Понятие методологии научной деятельности в менеджменте

Г. Я. Белякова, Л. Р. Батукова, С. А. Беляков

Методология научных исследований в менеджменте.

Рекомендовано Федеральным государственным научным учреждением «Институт проблем непрерывного образования» Российской академии образования в качестве учебного пособия для магистрантов по программе подготовки 1504000.68.00.04 «Современные технологии в управлении наукоемким производством металлургического комплекса». Может быть использовано для подготовки бакалавров, обучающихся по укрупненной группе специальностей 080000 «Экономика и управление», 14.03.2013г.

Красноярск

СФУ

УДК 336.761(07)

ББК 65.264я(73)

Б 448

Рецензенты:

доктор экономических наук, профессор В. И. Лячин

(ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф.Решетнева);

доктор экономических наук, профессор А. Н. Чаплина

(ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет)

Белякова, Г.Я.

Б 448 Методология научных исследований в менеджменте: учеб. пособие/ Г.Я. Белякова, Л.Р. Батукова, С.А. Беляко. – Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2013. – 128 с.

В пособии представлен теоретический и практический материал по дисциплине «Методология исследований в менеджменте», может быть использовано при изучении дисциплины «Методы исследований в менеджменте», содержит перечень тем для изучения и практических заданий для выполнения на семинарах и самостоятельной работы, а также перечень контрольных вопросов, список литературы по темам.

Предназначено для магистрантов, обучающихся по программе подготовки 1504000.68.00.04 «Современные технологии в управлении наукоемким производством металлургического комплекса».

ISBN 978–5–7638–2808–5

УДК 336.761(07)

ББК 65.264я(73)

© Сибирский

федеральный

университет, 2013

Оглавление

1. Структурные основы научных исследований в менеджменте. 6

1.1. Понятие методологии научной деятельности в менеджменте. 6

1.2. Объект и предмет научного исследования в менеджменте. 10

1.3. Актуальность научного исследования. 15

1.4. Тема, цель и задачи исследования. 19

2. Общая характеристика методов исследования систем управления в менеджменте 23

2.1. Понятие научного метода в менеджменте. 23

2.2. Системный подход как основа методологии системного анализа. 32

в менеджменте. 32

2.3. Модель реализации системного анализа в менеджменте. 46

2.4. Методы системного анализа систем управления. 51

3. Методы системного анализа наиболее активно используемые в исследованиях систем управления в менеджменте.. 54

3.1. Эмпирические методы в исследовании систем управления. 54

Наблюдение. 54

Опросы.. 58

Изучение документации. 62

Метод сравнения. 65

Метод измерений. 67

Эксперимент.. 69

3.2. Комбинированные логико-интуитивные методы исследования систем управления. 74

Моделирование. 74

Метод сценариев. 79

Метод Дельфи. 85

Дерево целей. 86

4.Планирование и организация исследований.. 93

в области систем управления.. 93

4.1. Планирование исследований в области систем управления. 93

4.2. Проблема определения эффективности исследований в менеджменте. 99

4.3. Оценка проведения исследований в менеджменте. 104

Приложения. 107

Приложение 1. 107

Приложение 2. 111

Приложение 3. 112

Приложение 4. 115

Ключи к заданиям... 121

Список литературы: 123

Введение

Значимость навыка исследовательской деятельности в условиях повышающейся сложности и изменчивости внешней среды возрастает год от года. Специалисты в области менеджмента должны обладать знаниями, умениями и навыками исследователя. Квалифицированное проведение исследовательских работ способствует развитию теории и практики менеджмента, создает условия более эффективного функционирования и развития социально-экономических объектов.

Дисциплина «Методология исследований в менеджменте» является одной из основных для студентов, обучающихся по программе подготовки 1504000.68.00.04 «Современные технологии в управлении наукоемким производством металлургического комплекса». Она основывается на материалах курсов «Философия и методология науки», «Менеджмент», «Системный анализ», «Информационные системы управления» и ряде других, являясь базой для усвоения специальных дисциплин в области управления, а также для ряда элективных дисциплин.

Предметом данной дисциплины выступают компоненты методологии исследований в области менеджмента, организация их подсистемы и процессов. Цель изучения данной учебной дисциплины – дать студентам знания, умения и навыки планирования и организации проведения исследований в области менеджмента.

Сфера использования полученных при изучении курса знаний, умений и навыков распространится (полностью или частично) на многие объекты менеджмента национальной экономики, в том числе предприятия, региональные системы, товарные рынки.

Приобретение студентами и слушателями соответствующих знаний, умений и навыков должно позволить им на достаточно высоком научно-методическом уровне исследовать различные проблемы в области организации социально-экономических систем.

Структурные основы научных исследований в менеджменте.

Понятие методологии научной деятельности в менеджменте

Востребованность логической организации научной деятельности, обширность объектов научного исследования обусловили появление различных подходов к определению понятия «методология». Ряд определений представлен в табл. 1.

Таблица 1

Определения понятия «методология»

Определение Источник
«Методология (от «метод» и «логия») – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности» Советский энциклопедический словарь
Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе Философский энциклопедический словарь
Методология (от «метод» греч. – слово, понятие, учение), система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Первоначально М. была неявно представлена в практических формах взаимоотношений людей с объективным миром. В дальнейшем она вычленяется в спец. предмет рационального познания и фиксируется как система социально апробированных правил и нормативов познания и действия, которые соотносятся со свойствами и законами действительности Философская энциклопедия
Методология (от метод и ... логия), учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. М. в этом широком смысле образует необходимый компонент всякой деятельности, поскольку последняя становится предметом осознания, обучения и рационализации. Методологическое знание выступает в форме как предписаний и норм, в которых фиксируются содержание и последовательность определённых видов деятельности (нормативная М.), так и описаний фактически выполненной деятельности (дескриптивная М.). В обоих случаях основной функцией этого знания является внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования какого-то объекта. В современной литературе под М. обычно понимают прежде всего М. научного познания, т. е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. БСЭ, 1969—1978

В целом данные определения дают основания понимать под методологией учение об организации деятельности [31]. Когда мы говорим о методологии наук, то методология предстает перед нам, как учение об организации деятельности в области формирования научного знания, проведения научных исследований и использования научного знания в ненаучных видах деятельности.

В Большой советской энциклопедии достаточно четко выделены основные этапы становления методологии науки (вставка 1).

Вставка 1. Этапы становления методологии, как области научного знания   Зачатки методологических знаний обнаруживаются уже на ранних ступенях развития культуры. Так, в Древнем Египте геометрия выступала в форме методологических предписаний, которые определяли последовательность измерительных процедур при разделе и перераспределении земельных площадей. Специальной разработкой проблемы условий получения знания начинает заниматься древнегреческая философия; наиболее значительный вклад в анализ этой проблемы внёс Аристотель, который рассматривал созданную им логическую систему как "органон" — универсальное орудие истинного познания. В целом, однако, вплоть до нового времени проблемы М. не занимали самостоятельного места в системе знания и включались в контекст натурфилософских или логических рассуждений. Родоначальником М. в собственном смысле слова является английский философ Ф. Бэкон, впервые выдвинувший идею вооружить науку системой методов и реализовавший эту идею в "Новом органоне". Для последующего развития М. огромное значение имело также обоснование им индуктивного, эмпирического подхода к научному познанию. С этого времени проблема метода становится одной из центральных в философии. Первоначально она целиком совпадает с вопросом об условиях достижения истины, а её обсуждение сильно отягощено натурфилософскими представлениями. Опираясь на правильный сам по себе тезис о том, что к истинному знанию ведёт лишь истинный метод, именно этот последний и пытаются сразу отыскать многие философы нового времени. При этом они полагают, что единственно истинный метод просто скрыт от непосредственного наблюдения и его надо лишь открыть, сделать ясным и общедоступным. Логическая структура метода ещё не является для них проблемой. Следующий шаг в развитии М. делает французский мыслитель Р. Декарт: сформулировав проблему познания как проблему отношения субъекта и объекта, он впервые ставит вопрос о специфичности мышления, его несводимости к простому и непосредственному отражению реальности; тем самым было положено начало специальному и систематическому обсуждению процесса познания, т. е. вопроса о том, как достижимо истинное знание — на каких интеллектуальных основаниях и с помощью каких методов рассуждения. М. начинает выступать как философское обоснование процесса познания. Другая линия специализации М. связана с английским эмпиризмом, прежде всего с учениями Дж. Локка (выдвинувшего сенсуалистическую теорию познания) и Д. Юма (обосновавшего эмпиризм путём критики теоретического знания с позиций скептицизма): здесь получили свою философскую опору усиленные поиски методов опытной науки. Вплоть до немецкого философа И. Канта, однако, проблемы М. тесно переплетались с теорией познания. Кант впервые обосновал особый статус методологического знания, проведя различие между конститутивными и регулятивными принципами познания, т. е. между объективным содержанием знания и формой, при помощи которой оно организуется в систему. Этим было положено начало анализу познания как специфической деятельности со своими особыми формами внутренней организации. Эту линию продолжил И. Фихте, философия которого была попыткой построить универсальную теорию деятельности, а своей вершины в идеалистической философии она достигла в системе Г. Гегеля, по существу представляющей собой М. рационализированной деятельности абсолютного духа и производной от неё (по Гегелю) деятельности человеческого познания. Объективно важнейший результат, полученный немецким классическим идеализмом в изучении проблем М., состоял в подчёркивании роли диалектики как всеобщего метода познания и духовной деятельности вообще. Именно этот результат был удержан и коренным образом переработан на материалистической основе в марксистско-ленинской философии. Создание диалектического материализма и завершило формирование философских основ научной М. Возникнув в условиях широкого развития науки, когда теоретическое естествознание начало решительно освобождаться от натурфилософских умозрений, и опираясь на конкретно-научное изучение основных форм движения материи, диалектический материализм стал философией нового типа — наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, а в качестве таковой — общей М. научного исследования. Важнейшая особенность марксистско-ленинской М. состоит в том, что она выступает орудием не только теоретического познания, но и революционного. преобразования действительности на началах научного коммунизма. В силу этого философия марксизма-ленинизма впервые воплотила идеал всеобщей М. деятельности общественно развитого человека. Органическое соединение научно-теоретической и практической направленности позволяет марксизму-ленинизму играть всё возрастающую роль в социальной практике и духовно-культурной жизни, выступая в роли универсальной, всеобщей М. Для развития науки в XX в. характерен быстрый рост методологических исследований и повышение их удельного веса в общем массиве научного знания. Этот процесс имеет своим источником два основания. Во-первых, научное познание осваивает всё более сложные объекты действительности, природной и социальной, что ведёт к возрастанию уровня его абстрактности и уменьшению наглядности; в результате этого вопрос о средствах исследования, о принципах подхода к объекту изучения становится одним из центральных и занимает относительно самостоятельное место в системе познавательной деятельности. Во-вторых, в условиях современной научно-технической революции занятие наукой превращается в массовую профессию, а это требует детализированной регламентации труда исследователей на различных уровнях, чтобы обеспечить стандартную форму представления научного результата. Оба эти обстоятельства решающим образом стимулировали развитие исследований в области М. как "вглубь", т. е. в сторону всё более обстоятельного раскрытия основных принципов и форм научного мышления, так и "вширь" — в сторону скрупулёзного и специального конструирования системы средств научного познания. В итоге современная наука располагает мощным арсеналом весьма разнородных средств, предназначенных для решения задач самого различного характера. В свою очередь, это породило новую методологическую ситуацию: приступая к исследованию, современный научный работник нередко оказывается перед необходимостью выбора наиболее эффективного методологического средства (или их совокупности) из некоторого их набора. Наконец, особый круг проблем М. создаёт чрезвычайно характерное для современного научно-технического развития тесное переплетение элементов науки и практики при решении крупных комплексных проблем (типа космических проектов, мероприятий по защите среды и т.п.); при этом возникает необходимость не только связать воедино усилия специалистов разного профиля, построив для этого соответствующий предмет изучения (т. е. комплексную, синтетическую модель объекта), но и объединить в одной системе научно-теоретические представления и решения, получаемые интуитивно-практическим путём в условиях принципиальной неполноты и неопределённости информации об объекте [4]

Таким образом, становление методологии науки началось с формирования представлений о философских основах научно-познавательной деятельности. Современная методология науки — это внутренне дифференцированная область научного знания, объединяющая специализированные учения об организации конкретных направлений деятельности по формированию научного знания в разных областях бытия.

С учетом понятия методологии науки методологию менеджмента можно охарактеризовать как учение об организации научной, исследовательской и практической деятельности в области менеджмента.

Методология менеджмента включает определение и характеристику основных компонентов научного исследования – объекта и предмета анализа, цели и задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для решения поставленных задач, а также «формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения задачи» [4]. Методология менеджмента определяет структуру, логическую организацию, методы и средства исследования и организации практической деятельности в области менеджмента.

Процесс научного исследования, который лежит в основе научно-исследовательской деятельности, представляет собой процесс изучения четко определенного феномена действительности с целью получения нового научного знания. Наиболее важными этапами процесса научно-исследовательской деятельности в менеджменте являются:

· постановка проблемы и определение актуальности исследования (важно, чтобы на данном этапе исследователь не сконцентрировался на решении псевдопроблем);

· определение объекта и предмета исследования;

· определение целей и задач исследования;

· разработка концепции исследования, выбор методов исследования;

· проверка полученного результата с точки зрения его истинности, т. е. соответствия объекту изучения.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1) Что такое методология как категория современной науки в целом?

2) Охарактеризуйте основные этапы становления методологии науки.

3) Что такое методология менеджмента, какие вопросы она решает?

4) В чем основная цель научного исследования?

5) Перечислите и охарактеризуйте наиболее важные этапы процесса научно-исследовательской деятельности в менеджменте.

Наши рекомендации