Для получения теоретических знаний используются свои методы

МАТЕРИАЛЫ

По подготовке к семинару № 1 по дисциплине «Методы исследования в менеджменте»

ВВЕДЕНИЕ В МЕТОДОЛОГИЮ ИССЛЕДОВАНИЙ

Введение в дисциплину

Дисциплина «Методы исследования в менеджменте» подразумевает, что основное внимание будет сосредоточено на изучении существующих методов исследований, применяемых в тех или иных целях для совершенствования процесса управления.

В классическом пониманииметод(от греч. «методос» – путь исследования, познания) определяется как совокупность действий, приемов, способов, направленных на достижение некоторой цели. Методы науки, с одной стороны, отражают познанные законы исследуемой сферы окружающего мира, а с другой – выступают как средства дальнейшего познания.

Среди методов, используемых в исследовании, различают общие методы научного познания (логические методы познания) и методы исследований.

Общие методы научного познания– система действий по объективному познанию любых явлений, объектов и процессов

Метод исследований – это инструмент для решения научных задач с целью установления закономерностей или знаний в численном выражении о процессах, технологиях, явлениях. Другими словами это тот инструментарий, которым пользуется исследователь в своей деятельности.

Давая общую характеристику методам научного познания отметим, что принято выделять два основных уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Это деление связано с тем, что субъект может получать знания опытным путем (эмпирическим) и путем сложных логических операций, то есть теоретически. Эмпирический уровень познания включает в себя:

наблюдение явлений;

накопление и отбор фактов;

установление связей между ними.

Эмпирический уровень – это этап сбора данных (фактов) о социальных и природных объектах. На эмпирическом уровне изучаемый объект отражается преимущественно со стороны внешних связей и проявлений. Главным для этого уровня является фактифицирующая деятельность. Эти задачи решаются с помощью соответствующих методов.

Теоретический уровень познания связан с преобладанием мыслительной деятельности, с осмыслением эмпирического материала, его переработкой. На теоретическом уровне раскрывается:

· внутренняя структура и закономерности развития систем и явлений;

· их взаимодействие и обусловленность.

Для получения теоретических знаний используются свои методы.

Методы научного познания принято делить на общие и специальные.

Большинство специальных научных проблем и даже отдельные этапы исследования требуют применения специальных методов решения. Разумеется, такие методы имеют весьма специфический характер. Они никогда не бывают произвольными, т. к. определяются характером исследуемого объекта.

Помимо специальных методов, характерных для определенных областей научного знания, существуют общие методы научного познания, которые в отличие от специальных используются на всем протяжении исследовательского процесса и в самых различных по предмету науках.

Общие методы научного познания обычно делят на две большие группы:

методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

методы теоретического исследования (абстрагирование, анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, мысленное моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический и др.).

Научные исследования строятся на двух основополагающих классах методов: формальных и эвристических (неформальных).

Формальные методы опираются на точные абстрактные языки (математические, формальной логики и др.), модели и объекты.

Эвристические методы – это специальные логические способы решения задач, построенные на методах научного познания и на использовании специальных правил, приемов, упрощений и обобщений.

В менеджменте, как научной и практической области управления, используется довольно широкий арсенал как общих методов научного познания, так и различных методов исследования, но все они основываются на базовом логическом исследовательском аппарате, включающем различные подходы, в том числе: диалектический, процессный, ситуационный, функциональный, рефлексивный и системный.

При этом надо понимать, чтометоды исследования в менеджменте– это способы познания, определенная совокупность приемов, средств, принципов воздействия на объекты управления с целью решения конкретной задачи. То есть, методы менеджмента – это конкретные способы, принципы осуществления управленческой деятельности, применяемые для достижения поставленных целей и задач, а также достижения минимума затрат и максимума эффективности.

Научные методы менеджмента позволяют сформировать четкую систему правил, приемов, способов воздействия на объекты управления с целью повышения эффективности управленческой деятельности, достижения поставленных целей.

Сущность методов менеджмента определяется социально-экономическими отношениями, тем, насколько они соответствуют характеру и уровню развития производительных сил общества.

Эффективность исследования систем управления во многом определяется выбранными и использованными методами исследования.

Итак, все это время мы говорили о дисциплине «Методы исследования в менеджменте» с позиций изучения используемых методов. Но это только часть необходимых вам знаний. Помимо этого, важно подходить к изучению дисциплины с позиций организации и методологии исследования систем управления, что подразумевает с одной стороны, изучение организации проведения исследований, а с другой – изучение методологии исследования систем управления.

Говоря о методологии исследования, мы можем отметить, что методология это:

1) система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности;

2) учение об этой системе, о методах познания и преобразования мира.

Таким образом, можно сказать, что включив в содержание дисциплины «Методы исследования в менеджменте» вопросы организации и методологии исследования систем управления, мы, в том числе, рассмотрим и организацию деятельности исследователей, что, в свою очередь, означает упорядочивание ее в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления.

Логическая структура исследовательской деятельности включает в себя: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы исследования, ее результат. Процесс исследования подразумевает его временную структуру.

Совершенно очевидно, что подход с этих позиций дает гораздо более широкое представление о сущности тех исследовательских процессов, которые вы должны будете освоить в рамках учебного процесса в магистратуре по направлению «Менеджмент».

Исходя из вышеизложенного программа дисциплины «Методы исследования в менеджменте» будет включать в себя не только сведения о собственно методах исследования, используемых в менеджменте, но и о порядке организации проведения таких исследований, а также о методологии исследования, подразумевающей изучение тех методов, средств и приемов, с помощью которых приобретается и обосновывается новое знание.

Наши рекомендации