Функции управления: “Мотивация”
Мотивация – это процесс стимулирования самого себя для достижения цели.
1. Энтон Мейо – теория
2. Абрахам Маслоу.
Высшие потребности
Потребности (снизу вверх):
5. Самовыражение
4. Успех, карьера.
3. Социальные потребности.
2. Потребность в безопасности.
1. Физиологические потребности.
Количество потребностей Низшие потребности
1 и 2 – первичные потребности.
3, 4 и 5 – вторичные потребности.
Потребности индивидуальны + у каждого человека свои жизненные ценности (которые определяют его потребности), что приводит к разноочерёдности.
3. Дэвид Маклелланд.
Потребности: власть, успех, причастность (без установленной очерёдности).
4. Федор Герцберг.
Потребности:
1. Гигиенические факторы (условия труда)
2. Сама мотивация (мотив – это потребности человека, которые он должен удовлетворить + основное – успех, продвижения по службе, признание, одобрение в работе).
Теории 2,3 и 4 – схожи по направлению и рассматривают «один процесс», но с разных сторон.
Теории, где мотивация рассматривается как процесс последовательных состояний.
1. Теория ожиданий – основана на том, что каждая конкретная личность оценивает возможность совершения ожидаемого события. Рассматриваемый процесс: затраты труда; результаты; вознаграждение; удовлетворённость ими.
2. Теория справедливости – основана на соизмерении вознаграждения с затраченными усилиями и соотношением этого вознаграждения к вознаграждению других людей, выполняющих аналогичную работу.
3. Модель Портера Лоурелра - затраченные усилия → восприятие →полученные результаты → вознаграждение → степень удовольствия. “К удовлетворению ведёт результативный труд”.
Задачи мотивации:
1. Признание труда сотрудника, добившегося значительных результатов.
2. Демонстрация отношения фирмы к высоким результатам труда.
3. Популяризация результатов труда сотрудников, получивших признание.
4. Применение различных форм признания заслуг.
5. Поднятие морального состояния через соответствующую форму признания.
6. Обеспечение процесса увеличения трудовой активности.
Формы и средства мотивации:
1. Материальное возмещение (компенсация) труда.
2. Денежное вознаграждение (премия).
3. Общественное признание.
3.1. Продвижение по службе.
3.2. Отдельный кабинет.
3.3. Ценные подарки.
3.4. Поездки на отдых и т.п.
4. Общественное признание деятельности группы.
4.1. Коллективные поездки.
4.2. Вручение сувениров всем членам коллектива.
4.3. Обед с руководителем.
5. Личное признание руководителя.
5.1. Благодарность.
5.2. Письмо.
5.3. Личное поздравление.
Стимулирование.
Стимулирование – это дополнительная мотивация работника на конкретный временной отрезок или вид работы.
1. Льготы и привилегии (оплата проезда – карточка, машина, бензин).
2. Финансовое содействие, помощь, кредиты, помощь при покупке.
3. Оплата личных потребностей (оплата обучения, выплата стипендий, консультации врачей и юристов, содействие оздоровлению и отдыху, оплата обучения детей).
4. Личная безопасность (льготы, увеличение личной безопасности, медицинское страхование, страхование от несчастных случаев).
5. Пенсионные схемы.
6. Льготы, призванные повысить жизненный уровень работника, участие в привилегиях.
Морально – психологические стимулы:
1. Доверие (свобода планирования работы, гибкий график, самостоятельный выбор решения, свободный доступ к информации).
2. Влияние (участие в оценке вкладов и успехов работников, участие в поощрении, участие в советах, предоставление свободы по реализации инициативы, включение в группы по подведению итогов).
Процесс контроля.
Контроль – это процесс установления отклонений от предусмотренных величин и действий людей в хозяйственной деятельности.
Планирование:
1. Изменение факторов внешней и внутренней среды;
2. Деятельность людей, их ошибки.
Специфика контроля:
С одной стороны – это самостоятельная функция, с другой – элемент каждой общей функции управления.
(Планирование, регулирование, организация).
Контроль выявляет проблемы, ошибки и исправляет их, определяет эффективность, обеспечивает единство целей, предупреждает ошибки.
Объект контроля – это предприятие или организация, все процессы и отдельные элементы системы.
Виды контроля:
1. Предварительный.
2. Текущий.
3. Заключительный.
1. Предварительный контроль – это контроль, который осуществляется до фактического начала работы.
Цель: предупреждение нарушений не целесообразности, необычности действий и решений. Пример: Составление сметы затрат, собеседование с работниками, выработка стандартов качества продукта.
На этом этапе устанавливается необходимость пропорции в планировании и финансировании.
2. Текущий контроль – это процесс, который осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Измеряются фактические результаты, полученные в процессе работ и соизмеряются с запланированными.
Цель: выявить и своевременно просечь нарушения и отклонения.
Основывается на обратной связи.
3. Заключительный контроль (или последующий) – это контроль после того, как работа выполнена. Фактически полученные результаты сравниваются с запланированными.
Цель: Установить результативность, законченность, экономичность, целесообразность. Скрыть упущения и недостатки.
Технология контроля:
1. Выбор концепции контроля.
2. Установление целей параметров, которые надо контролировать (время, контрольный результат).
3. Измерение параметров и сравнение с заданными.
4. Определение отклонений и степени проблематичности.
4.1. Отклонений нет → процесс идёт нормально, корректировки не требуется.
4.2. Отклонения в пределах нормы → зафиксировать и провести анализ отклонений, синхронизировать диагностику отклонений → не превышает;
→ превышает → корректирование плана;
Проблемы контроля:
Люди могут быть ориентированны на удовлетворение стандартов контроля, а не на достижение поставленных целей.
Характеристики эффективного контроля.
Контроль зависит от:
1. Поведения людей.
2. Количества и качества информации.
Характеристики:
1. Ориентация на результаты.
2. Соответствие делу.
3. Своевременность.
4. Гибкость.
5. Простота контроля.
6. Экономичность.
Планирование контроля:
Дата | Приобретен. | Работа | Начало | Окончание | Кому поручил | контроль | ||
А | Б | |||||||
выручка | + (-) | |||||||