Задача 4 Выявление преобладающего типа организационной культуры

Исходные данные и постановка задачи

Предложенные десять вопросов касаются разных сторон работы организации. По каждому вопросу подчеркните тот вариант ответа (А, Б, В или Г), который, по вашему мнению, лучше всего описывает вашу организацию. Вы должны делать свой выбор на основании реального положения дел в организации, а не исходя из того, как должно быть или как хотелось бы вам. Если вам кажутся подходящими две формулировки, все равно выберите только одну, которая лучше описывает си­туацию в вашей организации.

1. Основное дело руководства — это ...

А. Организация производства и поиск рынков сбыта

Б. Направлять работу и повышать эффективность

В. Делегирование ответственности и координация работы подразделений

Г. Инновации, решение проблем и налаживание сотрудничества между людьми

2. Коммуникации в нашей организации в основном:
А. Формальные и безличные

Б. Редкие, в письменной форме

В. Личные

Г. Частные и неформальные

3. Контроль в основном основан на:
А. Планах и формальных процедурах

Б. Достижении целей, выработанных подчиненным вместе с руководителем

В. Показателях сбыта продукции

Г. Бухгалтерских системах, бюджетах и нормативах

4. Мотивация чаще основана на:

А. Чувстве принадлежности к команде и командных ценностях Б. Надежде на повышение В. Личных оценках Г. Повышении статуса

5. Организационная структура в основном:
А. Неформальная

Б. Централизованная, функциональная

В. Децентрализованная и линейно-штабная

Г. Кроссфункциональная, ориентированная на проблему

6. Основные ценности:

А. Доминирование и подавление сопротивления Б. Рациональность и поддержание порядка В. Защита интересов членов организации Г. Достижение целей подразделения

7. Люди работают в основном, чтобы:

А. Соответствовать представлениям о «правильном» поведении

Б. Получать удовлетворение от работы

В. Решать проблемы и вносить вклад в общее дело

Г. Сохранять имеющиеся привилегии и завоевывать новые

8. Отношения с другими организациями в основном строятся на:
А. Взаимных интересах и общности

Б. Сотрудничестве

В. Конкуренции

Г. Соглашениях и соблюдении буквы закона

9. Власть в основном основана на:
А. Компетентности, опыте и знаниях

Б. Способности поддерживать дисциплину и порядок

В. Должностной позиции

Г. Способности и желании помогать другим людям

10. Людей поощряют в основном за:

А. Способность добиваться результата и побеждать

Б. Следование правилам и процедурам

В. Помощь другим людям

Г. Вклад в достижение целей организации

Решение

При подведении итога для каждого вопроса обведите те буквы, которые вы
отметили в опроснике. Затем по каждой колонке подсчитайте число баллов (обведенных букв).

Вопрос Авторитарная культура Бюрократи­ческая культу­ра Культура, ори­ентированная на задачу Культура, ориентиро­ванная на че­ловека
Б В А Г
А Б Г
Г А В Б
В Г Б А
Б В А Г
А Б Г В
Г А В Б
В Г Б А
Б в А Г
А Б Г В
Итого        

Колонка, получившая наибольшее количество баллов, будет соответствовать той культуре, которая доминирует в вашей организации.

Понятие конфликта и его структура (задания 1-10)

Задание 1

Работники предприятия, представленные профсоюзным комитетом, офи­циально уведомили администрацию, что если она к определенному сроку не обеспечит погашение многомесячной задолженности по заработной плате, то персонал прекратит работу, объявит забастовку.

Вопрос:

Является ли данная акция конфликтом? Почему?

Задание 2

Двое коллег - служащих страхового общества - во время обеденного пере­рыва выступили между собой в спор по поводу того, является ли введение "ва­лютного коридора" благом или злом. Один утверждал, что установление такого коридора позволяет поддерживать устойчивый курс отечественной денежной единицы и стабильность финансово-кредитной системы страны; другой же указывал на неизбежные издержки - ограничение свободы рыночных отношений, искусственное понижение курса доллара США и других зарубежных валют, что негативно сказывается на экспорте отечественных товаров и поступлениях ва­лютной выручки.

Вопрос:

Является ли данная ситуация спором или конфликтом? Обоснуйте свой от­вет.

Задание 3

На крупном промышленном предприятии предстоит реконструкция одной из установок. Относительно проекта реконструкции столкнулись два разных замыс­ла. Одна группа специалистов выступает за модернизацию оборудования и со­вершенствования существующей технологии, а другая - за полную замену обо­рудования и переход на новую технологию. Обе стороны апеллируют к руково­дству предприятия, добиваясь принятия своего предложения и доказывая непри­емлемость другого.

Вопрос:

Подходит ли происходящее столкновение под определение конфликта?

Задание 4

В.Линкольн выделяет 5 причинных факторов конфликта: информационные, поведенческие, отношений, ценностные и структурные. В соответствии с данной классификацией определите, к какой группе факторов относятся причины кон­фликтов в следующих ситуациях:

1) Конфликт в организации из-за низкой заработной платы.

2) Начальник систематически просит сотрудницу сходить в рабочее время в магазин, аптеку, подать кофе, выполнить еще что-либо не по служебным обя­занностям. Сделать это не трудно, однако сотрудница ощущает униженность, при этом не решаясь отказаться из-за боязни попасть в немилость.

3) В одной из организации молодой руководитель, желая получить рекламу своей фирмы, дал интервью корреспонденту газеты. После выхода в свет мате­риалов оказалось, что там существуют искажения, которые могут нанести ущерб имиджу фирмы. При встрече с журналистом тот, показал записи, сделанные во время интервью, и не пожелал признать свои ошибки.

4) Юридический отдел организации не рекомендует заключение опреде­ленных сделок в связи с их большим риском, что привело со временем в противо­речие с деятельностью других отделов, которые считают неправильными крите­рии, используемые юридическим отделом для определения степени риска.

5) Перед проведением аттестации в организации работников не поставили в известность об изменении критериев отбора, о предстоящем сокращении. В результате появилось множество слухов, сплетен, работа организации была затруд­нена на период времени проведения всей аттестации.

6) На производственном участке цеха часто происходит выпуск бракованной продукции вследствие неисправленного оборудования. В цехе нет механиков, отвечающих за работу именно этого вида оборудования, к ремонту подключа­ются свободные работники, их оплата не связана с качеством выпускаемой продукции. Руководитель цеха винит начальника участка за брак, тот - бригади­ра механиков.

Задание 5

Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает выска­зываемые претензии за оскорбления. Между ними возникает конфликт.

Вопрос:

В чем причина конфликта?

Задание 6

В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшего на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль за его служебной деятельностью?

Вопрос:

В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

Задание 7

В конструкторском бюро не сложились отношения начальника отдела с кол­лективом. Начальник отдела был назначен на должность два месяца назад. До этого он работал в другом отделе, имел хорошую репутацию как специалист. Имеет большое количество изобретений, один из научных проектов, руководите­лем которого он был как ведущий инженер по предыдущей должности в другом отделе, получил высшую оценку на международной выставке.

Вопрос:

Проанализируйте, какие причины могли лечь в основу конфликта между но­вым начальником и коллективом?

Задание 8

Начальник отдела в конце рабочего дня обращается к сотруднику с просьбой остаться после работы для составления срочного отчета. Сотрудник отка­зывается, ссылаясь на усталость и на то, что рабочий день уже закончился.

Вопрос:

Определите структурные компоненты конфликта: стороны (участники) кон­фликта, условия конфликта, предмет конфликта, а также возможные действия участников конфликта и результаты конфликта.

Задание 9

Сотрудница Иванова И.И. работает в офисе одной из компаний. Она откры­тый, жизнерадостный и активный человек, к ее мнению прислушиваются кол­леги. Ее коллега Никитин Н.Н. работает вместе с ней. Он также авторитетен и всегда с пониманием относится к желаниям и нуждам ближнего. Все, кто его знают, отзываются о нем как о замечательном человеке. Однако Иванова И.И. уже несколько раз наталкивалась на непонимание со стороны Никитина Н.Н. Долгое время это не мешало им работать вместе. Но мелочи, из-за которых воз­никали споры, все накапливались, и отношения между Ивановой и Никитиным стали приобретать все более конфликтный характер. Никитин начал посмеивать­ся на Ивановой и придираться к ней. Иванова отвечала тем же, высказывая свое мнение. Со всеми, кто приходил в отдел, Никитин разговаривал ровно, охотно и добродушно, и лишь Иванова была исключением. Он постоянно подчеркивал, что все коллеги видят в нем хорошего, дружелюбного человека, в то время как Иванова обижается на него по абсолютно непонятным причинам. Если Никитин и Иванова оставались в помещении вдвоем, он вел себя неприветливо, демонст­ративно не разговаривал или хамски издевался над ней. Напротив же, в присутст­вии коллег он становился самой любезностью, отвечая на ее упреки вежливым молчанием.

В результате Ивановой И.И. никто не верил, когда она пыталась рассказать правду. Более того, ее подруги, ослепленные обаятельностью Никитина Н.Н., са­ми стати упрекать Иванову в несправедливости. У Ивановой И.И. начался тяже­лый кризис, и она действительно начала вести себя вызывающе. Спустя некото­рое время она решила сменить работу. Но депрессивное состояние продолжалось еще долгое время.

Вопрос:

Определите структурные компоненты конфликта: стороны (участники) кон­фликта, условия конфликта, предмет конфликта, действия участников конфликта и исход конфликта.

Задание 10

На собрании творческого коллектива обсуждался вопрос о представлении к почетному званию "Заслуженный деятель науки" сотрудника Иванова И.И. Ини­циатором представления Иванова к почетному званию выступил руководитель коллектива. Руководителю были известны негативные высказывания в адрес Иванова некоторых сотрудников коллектива по якобы имевших место незаслуженных продвижениях по работе (Иванов до смены руководителя коллектива, которое произошло за два года до представления его к почетному званию, не­смотря на успехи в научно-исследовательской деятельности, не находил должной оценки со стороны бывшего руководителя. С приходом нового руководителя Иванов был назначен на вышестоящую должность).

Численность коллектива, в котором трудился соискатель почетного звания, была небольшая (10 человек), в их числе были четверо сотрудников, имевших почетное звание, и трое претендовавших на него.

Вопрос о представлении к такому званию по соответствующему Положению мог решаться либо открытым, либо тайным голосованием. После короткого об­суждения кандидатуры сотрудник Петров внес предложение: процедуру выдви­жения произвести тайным голосованием. Понятно, в результате итоги голосова­ния оказались не в пользу Иванова.

Вопрос:

Проанализируйте данную ситуацию на предмет ее конфликтности.

Наши рекомендации