Инструкционная карта практического занятия №11
Дисциплина Менеджмент.
Курс ____ группа _____ дата_______
Тема: «Менеджер, его деятельность и личность».
Вид занятия: Практическая работа.
Задачи: Формирование и совершенствование навыка оценки личностно-деловых качеств, необходимых для достижения успеха в бизнесе.
Развивать: склонность и желание руководить в соответствии с принципами социальной справедливости.
Воспитывать: уверенность в себе, способность подчинять личные интересы общим.
Студент должен:
знать: личностные и деловые качества современного руководителя.
уметь: выделять самые значимые положительные способности, необходимые менеджеру, функционирующему в современном российском бизнесе. Уметь организовывать собственное мышление, активно развивать склонность к новым идеям.
Иметь представление: о демократичности управления, о системности,
широте и комплектности тех качеств, которыми должен обладать
современный менеджер, о склонности и способности искать и использовать резервы человеческого фактора в организации.
Оборудование: Инструкционная карта.
Литература: Мескон М. Основы менеджмента, Москва, Дело, 1995, стр. 489-508; Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер, М.: Дело, 1991, стр. 30-42; Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса, М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999, стр. 77-87.
Ход практического занятия.
1. Методические указания по выполнению практической работы. Практическая работа состоит из 3 заданий. На выполнение каждого задания отводится 25 минут рабочего времени. Ответьте на вопросы и сформируйте свое мнение о том комплексе качеств, которыми должен обладать менеджер.
Перед этим повторите теоретический материал по предлагаемым вопросам. Ответьте на заданные вопросы к ситуации письменно. Запишите в тетради дату занятия, тему, вопрос и ответ на него.
2. Выполнение практической работы:
2.1. Актуализация знаний: Ответьте на вопросы (устно):
1. Вспомните, какими деловыми и личными качествами должен обладать менеджер, его систему ориентации в системе общественных ценностей.
2. Что представляют собой способности?
3. Как следует развивать деловые качества менеджера?
4. Какие факторы влияют на создание имиджа менеджера?
5. Какие качества характеризуют лидера?
6. Каким нравственным критериям должен соответствовать руководитель?
7. Вспомните, с чем связано проявление деловых и волевых качеств менеджера?
2.2. Выполнение практической работы:
- Изучите задание.
- Ответьте на вопросы письменно.
Задание №1
Одним из ключевых вопросов управления в бизнесе был и остается вопрос - кто такой хороший менеджер? На протяжении многих лет он оставался путеводной нитью при выяснении, как достичь успеха. Внимание при этом концентрировалось на личных качествах руководителя. Так, Конфуций исходил из того, что руководитель, прежде всего, обладает тонким и глубоким проникновением в характеры и чувства своих соратников. Греки во времена Гомера видели следующие четыре качества, необходимые идеальному руководителю: 1.Мудрость Нестора;2.Справедливость Агамемнона; 3. Хитрость Одиссея; 4. Энергичность Ахиллеса.
Гомер подчеркивал, что в действительности идеального руководства не существует, к нему можно только приблизиться, когда различные руководители - каждый с присущими ему качествами - будут целенаправленно работать вместе. При этом руководитель обязан постоянно помнить о своих сильных и слабых сторонах; в противном случае он может пасть жертвой своего высокого положения.
В конце 20 века некоторые ученые полагали, что для современного менеджера необходимы:
- физические качества - активность, энергичность, здоровье, сила;
- личностные качества - приспособляемость, уверенность в себе, авторитетность, стремление к успеху;
- интеллектуальные качества - ум, умение принять нужное решение, интуиция, творческое начало;
- способности - контактность, легкость в общении, тактичность, дипломатичность.
Однако с этим мнением немало ученых и практиков не соглашаются, высказывая следующие соображения:
- обладание менеджером перечисленных выше качеств еще не гарантирует эффективность руководства;
- всем отмеченным требованиям удовлетворяет только небольшое число людей;
- данный подход предполагает, что «руководителями рождаются»;
- хорошо руководить нельзя (или практически нельзя) научиться.
К этому можно было бы добавить и ряд других возражений. Продумайте и сформулируйте систему тех качеств, которыми должен обладать современный менеджер.
Подчеркните, какими еще достоинствами обязан располагать российский менеджер, действующий на нашем рынке.
Задание №2.
Признано, что в идеале менеджер должен обладать следующими качествами:
- глубокое знание всего того, что связано с функционированием и развитием рыночной экономики;
- политическая зрелость, т.е. умение учитывать политические последствия решений;
- склонность и способность искать и использовать резервы человеческого фактора в предпринимательстве;
- умение эффективно использовать лучшие достижения научно-технического прогресса;
- приоритет общественных интересов, т.е. готовность на определенном этапе отказаться от личных выгод ради достижения общественно значимых целей;
- психологическое образование;
- склонность и желание руководствоваться принципами социальной справедливости;
- умение принимать на себя ответственность;
- способность критиковать с пользой для дела и воспринимать критические замечания;
- постоянно проявлять инициативу и предприимчивость;
- деловитость (умение не делать бесполезных дел);
- стремление преодолевать препятствия, проявлять волю и гибкость;
- логическое мышление;
- способность в интересах дела использовать предложения, противоположные собственной позиции;
- стрессоустойчивость, как средство защиты от перегрузок с помощью эффективных методов работы.
Оцените весь комплекс качеств, которыми должен обладать идеальный менеджер, и подготовьте ответы на следующие вопросы.
1. Достаточно ли полон на Ваш взгляд, приведенный перечень? Не нужно ли в него чего-либо добавить?
2. Нет ли в этом наборе, по вашему мнению, чего-либо лишнего?
3. Какие дополнительные качества необходимы менеджеру, функционирующему в современном российском бизнесе?
Задание №3.
В работе менеджера особую роль играет рациональность мышления. Диалектику мыслительного процесса современного российского менеджера можно охарактеризовать следующими чертами:
- панорамность мышления (системность, широта, комплексность) и профессиональная предметность (знание деталей и тонкостей управления);
- умение понимать, принимать и использовать точки зрения, позиции, мнения, противоположные собственным и, одновременно, проведение своей принципиальной линии;
- противодействие неделовому нажиму сверху без попадания в оппозицию к руководству;
- умение не соглашаться, не становясь при этом неприятным;
- склонность к новым идеям и достижениям, способность отличить их от прожектерства;
- -способность рисковать (принимать решения, действовать без уверенности последствий в позитивности последствий в принятии этих решений и действий).
Продумайте ответы на следующие вопросы:
1. Согласны ли вы с положениями, изложенными выше или у вас имеются аргументированные возражения по отдельным позициям? В последнем случае подготовьте систему доказательств выдвигаемых вами положений.
Чем отличается от идеала ваша собственная система мышления? Какие черты современного мышления менеджера вы считаете необходимым в себе развивать?
3. Контроль: подготовить тетрадь с письменными ответами для сдачи на проверку.
4. Задание на дом (вариативно): доработать результаты практической работы, подготовить ее для сдачи на проверку.