Знания и умения выполнять профессиональную работу в управлении

По дисциплине «Менеджмент»

1. Сущность и содержание понятия менеджмент.

2. Основные требования к профессиональным и личным качествам руководителя.

3. Управление рабочим временем руководителя.

4. Роль четырехзвенника: «знают»-«могут»-«хотят»-«успевают» в эффективности управления. Характеристика звеньев.

5. Основные функции управления. Их характеристика.

6. Управление как информационный процесс. Предмет труда, средства труда и результат труда руководителя.

7. Стили управления. Их преимущества, недостатки и области применения.

8. Понятие целевого управления и его организационная сущность.

9. «Дерево целей», как метод решения организационно-управленческих проблем.

10. Теории мотивации

11. Понятие власти и ее формы.

12. Методы управления конфликтами.

13. Внутренняя и внешняя среда предприятия.

14. Основные особенности японской системы управления.

15. Сравнение американской и японской систем управления.

16. Экстраполяционное и целевое направления постановки целей. Их принципиальные различия и значимость для ускорения темпов НТП.

17. Система Ф.У.Тейлора.

18. «Классическая» школа управления (А.Файоль).

19. «Школа человеческих отношений» (Э.Мэйо).

20. «Эмпирическая школа управления».

21. Прогнозирование, его цели и задачи.

22. Принцип временной сменяемости руководителей.

23. Принцип двоецелия решений.

24. Принцип полноты ответственности и принцип единоличного распорядительства.

25. Принцип анализа проблем на адекватность.

26. Планирование как функция управления.

27. Делегирование полномочий.

28. Процесс принятия управленческого решения.

29. Системный и ситуационный подходы в управлении.

1. Сущность и содержание понятия менеджмент.

Сам термин «менеджмент» происходит от древнеанглийского слова “manage” (латинское “manus”) - «рука». Буквально слово manage означало «объезжать лошадей». Будучи связанным с процессом езды, с «управлением» лошадью, смысл слова сохранился в понятии «управление». Оно и определило название целой науки об управлении.

На сегодняшний день в научно-методической литературе по вопросам управления отсутствует единое определение понятия «менеджмент».

Основная проблема здесь заключается в том, что менеджмент можно рассматривать с различных точек зрения: как явление, как процесс, как систему, как отрасль научных знаний, как искусство, как категорию людей, занятых управленческим трудом, или орган управления (см. рис. 1.1).

Как явление менеджмент представляет собой целенаправленное, планомерное воздействие на объект управления со стороны субъекта управления.

Как процесс менеджмент включает в себя ряд последовательных функций. К указанным функциям можно отнести планирование, организацию, регулирование, мотивацию, контроль и учет.

Менеджмент как система представляет собой совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, информация, структура и т.п.

С научной точки зрения менеджмент представляет собой науку, изучающую проблемы управления. Основными задачами менеджмента как науки являются: объяснение природы управленческого труда, установление причинно-следственных связей в управленческих процессах, выявление условий, при которых совместный труд людей оказывается наиболее эффективным. Важность и значимость систематизированных научных знаний об управлении определяется тем, что они позволяют своевременно и качественно управлять текущей деятельностью организации, прогнозировать возможные варианты развития событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и тактику функционирования, грамотно осуществлять постановку целей и задач.

Нередко менеджмент рассматривают как искусство, которое опирается на лежащие в его основе концепции, законы, принципы и методы. Такой подход основан на том, что любая организация, как объект управленческой деятельности, представляет собой совокупность сложных социально-технических систем, на функционирование которых оказывают влияние многочисленные внешние и внутренние факторы.

Менеджмент– это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.

Термин «менеджмент» по сути, является аналогом термина «управление». Но термин «управление» намного шире, т. к. применяется к различным видам человеческой деятельности (управление автомобилем), различным сферам деятельности (управление в неживой природе, биологических системах, в государстве), к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).

Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне отдельной организации, функционирующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении некоммерческих организаций.

Основные требования к профессиональным и личным качествам руководителя.

Менеджер – это наемный работник, занимающийся определенную руководящую должность в данной организации.

Требования к их профессиональной компетенции можно условно разделить на три группы.

знания и умения выполнять профессиональную работу в управлении.

▪ умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;

▪ информированность по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренции, динамики спроса на продукцию;

▪ способность управлять ресурсами, прогнозировать и планировать работу предприятия, владение способами повышения эффективности управления;

▪ умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи.

▪ быть руководителем, а не погонщиком. Это означает, что, решая оперативные вопросы, на 1 место ставить перспективные вопросы развития. «Погонщик» решает в основном оперативные вопросы и видит в этом главное.

Наши рекомендации