История создания стандартов по системам качества
Тема 2. Стандартизация систем качества.
В современных условиях управление качеством во многом базируется на стандартизации. Стандартизация представляет собой нормативный способ управления. Ее воздействие на объект осуществляется путем установления норм и правил, оформленных в виде нормативного документа и имеющих юридическую силу.
Элементарные стандарты сложились задолго до нашей эры. Так 5 тысяч лет назад в Китае была установлена система 5 рем. Единицей измерения служило расстояние между двумя узлами бамбукового шеста, используемого в качестве музыкального инструмента. Известный немецкий специалист в области стандартизации Хорст Сименс утверждает, что человечество уже давно признало преимущества главных принципов стандартизации – унификации и взаимозаменяемости. Типичным проявлением стандартизации он считает установление в Египте 5 тысяч лет назад размеров строительных элементов, применявшихся при возведении зданий и сооружений.
Юридическая основа стандартизации, сертификации и метрологии. В России имеется ряд законов, определяющих права производителя, потребителя и третьей стороны, выдающей сертификат:
1. Закон о защите прав потребителей является базовым, он устанавливает права покупателя, механизм обеспечения этих прав и меру ответственности организаций продавцов и производителей, нарушающих права потребителей.
2. Закон о сертификации определяет состав документации, удостоверяющей качество, процедуру удостоверения качества, ее соответствие определенному нормативному документу (государственному стандарту, ТУ).
3. Закон о стандартизации обеспечивает реализацию двух первых актов.
4. Закон о единстве измерений создает метрологическую базу процессов сертификации и стандартизации.
На рис. 9.1 приведена схема взаимосвязи законов, определяющих качество продукции.
Рис. 9.1. Схема взаимосвязи российских законов, определяющих качество
Как видим из приведенной схемы процессы стандартизации, сертификации и метрологии тесно связаны и комплексе составляют основу обеспечения качества. Если с помощью стандартизации устанавливаются требования к параметрам качества и процедурам его создания (обеспечения), то сертификация определяет методическую основу удостоверения соответствия конкретных образцов продукции этим требованиям, а метрология – измерительную базу, обеспечивающую точность измеряемых в ходе сертификации показателей качества продукции.
Понятие стандартизации. В 1993 г. в нашей стране был впервые принят закон РФ «О стандартизации», устанавливающий основные принципы, положения, понятия, порядок организации работ в области стандартизации, которые являются едиными и обязательными для всех органов государственного управления, субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
В этом законе дано следующее определение стандартизации. Стандартизация – это установление норм, правил и характеристик в целях обеспечения безопасности продукции (работ, услуг), технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, безопасности хозяйственных объектов, обеспечения единства измерений, качества продукции (работ, услуг) и экономии всех видов ресурсов, обеспечения обороноспособности и мобилизационной готовности страны.
Цели стандартизации, указанные в законе, отражают двуединый характер стандартизации в настоящее время. С одной стороны, это установление обязательных требований по безопасности, совместимости и взаимозаменяемости, а с другой стороны разработка рекомендаций по потребительским показателям продукции (работ, услуг), направленных на повышение ее качества и экономию ресурсов.
В зависимости от масштаба применения стандарты подразделяются на
· международные;
· государственные;
· отраслевые;
· стандарты предприятий.
Кроме того, требования к качеству конкретного вида продукции могут устанавливаться в нормативных документах, которые называются техническими условиями.
История создания стандартов по системам качества.
ISO (International Organization for Standardization; Международная организация по сертификации, русская аббревиатура – ИСО) была создана в 1947 году со штаб-квартирой в Женеве (Швейцария). Для того, чтобы охарактеризовать международное признание этой организации, достаточно сказать, что эта неправительственная организация объединяет 110 национальных органов по стандартизации. В ИСО входит 91 страна мира, на долю которых приходится 95% мирового промышленного производства. В ее рамках функционируют порядка 180 профильных технических комитета, около 650 подкомитетов и 2840 специализированных групп, в работе которых участвуют приблизительно 30 тысяч экспертов. Таков масштаб деятельности ИСО.
Первые стандарты на системы качества, носившие название BS 5750, были разработаны Британским институтом стандартов (British Standards Institute, BSI) и утверждены в 1979 году. Впоследствии именно эти стандарты были взяты Международной организацией по стандартизации за основу первой версии стандартов ИСО серии 9000, утвержденных в 1987 году. Вторая версия, претерпев незначительные изменения, была утверждена ИСО в 1994 году и действовала до конца 2003 года. Третья версия стандартов была опубликована 15 декабря 2000 г., существенно отличалась от первых двух и является действующей в настоящее время. Стандарты семейства 9000 касаются систем качества на предприятиях, производящих товары или оказывающих услуги.
Первые стандарты серии ИСО 9000 были опубликованы в 1987 г. и с тех пор неоднократно пересматривались. Первоначально они вводились главным образом для «внутреннего употребления» как руководство для создания и укрепления систем качества на производстве (самооценка или оценка первой стороной). Предусматривалось их использование в качестве контрактных документов, т.е. чтобы заказчик был более уверен в качестве продукции или услуг (оценка второй стороной).
Сегодня стандарты ИСО 9001 – 9004 широко используются для оценки и сертификации третьей стороной, в качестве которой выступают, как правило, полностью независимые организации (не зависящие от первой и второй стороны, а также государства).
Активный пересмотр стандартов этой серии связан, в частности, с расширением сферы их применения. Стандарты ИСО носят, вообще говоря, рекомендательный характер, однако документы серии ИСО 9000 приняты в качестве национальных стандартов более чем в 90 странах мира, в том числе в США, России, Канаде, Японии, государствах Евросоюза, многих развивающихся страны.
В настоящее время общим термином ИСО 9000 обозначают для краткости группу международных стандартов по управлению качеством и обеспечению качества, разработанных техническим комитетом ИСО/ТК 176. Комитет ИСО/ТК 176 является независимой организацией ИСО, созданной в 1979 г. по предложению Британского института стандартов.
В эту группу стандартов входят:
· руководящие указания по выбору и применению стандартов (ISO 9000-1, 9000-2, 9000-4, 9004-2, 9004-3, 9004-4);
· стандарты на системы качества (ISO 9001, 9002, 9004);
· руководящие указания по проверке систем качества (ISO 10011-1, 10011-2, 10011-4);
· руководящие указания по разработке руководства по качеству (ISO 10014);
· словарь терминов(ISO 8402).
Процесс создания системы стандартов ИСО серии 9000 выглядел следующим образом. В 1985 году был опубликован первый стандарт, который с небольшими изменениями действует по настоящее время. Стандарт ИСО 8402 – это словарь терминов, которые должны были «навести порядок» в терминологии и обеспечить, чтобы разные люди под одними и теми же словами понимали одно и то же.
В 1987 г. вышло пять стандартов серии ИСО 9000, разъясняющих требования системы стандартов и служащих рекомендациями по выбору версии стандарта, на соответствие которому будет проводиться сертификация.
Серией стандартов ИСО 9000:1987 и 1994 г. было предусмотрено три стандарта, которым может соответствовать система качества:
1) Система качества полного производственного цикла - от проектирования новых видов изделий, их производства и реализации до технического обслуживания готовой продукции. Такая система качества должна соответствовать стандарту ИСО 9001:1994.
2) Система качества для производственного цикла, не включающего проектирование, т.е. для выпуска традиционной продукции (стандарт ИСО 9002:1994).
3) Система качества для организаций, осуществляющих только контроль готовой продукции и не занимающихся их производством, например для торговых организаций и представительств (стандарт ИСО 9004:1994).
Модель по ИСО 9001 является самой общей и содержит требования к системам качества и по двум другим моделям.
С появлением стандартов на системы качества появилась универсальная мера сравнения, позволяющая оценить, какие поставщики удовлетворяют установленным минимальным требованиям, а какие – нет. И даже, если какой-то потребитель выставлял более высокие требования, чем предусмотрено стандартом, то он скорее предпочитал вести разговор с тем поставщиком, который уже имел сертификат на стандартную систему качества, чем с кем бы то ни было еще. Те же потребители, чьи требования укладывались в рамки стандартных, сразу могли заключать сделки с сертифицированными поставщиками без дополнительных проверок, если, конечно, система качества соответствовала тому стандарту, требования которого потребитель считал достаточными, а сертификат был подписан той организацией, которой он доверяет.