Актуальность научного исследования
Научное исследование должно предварять определение потребности или, другими словами, актуальности, что предполагает обязательную характеристику остроты и необходимости решения соответствующих проблем и задач. В настоящее время под актуальностью темы исследования понимают степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблем, вопросов или задач [31. С. 15].
Освещение актуальности должно быть сжатым. Как правило, достаточно 1—2 страниц, или даже менее. Оно должно четко задавать направление исследований.
Для обоснования актуальности необходимо понять и охарактеризовать противоречие в исследуемой области менеджмента.
Научное противоречие – это важнейшая логическая форма развития научного познания. Противоречие представляет собой диалектическое взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира и познания [4]. Категория противоречия выражает сущность закона единства и борьбы противоположностей и является движущей силой формирования нового научного знания. Так, один и тот же процесс (например, процесс управления организацией производственного цикла) различные теории рассматривают с разных теоретических позиций и делают разные выводы и рекомендации.
Еще один этап научного исследования – формулирование проблемы, обуславливаемой установленным противоречием. Отметим, что не всякая проблема является следствием противоречия, но всякое противоречие порождает проблему.
Понятие «проблема» может быть использовано в широком (общеупотребительном) смысле – как синоним слов «задача», «дело», «вопрос», «трудность», «предмет внимания», «осложнение», «положение», «затруднение», «предмет обсуждения», «препятствие», и т.п. В научном же смысле, «проблема» – это объективно возникающий в ходе развития научного познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес [21. С. 27]. Это осознание невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного научного знания и опыта. Проблема осознается как такая противоречивая ситуация, в коей имеются противоположные позиции при объяснении одних и тех же объектов, явлений и отношений между ними. Это не формально-логическое, но диалектическое противоречие внутри единого предмета, явления или процесса, как бы раздваивающее их на противоположности и требующее построения теории, которая может разрешить данное противоречие. Разрешение противоречий, составляющих стержень проблемы, выступает источником развития научных теорий [9].
Таким образом, в научном исследовании проблема есть осознание, констатация недостаточности достигнутого в рамках объекта исследования уровня знаний, что является либо следствием открытия новых фактов, связей, законов, обнаружения логических изъянов существующих теорий, либо следствием появления новых запросов образовательной практики, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний, движения к новым научным знаниям [51].
Приведем пример возникновения научных противоречий в области менеджмента, которые ведут к возникновению проблем. Идентификация противоречий дает возможность развить теорию менеджмента и решить соответствующие проблемы.
Согласно теории корпоративного управления основными целями формирования предпринимательского объединения в форме корпорации являются:
· увеличение рыночной доли;
· повышение качества товаров;
· снижение издержек по сравнению с конкурентами;
· расширение ассортимента продуктов и повышение их привлекательности;
· укрепление репутации перед потребителями;
· повышение качества обслуживания;
· расширение применения инноваций;
· укрепление конкурентных позиций на международном уровне;
· рост доходов;
· рост дивидендов;
· увеличение доходов на инвестируемый капитал;
· повышение кредитного и облигационного рейтингов;
· рост потоков наличности;
· повышение курсов акций;
· улучшение и оптимизация структуры источников доходов.
На основе этого убеждения (для достижения указанных целей) предприниматели могут создать корпорацию. Но на практике может быть установлено (проблема), что данные цели далеко не всегда могут быть достигнуты путем организации корпорации и применения приемов корпоративного управления. Для решения проблемы может оказаться необходимым рассматривать перспективы достижения этих целей не столько с точки зрения повышения эффективности внутренней среды организации, сколько с точки зрения работы с факторами внешней, деловой среды организации. Так, для достижения отдельных из перечисленных целей было бы более эффективным создание других форм предпринимательских организаций или работа с органами власти над совершенствованием деловой среды региона. То есть речь идет о принятии принципиально других управленческих решений, например, на уровне муниципального или регионального управления, а не на уровне организации (противоречие). Противоречие в данном случае заключается в том, что имеются разные теории, которые предлагают различные средства для решения одной и той же проблемы. И управленческая задача состоит в том, чтобы выбрать правильную методологическую основу для решения конкретной проблемы (например, для расширения применения инноваций в конкретном технологическом процессе).
Правильное определение проблем и идентификация противоречий, их породивших, позволит разработать теоретические предложения в области менеджмента предпринимательских организаций. А решение конкретных практических проблем будет свидетельствовать о разрешении соответствующего противоречия. Охарактеризовав противоречия и проблемы, актуализирующие исследование, необходимо провести краткий обзор того, что сделано предшественниками для их разрешения, что осталось нераскрытым, и что предстоит сделать.
Далее нужно охарактеризовать цель и задачи, которые должэн решить менеджер-исследователь для преодоления проблем управления организацией соответствующей социально-экономической системы.
Вопросы и задания для самоконтроля
1) Охарактеризуйте общий смысл актуальности как компонента научного исследования.
2) Что такое научное противоречие? Приведите пример. Почему научное противоречие должно найти свое отражение в актуальности?
3) Что такое проблема в научном смысле?
4) Охарактеризуйте взаимоотношение научного противоречия и проблемы в научном смысле.