Виды ответственности в менеджменте
Лауреат Нобелевской премии Милтон Фридман (1912-2006) подчеркивал, что роль бизнеса в обществе состоит в использовании энергии предпринимателей, менеджеров, других работников, а также ресурсов в деятельности, которая направлена на увеличение прибыли при условии выполнения правил игры (законодательных актов, честного слова и т.п.) и участия в открытой конкурентной борьбе без обмана и мошенничества.
Кроме осуществления непосредственной производственно-хозяйственной деятельности, перед предпринимателями и менеджерами возникают проблемы ответственности перед обществом и этики. Каждая организация использует в своей деятельности материальные, финансовые и трудовые ресурсы государства и потому несет ответственность перед обществом.
В менеджменте выделяют пять видов ответственности – юридическую, информационную, корпоративную, финансово-экономическую и социальную.
Юридическая ответственность –это выполнения конкретных государственных законодательных актов, инструкций, норм и т.п., которые регламентируют границы и принципа деятельности организации.
Информационная ответственность –это предоставления правдивой и честной информации средствам массовой информации, при осуществлении рекламной деятельности, при переговорах с партнерами и т.п.
Корпоративная ответственность –это ответственность перед работниками и основателями предприятия относительно использования ресурсов (финансовых, материальных, трудовых, энергетических, информационных и т.п.), распределения прибылей, выдвижение на руководящие должности и т.п.
Финансово-экономическая ответственность –это использования «чистых» источников финансирования, своевременные выполнения договорных обязательств и выплата заработной платы, проводка обоснованного учета, экономического анализа и т.п.
Социальная ответственность –это добровольная реакция на социальные проблемы общества со стороны организации.
Признание предпринимателями и менеджерами социальной ответственности и их реагирование имеет свои преимущества и недостатки. Социальная ответственность создает такие преимущества:
1) обеспечивает долгосрочные перспективы;
2) меняет нужды общества;
3) помогает решать социальные проблемы, в том числе и своих работников;
4) формирует нормы морали в самой организации;
5) создает доброжелательные отношения между предпринимателями (менеджерами) и другими членами общества и т.п.
Составляющей социальной ответственности организации есть социальное поведение, которое называют интеграционной стратегией завоевания общественного доверия. Если предприятие хочет завоевать доверие общества, то ему необходимое сознательное и активное поведение, которое ориентируется на общественные запросы, а именно ответственное, коммуникативное, инновационное поведение.
Ответственное поведение (способность предприятия отвечать на запросы до тех пор, пока эту проблема не будет решено) базируется на таких аспектах:
· ответственность за роль предприятия в обществе (ответственность за удовлетворения определенных нужд общества);
· ответственность предприятия за способности (предприятие берет на себя ответственность относительно проблем, которые оно в возможности решить);
· причинная ответственность (предприятие должно нести ответственность за те проблемы, причиной которых оно есть).
Коммуникативное поведение. Если предприятие хочет взять на себя определенную ответственность, то об общественных нуждах оно может узнать с помощью диалога с общественностью. Коммуникативное поведение состоит в работе с общественностью («паблик рилейшнз»). Принципами такой работы есть: инновационное поведение – руководство предприятия должны находить оптимальные решения как для имеющихся, так и для возможных проблем, связанных с инновациями, которые бы положительно воспринимались обществом.
Элементы реализации социально ответственного менеджмента:
· виды деятельности (постоянный поиск новых видов деятельности в
интересах общества);
· сотрудничество ( с партнерами, клиентами);
· персонал (внимательное и чувствительное выполнения его запросов);
· внешняя среда (формирование его стабильности);
· общественная ориентация предприятия;
· реакция на общественные проблемы.
Недостатками признания социальной ответственности есть:
1) нарушение принципа максимизации прибыли;
2) рост себестоимости за счет увеличения расходов на социальные нужды;
3) невозможность обеспечения высокого уровня подотчетности обществу;
4) неумелое удовлетворение социальных нужд;
5) применение социальной ответственности только для рекламных целей.
Социальная ответственность определенным чином базируется на нормах, ценностях, которые вытекают из этики менеджмента. Этика – это наука о моральных принципах и нормы поведения, а этическая ответственность – соблюдение этических норм во внутренней и внешней средах организации.
Этика в менеджменте
Этика— это нормы поведения, совокупность общепринятых юридических и моральных правил, требования, которые человек ставит перед собой или которые требует общество в определенной среде и социальной группе.
Под этическим поведением необходимо понимать совокупность поступков и действий людей, которые отвечают тем нормам морали, сознания или порядка, которые сложились в обществе или к которым оно направляется. В процессе предпринимательской и управленческой деятельности встречаются случаи большего или меньшего отклонения от общественных норм, что собственное и является неэтичным поведением.
Причинами неэтичной деятельности могут быть:
1) конкурентная борьба;
2) желание иметь большие прибыли;
3) неумелое стимулирование руководителей за этическое поведение;
4) уменьшение значения этики в обществе;
5) желание достичь цели и выполнить миссию организации любой ценой;
6) неэтичное поведение партнеров;
7) возникновение конфликтных, стрессовых и других подобных явлениях в организации;
8) неудачный подбор и неумелое применение стилей руководства;
9) слишком сложная система разработки и принятия решений в организации и т.п.
На современном этапе большинство отечественных и иностранных фирм понимают, что от соблюдения их работниками этических норм зависит деловая репутация компаний. Довольно часто перед организациями возникает дилемма: действовать этично, но недополучить потенциальные прибыли, достигать ли установленных целей, несмотря на средства, то есть работать по принципу Макиавелли «Цель оправдывает средства».
Исследование показали, что если фирма планирует осуществлять свою деятельность в краткосрочном периоде, не ориентируясь на перспективное развитие, то второй вариант поведения для нее есть целиком оправданный. Если же компания хочет завоевать стабильное положение на рынке, установить взаимовыгодные и честные отношения со своими партнерами, обеспечить успешное и прибыльное ведения бизнеса в долгосрочном периоде, то все действия и поступки ее работников должны базироваться на неуклонном соблюдении этических норм, делового этикета.
Стратегия этического поведения иногда заставляет предприятия отказываться от довольно привлекательных предложений, но твердость и принципиальность в таких вопросах создают организации репутацию надежного делового партнера, то есть инвестиции в этику скупаются.
Степень овладения системы этических принципов и правил формирует этический уровень менеджера.В современном менеджменте важного значения приобретает служебный этикет,который означает установленный порядок и формы обращения на службе, в отношениях между работниками, он включает: внешний вид; манеру разговаривать; приветствие сотрудников; форму общения менеджера и подчиненного; форму отдачи распоряжений; этику поощрения и наказание.
Нередко с целью этического воспитания работников в организациях разрабатываются этические кодексы, которые определяют моральные и социальные ценности компании, принципы делового этикета, правила поведения работников; создаются специальные структурные подразделы (например, комитет по этике) специальные ли должности (например, уполномоченный по этическим вопросам).
Итак, современный менеджмент предлагает такие меры для обеспечения этического поведения: внедрение этических норм, которые отображают систему общих ценностей, общественных вкусов и правил этики работников организации; введение комитетов по этике; проводка социальных ревизий, назначение которых оценивать влияние социальных факторов на организацию; организация обучения этическому поведению руководителей и подчиненных; постоянное информирование работников о случаях высоко этичного поведения через печать, радио, телевидение и т.п.; проводка совещаний, конференций, симпозиумов и т.п. из проблем этического поведения и т.п.
Правила этического поведения базируются на таких моральных категориях, как вежливость, тактичность, корректность, порядочность, доброжелательность и т.п., их усвоение и неуклонное соблюдение содействует развитию чувства такта, умение говорить и действовать с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей собеседников, развивает способность достойно вести себя в сложных ситуациях ( в том числе конфликтных, стрессовых), формирует собственный авторитет работников и имидж организации в общем, создает благоприятный психологический климат делового общения, которое содействует развитию деловых контактов.