Проблема определения эффективности исследований в менеджменте
Поскольку понятие «эффект» – весьма общее понятие, которое означает результат действия, производимого кем-либо или чем-либо, следствие чего-нибудь, то и понятие «эффективность» в области экономики столь же общее, широкое понятие.
Как уже было сказано, эффективность – это весьма широкое экономическое понятие, которое не имеет в настоящее время какого-то единого общепризнанного определения. В экономико-математическом словаре Л.И. Лопатникова предложено под эффективностью понимать возможную (важнейшую, но не единственную) характеристику качества некоторой системы, в частности, экономической. Более конкретно – ее характеристику с точки зрения соотношения затрат и результатов функционирования системы. В зависимости от того, какие затраты и особенно — какие результаты принимаются во внимание, можно говорить об экономической, социально-экономической, институциональной, социальной, экологической эффективности [22]. Однако границы между этими понятиями расплывчаты и вокруг них ведутся активные дискуссии, как отмечает автор.
Во вставке 4 приведена выдержка из словаря Л. И. Лопатникова, в которой даны определения экономической эффективности. Из определений четко видно, что даже в рамках понятия «экономическая эффективность» единства понимания не достигнуто. Поэтому в любой исследовательской работе понятие эффективности исследования должно быть максимально конкретизирвано и aформально зафиксировано еще на этапе подготовки исследовательской программы.
Вставка 4. Понятие «экономическая эффективность» (выдержка из словаря Лопатникова Л. И. [22]) ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ [economic efficiency] — частный случай эффективности; может трактоваться двояко. 1. Способность системы (не только экономической системы, но и иной, напр. технической, социальной) в процессе ее функционирования производить экономический эффект (потенциальная эффективность) и действительное создание такого эффекта (фактическая эффективность). …. 2. Ситуация, когда невозможно изменить распределение ресурсов так, что один из субъектов экономики улучшит свое положение, а другой не ухудшит — это называется эффективностью по Парето …... При функционировании экономических систем всегда наблюдается некоторый разрыв между их потенциальной и фактической эффективностью, что свидетельствует о действии тормозящих факторов (своего рода трения), если (вслед за венгерским экономистом Я. Корнаи) использовать здесь физическую терминологию. Такими факторами являются неоптимальное распределение ресурсов, несовершенство экономических стимулов, недостаточное качество выполнения принимаемых решений, завышенные лаги реализации капиталовложений и др. Учет «трения» надо считать существенным условием адекватности и практической ценности экономико-математических моделей. 3. Способность системы производить при ее изменении (и при изменении условий ее функционирования) больший экономический эффект, чем в других условиях, а также реализация этой способности. Иными словами, здесь речь идет об эффективности изменения системы. При рассмотрении в динамическом аспекте эффективность изменений обычно выявляется из сопоставления с некоторыми исходными, начальными условиями. 4. Количественно определенная характеристика указанной в пп. 1 и 3 способности в принципе дающая возможность: а) сопоставления эффективности одной системы в разных условиях; б) сравнения эффективности разных систем между собой; в) определения так называемой абсолютной эффективности, что, однако, является еще далеко не разрешенной задачей, ибо требует не только надежного измерения экономических величин, но и согласованной, общепринятой точки отсчета. В этом смысле применяются, напр., термины “эффективность хозяйственных решений (мероприятий)”, “эффективность производства”. Следует подчеркнуть, что в отличие от экономического эффекта Э. э. в этом значении — не абсолютная (эффект за определенный период), а относительная величина: наиболее распространенный способ ее определения заключается в делении величины эффекта на величину затрат (эффект на единицу затрат). Отсюда при прочих равных условиях чем больше экономический эффект (или результаты) и меньше примененные для этого ресурсы, тем выше эффективность системы. Уровень эффективности — важнейшая характеристика качества системы и качества решений (действий), изменяющих ее. Вариант функционирования экономической системы, обеспечивающий наибольшую ее эффективность в данных условиях (при заданных ограничениях), является оптимальным. 5. Наряду с общей эффективностью функционирования системы (пп. 1—4) рассматривается частная эффективность ее отдельных частей и факторов, воздействующих на нее. Мерой частной эффективности является ее вклад в общую эффективность (см. Эффективность факторов производства, Эффективность капитальных вложений, Предельный эффект затрат, Производительность труда, Фондоотдача). Понятие «эффективность экономической системы» часто отождествляют с понятиями оптимальности и интенсивности. Однако эффективность является синонимом оптимальности лишь в том случае, если качество системы оценивается по критерию ее эффективности, а не по иным критериям (напр., по скорости роста, по обеспечению социальной справедливости и т. п.). В этом случае соответственно критерий оптимальности — то же, что критерий эффективности. Понятие интенсивности функционирования экономической системы также не полностью совпадает с понятием ее Э. э., ибо означает степень реализации потенциальной Э. э. на том или ином этапе, т. е. сокращение того «трения», о котором говорилось в п. 2. Впрочем, есть авторы, которые именно это сокращение называют Э. э. системы, что вряд ли обоснованно |
Исследовательская работа студента должна иметь научную и практическую эффективность. Научная эффективность исследования предполагает получение результата исследовательских работ в виде дополнительного научного знания. Практическая эффективность исследования предполагает получение результата исследовательских работ (исследовательского проекта), в виде положительной разности между достигнутым результатом и затратами на его достижение. Практическая эффективность может проявляться в различных областях - экономической, социально-экономической, институциональной, социальной, экологической и др.
Таким образом, экономическая эффективность исследовательского проекта – один из основных критериев принятия управленческого решения на основе предложений, которые содержатся в данном проекте. Он определяется как разность экономических результатов, достигнутых в вследствие использования предложений исследовательской работы и затрат на их проведение. Экономическая эффективность может исчисляться экономией времени, материальных, трудовых, денежных и других ресурсов, уменьшением трудоемкости, повышением уровня качества, увеличением объемов производства и реализации продукции и услуг, ускорением оборачиваемости средств и т. п.
При определении социально-экономической эффективности системы следует учитывать комплекс показателей, в первую очередь, общечеловеческие требования, направленные на обеспечение необходимой безопасности каждого потребителя, всего общества, их экологического благополучия, а также научно-технического развития человечества.
Очевидно, что подход с тоски зрения социально-экономической эффективности должен стать приоритетным по сравнению со стремлением только к экономической эффективности. «Вместе с тем в условиях рыночных отношений, при невозможности обеспечить преимущества перед конкурентами в части экономического эффекта (при бесспорном выполнении требований по безопасности, экологичности, социальной и научно-технической направленности), следует принимать более рациональные решения по управлению. Таким образом определение эффективности исследований системного управления должно основываться на принципах и подходах, учитывающих общечеловеческие ценности и адаптированных к условиям рыночных отношений» [27; 41].
Эффекты от разработки и использования предложений исследователя могут быть фактическими или потенциальными, могут иметь форму научно-технического, социального, экологического и других предложений. Но для качественной оценки общей эффективности исследовательского проекта любой результат исследования необходимо оценить в стоимостном выражении. Если это невозможно сделать на основе метода измерений, то должны быть применены другие методы, в том числе методы экспертной оценки.
Видами и источниками эффектов могут быть самые различные системы и процессы исследуемого объекта. В таблице 19 приведен пример видов эффектов и источников повышения эффективности функционирования и развития социально-экономической системы.
Таблица 19
Виды эффектов и источники повышения эффективности функционирования и развития социально-экономической системы
Виды эффектов | Источники повышения эффективности |
Социальные | Активное содействие персонала повышению качества стратегического планирования и принятия управленческих решений на предприятии |
повышение квалификации управленческого и производственного персонала, что приводит к снижению его численности | |
повышение уровня безопасности производственных процессов | |
повышение степени удовлетворения социальных и духовных потребностей работников и, как следствие, снижение текучести кадров | |
улучшение структуры производственного процесса, как следствие, повышение качества коммуникаций | |
Экологические | Уменьшение загрязнения окружающей среды |
повышение экологичности выпускаемой продукции и оказываемых услуг | |
снижение отходов производства | |
повышение эргономичности производства | |
Научно-технические | Увеличение количества рационализаторских предложений и зарегистрированных авторских свидетельств |
повышение коэффициента автоматизации производства | |
повышение автоматизации документооборота | |
Экономические | Прибыль от внедрения изобретений, патентов, ноу-хау |
прирост объема продаж | |
сокращение срока окупаемости инвестиций | |
улучшение использования ресурсов, рост производительности труда | |
повышение фондоотдачи | |
снижение затрат на управление | |
уменьшение потерь от окончательного брака готовой продукции | |
снижение трудоемкости производственных процессов | |
уменьшение суммы штрафов за поставку недоброкачественной продукции и выплат по рекламациям | |
уменьшение расходов на гарантийное обслуживание и ремонт | |
повышение прибыли за счет улучшения ассортимента изготовленной продукции |
Вопросы и задания для самоконтроля
1) Что такое эффективность? Какие виды эффективности сегодня учитывают при формировании программ и планов исследования?
2) Охарактеризуйте экономическую эффективность.
3) Какие виды эффективности должна обеспечивать студенческая работа?
4) В чем состоит научная эффективность студенческой работы?
5) В чем состоит практическая эффективность студенческой работы?
6) Охарактеризуйте экономическую эффективность как один из основных критериев принятия управленческого решения на основе предложений, которые содержатся в данном следовательском проекте.
7) Чем характеризуется социально-экономическая эффективность системы и почему многие авторы считают ее сегодня приоритетной перед экономической эффективностью?
8) Что необходимо для качественной оценки общей эффективности исследовательского проекта?
9) Охарактеризуйте источники повышения социальной эффективности.
10) Какие вам известны источники повышения экологической эффективности?
11) Перечислите источники научно-технической эффективности предприятия, региона.
12) Каковы основные, на ваш взгляд, источники экономической эффективности предприятия?
Практические задания
Определите наиболее значимые виды эффектов для выбранного вами объекта исследования, а также источники повышения его эффективности.