыслительные процедуры; организационные процедуры; функция менеджмента; общие функции управления; конкретные функции управления.

Понятие процесса управления

Процесс управления представляет собой последовательность действий работников аппарата управления, направленных на достижение целей организации.

Процесс управления можно рассматривать с различных точек зрения:

1) с содержательной, анализируя сущность (содержание) и последовательность деятельности на каждом из этапов процесса управления;

2) с информационной, анализируя процессы обработки, передачи и хранения информации, происходящие в системе управления;

3) с модельной, используя математические модели описания процесса управления;

4) с критериальной, анализируя преемственность и взаимозависимость целей и критериев оценки деятельности системы управления на различных этапах процесса управления.

При анализе процесса управления с любой точки зрения следует иметь в виду, что он носит циклический, спиралевидный характер. Процесс управления начинается с момента установления взаимосвязей между субъектом и объектом управления и заканчивается только с исчезновением этих взаимосвязей.

Содержательная сторона процесса управления

С содержательной точки зрения в процессе управления можно выделить следующие этапы (см. рис. 3.1): прогнозирование, планирование, организация, координация, стимулирование (мотивация), учет и контроль, анализ.

Прогнозирование представляет собой процесс исследования, направленный на выяснение тенденций развития предприятия и его внешней среды.

Планирование - это процесс разработки планов деятельности и развития предприятия. План, в свою очередь, представляет собой систему, включающую:

1) цели деятельности или развития;

2) описание этапов и способов достижения целей;

3) расчет требуемых для достижения целей ресурсов;

4) показатели, по значению которых можно судить о степени достижения целей и расходе имеющихся ресурсов.

Современные принципы менеджмента - student2.ru

Организация - это процесс расстановки в пространстве и во времени ресурсов, необходимых для достижения целей, и определение способов их интеграции и взаимодействия.

Координация - это регулирование взаимодействия ресурсов в процессе достижения цели.

Стимулирование представляет собой совокупность действий субъекта управления, побуждающих людей делать то, что считает нужным субъект.

Учет и контроль представляют собой фиксацию на каком-либо информационном носителе значений показателей, по которым можно судить о степени достижения цели, о состоянии субъекта и объекта управления и о состоянии внешней среды.

Анализ - это сравнение результатов учета и контроля с запланированными значениями контролируемых показателей.

Информационная сторона процесса управления

С информационной точки зрения процесс управления представляет собой последовательность следующих этапов (см. рис. 3.2):

1) сбор первичной (начальной) информации;

2) ее регистрация, передача и сохранение на информационном носителе;

3) логическая и математическая обработка первичной информации, в результате чего получается синтетическая информация, которая может быть оформлена в виде документа;

4) предоставление синтетической информации субъекту управления;

5) если субъект управления считает, что предоставленной информации достаточно для принятия управленческого решения, то осуществляется переход к пункту (6), в противном случае происходит сбор дополнительной первичной информации, ее регистрация, обработка и предоставление субъекту управления вновь полученной синтетической информации;

6) принятие субъектом управленческого решения;

7) документальное оформление решения;

8) архивизация документов;

9) доведение решения до исполнителей.

После этого исполнители совершают определенные действия, что ведет к изменению состояния управляемого и (или) управляющего объектов, обновлению первичной информации.


Современные принципы менеджмента - student2.ru

Технология процесса управления

Технология процесса управления представляет собой порядок взаимодействия работников аппарата управления, информации и технических средств управления при выполнении какой-либо управленческой деятельности. Если технология процесса управления оформляется документально, то это представляет собой документ, в котором указывается:

1) что должно быть сделано;

2) когда это должно быть сделано;

3) кто это должен делать;

4) какие ресурсы для этого необходимы;

5) по какой методике это должно быть сделано;

6) где это должно быть сделано;

7) как должен быть оформлен результат.

Именно с помощью технологии каждый из этапов процесса управления может быть расчленен на различные операции и процедуры.

Операция является первичным (или минимальным) элементом процесса управления. И под операцией понимается законченное действие, выполняемое вручную или с помощью технических средств и направленное на достижение поставленной цели. В настоящее время выделяют три основных метода сочетания операций друг с другом (см. рис. 3.3):

1) последовательный, когда каждая последующая операция начинается только после завершения предыдущей (наиболее наглядный пример такого сочетания операций - это передача какого-либо распоряжения с выше стоящего уровня управления на ниже стоящие);

2) параллельный, когда различные операции могут выполняться одновременно несколькими исполнителями (примером такого сочетания операций может являться составление балансового отчета предприятия) ;

3) параллельно-последовательный, предусматривающий частичное совмещение операций во времени и пространстве (наиболее наглядный пример такого сочетания операций - это разработка бизнес-плана предприятия.

 
  Современные принципы менеджмента - student2.ru

Совокупность (или группа) логически взаимосвязанных и приводящих к решению какой-либо задачи операций представляет собой процедуру. Процедуры могу быть как формальными, т.е. закрепленными в каких-либо нормативных актах, так и неформальными. Примером формальной процедуры может являться прием на работу нового сотрудника, а пример неформальной процедуры - проведение переговоров с партнера-ми по бизнесу.

Классифицировать операции и процедуры можно по различным критериям.

· Во-первых, их подразделяют на:

- повторяющиеся, постоянно выполняемые работниками аппарата управления, и эти процедуры поддаются измерению, анализу, нормированию и проектированию;

- неповторяющиеся, которые характерны для творческих процессов в управлении.

· Во-вторых, по степени автоматизации выделяют ручные, автоматизированные и автоматические операции и процедуры.

· В-третьих, по содержанию управленческие операции и процедуры подразделяются на:

- информационные, связанные с обработкой, передачей и сохранением какой-либо информации;

- логико-мыслительные, связанные с выработкой и принятием управленческих решений;

- организационные, связанные с кадровой работой, постановкой задач исполнителям и администрированием.

Функция менеджмента

Под функцией менеджмента (управления) понимается вид деятельности работников аппарата управления, основанный на разделении и кооперации управленческого труда, характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект и субъект управления [7, стр.61]. Именно функции управления являются основой для проектирования организационной структуры и разработки технологии процесса управления.

В настоящее время вопрос о классификации функций управления остается открытым, более того открытым остается вопрос о тех признаках, по которым можно проводить эту классификацию. И это не удивительно, поскольку

· во-первых, с течением времени под воздействием экономических, политических и технологических факторов неизбежно меняется содержание управленческого труда;

· во-вторых, существующее многообразие управленческого труда не позволяет подробно рассмотреть всю его совокупность и, поэтому авторы исследований вынуждены либо концентрировать свое внимание на какой-нибудь одной функции управления, подробно ее анализируя, либо искать и анализировать то общее, что присуще труду всех руководителей.

Однако, несмотря на отсутствие единого подхода к классификации функций, большинство авторов выделяют общие, специальные и конкретные функции менеджмента (см. рис. 3.4.).

При рассмотрении процесса управления были выделены его основные этапы, которые, в той или иной степени, присутствуют в деятельности каждого руководителя вне зависимости от его места в управленческой иерархии и свойств объекта управления. Этими этапами являются: прогнозирование, планирование, организация, координация, стимулирование, учет и контроль, анализ.

И эти этапы называются общими функциями управления.


Современные принципы менеджмента - student2.ru

Поскольку в своей деятельности любая организация использует различные ресурсы, то имеет смысл говорить об управлении этими ресурсами. И по виду деятельности работников аппарата управления, связанной с использованием ресурсов предприятия, могут выделяться конкретныефункции управления. Поскольку разные предприятия в своей деятельности могут использовать разные ресурсы в разных объемах, то перечень конкретных функций управления на каждом предприятии будет свой. Вместе с тем наиболее общими из конкретных функций являются:

· управление финансами;

· управление недвижимостью;

· управление активной частью основных фондов (оборудованием);

· управление материальными ресурсами;

· управление персоналом;

· управление продукцией и услугами.

Т.к. каждая конкретная функция - это деятельность и, соответственно, процесс, то имеет смысл выделять этапы (или стадии) этого процесса. Причем каждая стадия управления каким-либо ресурсом представляет собой одну из общих функций управления.

Контрольные вопросы к теме №3:

1. 3.1. Процесс менеджмента это ...

2. 3.2. Назовите обязательные компоненты плана

3. 3.3. В чем разница между организацией как этапа процесса менеджмента и как функции менеджмента?

4. Учет и контроль это ...

5. Анализ это ...

6. Минимальным элементом процесса менеджмента является ...

7. Технология процесса менеджмента включает в себя ...

8. Операции и процедуры процесса менеджмента относятся между собой как ...

9. Классификационным признаком функций менеджмента является ...

10. К общим функциям менеджмента относятся ...

Тема 4. Прогнозирование и планирование как функции менеджмента

Лекция 4. Прогнозирование и планирование как функции менеджмента

Основные понятия, включенные в систему тренинг-тестирования:

прогнозирование сбыта; метод мнений жюри управляющих; метод совокупных мнений работников сбыта; метод ожидаемых запросов потребителей; математические методы; экстраполирование; корреляционный анализ; математическое моделирование; дедуктивный метод; планирование; цель планирования; стратегическое планирование; традиционная деятельность; планирование нетрадиционной деятельности; внутренняя культура; проект; метод поэтапного планирования; диаграмма Гантта; события; операции; сеть; оптимистическая оценка; вероятная; пессимистическая; критический путь; гибкость плана.

Наши рекомендации