Учебная (рабочая) программа дисциплины

Утверждаю

Проректор по учебно-

методической работе

_______ А. А. Недоступ

«__» _________2008 г.

Учебная (рабочая) программа дисциплины

«Менеджмент»

основной образовательной программы по специальности

080301.65 – Коммерция (торговое дело)

Факультет: Экономический

Кафедра-разработчик: Экономики и предпринимательства

Формы обучения: очная, очно-заочная, заочная

Калининград – 2008

1. Цели и задачи учебной дисциплины

Цель дисциплины состоит в приобретении студентами теоретических знаний в области основ менеджмента в условиях развития рыночных отношений в России.

Основными задачами данного учебного курса являются:

· формирование у студентов содержательного представления об объекте, предмете, методологических основах и структуре дисциплины, о роли менеджмента в современном обществе;

· усвоение теоретического материала дисциплины;

· знание базовых категорий экономической науки, социологии и менеджмента;

· понимание закономерностей функционирования организаций, коллективов, рабочих групп;

· умение делать обоснования, расчеты экономических показателей в процессе принятия управленческих решений;

· владение практическими навыками менеджера (осуществление коммуникаций, принятие управленческих решений, мотивирование подчиненных, управление конфликтами и стрессами и др.).

Специалист коммерции должен быть подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:

коммерческо-организационная;

научно-исследовательская;

проектно-аналитическая.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины «Менеджмент» студент должен знать:

сущность термина «управление»;

взаимосвязь категорий « управление», «администрирование», «менеджмент»;

школы управления и их вклад в развитие управления;

системный и процессный подходы к управлению;

типы организаций и их общие характеристики;

организационную структуру фирмы;

принципы и функции управления;

подходы к построению и функционированию организаций;

характеристики внешней и внутренней среды организации;

характеристики формальных и неформальных организаций;

типы управленческих решений;

процесс рационального принятия решений;

роль информации в принятии управленческих решений и координации деятельности организации;

методы разработки управленческих решений;

назначение и содержание миссии организации;

цели организации, процесс целеполагания;

сущность и функции стратегического менеджмента;

структура и этапы процесса стратегического менеджмента;

подходы к выбору стратегии деятельности организации;

функции и формы текущего планирования;

организационный процесс: делегирование, полномочия и ответственность;

основные типы организационных структур, выбор структуры;

сущность и структура процесса мотивации;

содержательные теории мотивации;

процессуальные теории мотивации;

виды и функции управленческого контроля;

основные характеристики эффективного контроля;

регулирование как управление по отклонениям;

руководство в организации, отношения руководителя и подчиненных;

стили менеджмента: теории X.,Y, Z;

лидерство, влияние и власть в системе менеджмента;

управленческая решетка. Стили руководства;

культура и имидж организации, их значение в управлении;

формирование и развитие организационной культуры;

концепция управления персоналом;

методы управления персоналом;

управление формальными и неформальными группами в организации;

факторы, влияющие на эффективность работы группы;

процесс коммуникаций в системе управления;

управление коммуникационными процессами;

сущность и типы конфликтов. Управление конфликтами в организации;

сущность, критерии и показатели оценки эффективности управления организацией;

Студент, прошедший курс обучения, должен уметь:

· выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать обоснованные способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

· систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать, рецензировать тексты;

· использовать основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности;

· разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений;

· понимать тенденции развития объектов в сфере профессиональной деятельности;

· критически оценивать с разных сторон (производственной, мотивационной, институциональной и др.) поведение экономических агентов;

· осуществлять оценку эффективности управления и деятельности менеджера;

· анализировать и оценивать кадровый потенциал фирмы,

· использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения управленческих задач.

Студент должен приобрести следующие навыки:

· самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;

· профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности;

· основными методическими приемами публичного выступления, организации групповой и индивидуальной деятельности.

Объем дисциплины и виды учебной нагрузки

Виды учебной нагрузки Очнная форма
Всего часов Семестр 3
Общая трудоемкость дисциплины  
Аудиторные занятия
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Самостоятельная работа
Курсовая работа Х Х
Контрольная работа - -
Вид итогового контроля – зачет - экзамен   - Х   - Х
Виды учебной нагрузки Очно-заочная форма
Всего часов Семестр 3
Общая трудоемкость дисциплины
Переаттестовано
По сокращенной форме обучения
Аудиторные занятия
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Самостоятельная работа
Курсовая работа Х Х
Контрольная работа - -
Вид итогового контроля – зачет - экзамен   - Х   - Х
Виды учебной нагрузки Заочная (на базе дистанционных образовательных технологий) форма
Всего часов Семестр 3
Общая трудоемкость дисциплины  
Аудиторные занятия
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Самостоятельная работа
Курсовая работа Х Х
Контрольная работа Х Х
Вид итогового контроля – зачет - экзамен   - Х   - Х

4. Содержание дисциплины

4.1. Темы дисциплины и виды занятий

  № п/п   Темы дисциплины   Лекции (час) Практические (час)
Раздел 1. Теоретические основы менеджмента
1. Понятие, сущность, закономерности, принципы и основные категории менеджмента.
2. Эволюция концепций менеджмента. История и особенности российского менеджмента.
3. Организация как система управления, жизненный цикл и типы организаций, Самостоятельное изучение
4. Функции менеджмента (планирование, органи-зация, мотивация, контроль), их взаимосвязь и динамика.
Раздел 2. Технология менеджмента
5. Стратегическое управление организацией.
6. Виды организационных структур управления, принципы проектирования структуры управления организаций.
7.   Методы менеджмента: экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические.  
Мотивация деятельности в менеджменте. Принципы проектирования оптимальных систем мотивации труда.
9. Контроль и регулирование в системе менеджмента
Раздел 3. Интеграционные процессы в системе менеджмента
10. Интегрирующая роль коммуникации
11. Решения в менеджменте: требования к решениям, этапы принятия, оценка эффективности.
       
Раздел 4. Человеческий фактор в системе менеджмента
12. Управление группой. Формирование команды.
13. Формы власти и влияния.
14. Основные теории лидерства, органические функции руководителя.
15. Самоменеджмент. Адаптация стилей руководства к деловым ситуациям.
16. Организационное поведение.   Самостоятельное изучение
17. Управление конфликтами, стрессами и изменениями.
Раздел 5. Управление персоналом и эффективность менеджмента.
18. Персонал предприятия. Кадровая политика
19. Формирование и развитие организационной культуры
20. Оценка эффективности управления.  
  Всего:

4.2. Содержание тем дисциплины:

Раздел 1. Теоретические основы менеджмента

Тема 1. Понятие, сущность, закономерности, принципы и основные категории менеджмента.

Необходимость управления. Общая теория управления. Закономерности управления различными системами. Управление социально-экономическими системами (организациями). Понятие менеджмента. Предмет изучения науки менеджмента, объект изучения. Методологические основы менеджмента. Внутренняя среда организации. Внешняя среда фирмы. Структура и функции процесса управления организацией. Функции и роли менеджеров в организации. Управление как наука и искусство.

Основные категории: управление, система управления, объект управления, субъект управления, организация, предприятие, компания, фирма, процесс управления, функции управления, внутренняя среда, внешняя среда организации, менеджмент, менеджер, роль, механизм управления, принципы управления, методы управления, организационная структура.

Тема 2. Эволюция концепций менеджмента. История и особенности российского менеджмента.

Исторические предпосылки возникновения менеджмента. Эволюция развития теории и практики менеджмента. Этапы и школы в истории развития менеджмента. Школа научного управления. Классическая школа управления. Школа человеческих отношений и школа поведенческой науки. Наука управления или количественный подход. Процессный подход. Системный и ситуационный подходы в управлении. Современный этап в развитии менеджмента. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента. Особенности развития менеджмента в России. Перспективы развития менеджмента. Основные положения новой парадигмы менеджмента.

Основные категории: факторы развития, периодизация менеджмента, школы менеджмента, производительность, научное управление, человеческий фактор, тенденции развития менеджмента, перспективы менеджмента,

Тема 3 Организация как система управления, жизненный цикл и типы организаций.

Общие характеристики организаций. Роль организаций в обществе. Жизненный цикл организации. Виды организаций. Классификации организаций. Организации и управление. Понятие организационной системы. Внешняя среда организационной системы. Внутренняя среда организационной системы. Связь между ними. Организация как система процессов. Виды процессов в организации.

Основные категории: организация, структура, система управления, объект управления, субъект управления, жизненный цикл, формальная организация, неформальная организация, внешняя среда, внутренняя среда, связи, взаимодействие.

Тема 4. Функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль), их взаимосвязь и tдинамика.

Системный подход в управлении. Система менеджмента. Принципы управления. Виды управленческой деятельности. Выделение основных функций управления. Характеристика основных функций управления. Последовательность выполнения функций управления: цикл управления.

Основные категории: функции управления, планирование, организовывание, организационная структура управления, мотивация, контроль, регулирование.

Раздел 2. Технология менеджмента

Тема 5 Стратегическое управление организацией.

Понятие стратегии развития фирмы. Уровни стратегии. Стратегическое планирование: сущность, задачи, история развития

Подходы к выбору стратегии деятельности организации. Основные этапы разработки стратегии фирмы. Конкурентные стратегии фирмы: стратегия лидерства по издержкам, стратегия дифференциации, стратегия фокусирования.

Стратегии развития: стратегии концентрированного роста, стратегии интегрированного роста, стратегии диверсифицированного роста, стратегия целенаправленного сокращения,

Модель процесса стратегического управления. Управление реализацией стратегического плана.

Внутрифирменное планирование. Сущность и назначение планирования. Процесс планирования, его этапы. Классификация планов.

Основные категории: целеполагание, миссия, видение организации, цели организации, стратегия, стратегическое управление, корпоративные стратегии, конкурентное преимущество, планирование.

Тема 6. Виды организационных структур управления, принципы проектирования структуры управления организаций.

Сущность понятия функции организации управления. Формы организации системы менеджмента. Департаментализация и ее виды. Связи в организации и кооперация. Иерархия, звенность. Формирование структуры организации. Принципы организации.

Организационная структура управления фирмой. Сущность линейной структуры управления, ее преимущества и недостатки. Особенности функциональной структуры. Дивизиональная структура. Виды дивизиональной структуры: продуктовая структура, организационная структура, ориентированная на потребителя, региональная организационная структура. Особенности адаптивной структуры. Проектный и матричный виды адаптивной структуры управления. Делегирование полномочий: задачи, виды, пути повышения эффективности.

Основные категории: организационная структура управления, департаментализация, полномочия, ответственность, делегирование полномочий, линейные полномочия, штабные полномочия, линейная структура управления, функциональная структура управления, дивизиональная структура, матричная структура.

Тема 7. Методы менеджмента: экономические, организационно-распорядительные (административные), социально-психологические.

Понятие, сущность и классификация методов управления. Экономические методы управления в организации: маркетинг, планирование, финансовый метод управления. Административные методы управления (методы распорядительного воздействия и методы организационного воздействия). Социально-психологические методы управления. Общенаучные методы управления: системный подход, комплексный подход, моделирование, экспериментирование, экономико-математические методы.

Основные категории: метод управления, воздействие, методы прямого воздействия, методы косвенного воздействия, экономические интересы, экономические нормативы, оплата труда, прибыль, вознаграждение, льготы, стимулы, финансирование, кредитование, мотивы поведения, социальное развитие, психологический климат.

Тема 8. Мотивация деятельности в менеджменте. Принципы проектирования оптимальных систем мотивации труда.

Роль человеческого фактора в управлении. Мотивационный процесс. Сущность и факторы, влияющие на процесс мотивации, его структура. Теория содержания мотивации: иерархия потребностей по А.Маслоу, теория содержания мотивации Ф.Герцберга, теория процесса мотивации: теория ожидания В.Врума, теория справедливости Д.Адамса, комплексная теория мотивации Л.Портера и Э.Лоулера, параллельная теория мотивации Д.Макгрегора. Принципы проектирования оптимальных систем мотивации труда. Мотивационный менеджмент.

Основные категории: мотив, потребности, стимул, содержательные теории мотивации, процессуальные теории мотивации, параллельные теории мотивации, наказание, поощрение, восприятие, компенсация, модель мотивации, опора мотивации, мотивационный менеджмент.

Тема 9. Контроль и регулирование в системе менеджмента.

Принцип и элементы обратной связи в управлении. Процесс контроля и его этапы. Виды контроля. Построение системы контроля в организации. Роль стандартов. Виды стандартов. Международные стандарты ИСО серии 9000. Эффективность контроля. Инновации в контроле. TQM: сущность, основные принципы. Контроллинг: сущность, цели, место в системе управления предприятием. Построение системы информации в рамках контроллинга. Понятие центра ответственности, структура и виды центров ответственности. Самоконтроль менеджера как система. Методы самоконтроля.

Основные категории: диапазон отклонений, качество, контроль, обратная связь, показатель результативности, процесс, стандарт, самоконтроль, TQM-система, центр ответственности, центр затрат, центр выручки, центр прибыли, центр инвестиций.

Раздел 3. Интеграционные процессы в системе менеджмента

Тема 10. Интегрирующая роль коммуникации

Роль информации в управлении. Понятие информации, ее виды и свойства. Характеристики управленческой информации. Источники и способы выработки информации. Коммуникативные свойства информации. Ограничение в использовании информации. Интегрирующая роль коммуникации. Понятие коммуникации и ее главная цель.Элементы коммуникации, виды коммуникации, аспекты коммуникации. Коммуникативный процесс и его этапы. Коммуникационные барьеры. Коммуникативные навыки. Правила эффективной коммуникации. Современные средства коммуникации в менеджменте.

Основные категории: информация, управленческая информация, коммуникация, коммуникационный процесс, управленческое воздействие, коммуникативные навыки, невербальная коммуникация, коммуникационные барьеры, коммуникационные стили, коммуникационные сети, эффективность коммуникационного процесса.

Тема 11. Решения в менеджменте: требования к решениям, этапы

принятия, оценка эффективности.

Формирование управленческих решения. Классификация и методы разработки управленческих решений. Оценка управленческих решений, критерии оценки. Параметры и условия обеспечения качества управленческих решений. Учет факторов риска при принятии управленческих решений. Методы оптимизации решения. Методы анализа управленческих решений.

Основные категории: цель управления, процесс управления, альтернатива, выбор, управленческое решение, ситуация, критерии, проблема, риск, программируемые решения, непрограммируемые решения, метод разработки управленческого решения, методы обоснования решения, рациональная модель принятия решения,

Раздел 4. Человеческий фактор в системе менеджмента.

Тема 12. Управление группой. Формирование команды.

Поведение человека в организации. Понятие «группа», признаки, виды групп. Характеристики рабочей группы. Основные теории формирования групп. Групповая динамика. Потенциальные преимущества и недостатки работы в группе.

Команда как особая разновидность рабочей группы. Характеристика команд, стадии формирования и развития команд. Условия и факторы эффективности работы команды.

Основные категории: группа, малые группы, формальные группы, неформальные группы, групповое поведение, групповое состояние, групповой процесс, групповая динамика, команда, нормы, роль, статус, сплоченность, структура группы.

Тема 13. Формы власти и влияния.

Власть и партнерство в управлении организацией. Власть как социальное отношение. Источники власти в организации и механизм их действия. Виды власти. Баланс власти и управляемость. Партнерство как фактор повышения управляемости. Способы налаживания партнерства. Организационные формы партнерства.

Основные категории: власть, экспертная власть, традиционная власть, харизма, власть информации, власть принуждения, власть над ресурсами, власть связей, власть и влияние, управляемость, партнерство.

Тема 14. Основные теории лидерства, органические функции руководителя.

Основы лидерства. Лидерство и стили менеджмента. Особенности формального и неформального менеджмента. Основные черты и проявления лидерства, его виды. Разновидности лидерства. Теории лидерства.

Основные категории: лидерство, малая группа, рабочая группа, роль, формальная структура, неформальная структура, социограмма, социометрический анализ, стиль менеджера.

Тема 15. Самоменеджмент. Адаптация стилей руководства к деловым ситуациям.

Особенности управленческого труда. Самоменеджмент руководителя. Инструментарий планирования и организации деятельности менеджера. Деловые ситуации. Понятие стиля менеджера. Факторы формирования стиля менеджера. Управленческая решетка. Классификация стилей. Сравнение стилей лидера и менеджера. Оптимальный стиль управления. Адаптация стилей руководства к деловым ситуациям.

Основные категории: содержание труда, управленческий труд, цели, роли менеджера, требования, альтернативы, ограничения, стиль руководства, процессы, процедуры, решения, самоменеджмент.

Тема 16. Организационное поведение.

Взаимодействие человека и организации. Модель взаимодействия человека и организационного окружения. Ролевой аспект организационного поведения. Личностный аспект поведения человека в организации. Взаимодействие человека и группы. Адаптация человека к организа-ционному окружению.

Основные категории: организационное окружение, место, работа, вознаграждение, ожидания, роль, ролевой конфликт, развитие человека, восприятие, поведение, влияние, вхождение, научение поведению, компенсация.

Тема 17. Управление конфликтами, стрессами и изменениями.

Сущность конфликта и его разновидности. Причины и последствия конфликтов. Структура конфликта. Конфликт как процесс. Типы конфликтов. Стратегии преодоления конфликтов. Методы управления конфликтом. Виды и функции переговоров.

Основные категории: организация, конфликт, функции, типы и формы конфликтов, конфликт целей, межличностный конфликт, межгрупповой конфликт, управление конфликтом, переговоры.

Раздел 5. Управление персоналом и эффективность менеджмента.

Тема 18. Персонал предприятия. Кадровая политика

Персонал предприятия. Основные категории персонала. Определение потребности организации в персонале. Кадровая политика предприятия. Основные способы привлечения персонала. Порядок подбора, подготовки и расстановки персонала. Оценка претендентов. Кадровое собеседование. Эффективное деловое общение. Управление конфликтами и стрессами. Развитие персонала. Повышение квалификации персонала. Оценка труда персонала. Карьера и ее виды.

Основные категории: персонал, категории персонала, кадровая политика, подбор кадров, способы привлечения персонала, подготовка персонала, расстановка персонала, оценка персонала, управление персоналом, развитие персонала, стресс, карьера.

Тема 19. Формирование и развитие организационной культуры

Понятие и структура организационной культуры. Содержание организационной культуры. Типы и характеристики корпоративной культуры. Формирование и развитие организационной культуры. Влияние оргкультуры на организационную эффективность. Подходы к измерению оргкультуры. Соответствие культуры принятой стратегии. Модели управления организационной культурой. Формирование имиджа предприятия. Управление имиджем.

Основные категории: организационная культура, ценности организации, традиции организации, ритуалы и обряды, формирование организационной культуры, системный подход к изучению культуры, управление оргкультурой, модель влияния культуры, уровни организационной культуры.

Тема 20. Оценка эффективности управления.

Категория эффективности управления. Принципы приоритетов в менеджменте. Проблемы оценки эффективности менеджмента. Концепция оценки эффективности менеджмента. Факторы оценки эффективности менеджмента. Критерии и показатели эффективности. Механизм оценки эффективности менеджмента.

Экономическая оценка эффективности. Показатели экономической оценки эффективности. Динамика экономической эффективности менеджмента. Социальная оценка эффективности. Оценка эффективности деятельности менеджера и персонала. Оценка эффективности использования информационных технологий. Показатели эффективности информационных технологий.

Основные категории: эффект, эффективность, виды эффективности, принципы, факторы эффективности, критерии эффективности управления, показатели эффективности, экономическая оценка эффективности менеджмента, социальная оценка эффективности, оценка эффективности менеджера и персонала, информационные технологии.

5. Семинарские и практические занятия, их содержание

Тема 1. Понятие, сущность, закономерности, принципы и основные категории менеджмента.

Рассматриваемые вопросы:

Содержание, предмет и методы изучения в курсе «Основы менеджмента».

Роль управление в деятельности человека.

Менеджмент как тип управления.

Системный подход к управлению.

Процесс управления. Структура и функции процесса управления.

Организация (компания, фирма, корпорация) как объекты управления.

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Виды менеджмента и их функции.

2. Функции и роли менеджеров в организации.

Тема 2. Эволюция концепций менеджмента. История и особенности российского менеджмента.

Рассматриваемые вопросы:

Становление и эволюция менеджмента: подход научного управления.

2. Эволюция развития менеджмента: школа человеческих отношений, поведенческая школа.

3. Процессный, ситуационный и системный подходы в управленческих теориях.

4. Современный этап в развитии менеджмента: новая парадигма управления.

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Периодизация теории и практики менеджмента.

2. Современные принципы управления.

3. Содержание и специфика управленческого труда.

4. Разделение труда и его кооперация в управлении..

Тема 4. Функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль), их взаимосвязь и tдинамика.

Рассматриваемые вопросы:

Необходимость выделения функций управления.

Основные функции управления по А.Файолю.

Содержание и универсальный характер функций управления..

Современные основные функции управления.

Общие (основные) функции управления и связующие функции.

Последовательность выполнения функций управления..

Тема 5. Стратегическое управление организацией..

Рассматриваемые вопросы:

Как формируются цели организации?.

Классификация целей.

Что такое стратегия организации?

Процесс стратегического планирования, его основные этапы.

Какие типы стратегий бывают?

Модель (сценарий) стратегического управления..

Планирование как функция менеджмента. Классификация планов.

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Управление по целям (метод П.Друкера).

2. Понятие портфельных матриц и их роль в стратегическом анализе и планировании (SWOT-матрица, БКГ- матрица, матрица Мак-Кинси).

Тема 6. Виды организационных структур управления, принципы проектирования структуры управления организаций.

Рассматриваемые вопросы:

1. Дайте определение организации как функции управления.

2. Назовите основные задачи, решаемые в процессе реализации функции организовывания.

3. Охарактеризуйте организационные полномочия и ответственность.

4.В чем заключаются линейные и аппаратные полномочия?

5.Дайте определение понятию организационная структура управления. Назовите основные элементы организационной структуры.

6. Охарактеризуйте основные виды организационных структур: линейную, функциональную, линейно-функциональную, дивизиональную, матричную.

7. Какие Вы знаете основные факторы, влияющие на формирование организационной структуры предприятия?

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Факторы, влияющие на установление и реализацию делегирования.

2. Сущность процесса организационного проектирования.

Тема 7. Методы менеджмента: экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические.

Рассматриваемые вопросы:

1. Дайте определение методов управления.

2. Назовите основные группы методов управления. В чем их особенности?

3. В чем сущность коммерческого расчета как метода управления организацией?

4. Покажите роль ценовой и финансовой политики в управлении организацией.

5. Охарактеризуйте сущность и основные инструменты организационно-распорядительных методов управления.

6. В чем особенности социальных методов управления? Назовите конкретные методы сбора и обработки социальной информации.

7. В чем заключается метод социального регулирования, социального нормирования, социального планирования?

8. Раскройте сущность психологических методов управления. Что такое психологический климат коллектива, психологическая совместимость работников, психологическая адаптация?

Тема 8. Мотивация деятельности в менеджменте. Принципы проектирования оптимальных систем мотивации труда.

Рассматриваемые вопросы:

Охарактеризуйте сущность и структуру процесса мотивации.

Что означает «Опора мотивации»? Что есть результат мотивации?

Какие потребности, в какой иерархии отражены в модели Маслоу?

В чем состоит сущность «теории трех потребностей» Д. МакКлелланда?

Назовите практические рекомендации для менеджеров из теории Герцберга.

Какие Вы знаете процессуальные теории мотивации? Что их отличает?

В чем различие между теориями «Х» и «Y» в концепции Д.Макгрегора?

Назовите основные черты и особенности мотивационного менеджмента.

Задания для самостоятельного выполнения:

Специфика моделей мотивации в России..

Роль мотивации в концепции российского менеджмента.

Тема 9. Контроль и регулирование в системе менеджмента.

Рассматриваемые вопросы:

Почему контроль является функцией управления?

Назовите основные сферы контроля.

Охарактеризуйте значение количественных и качественных оценок деятельности организации.

Каковы функции предварительного, текущего и заключительного контроля?

Охарактеризуйте основные этапы процесса контроля.

Назовите основные методы контроля.

Что определяет эффективность контроля?

Что такое комплекс международных стандартов на системы качества и каков их состав?

Назовите основные виды инноваций в контроле.

Раскройте понятие «Контроллинг».

Задания для самостоятельного выполнения:

Роль стандартов в управлении качеством. Система TOM.

Цели и сущность метода бенчмаркинга.

Тема 10. Интегрирующая роль коммуникации.

Рассматриваемые вопросы:

Охарактеризуйте сущность и процесс коммуникации.

От чего зависит эффективность коммуникационного процесса?

Что такое коммуникативные навыки и коммуникационные барьеры?

Назовите правила эффективной коммуникации.

Назовите и охарактеризуйте формы деловых коммуникаций.

Какие направления совершенствования коммуникации в менеджменте имеют наибольшее значение.

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Влияние коммуникации на эффективность менеджмента.

2. Коммуникационные стили.

Тема 11. Решения в менеджменте: требования к решениям, этапы

принятия, оценка эффективности.

Рассматриваемые вопросы:

Охарактеризуйте сущность и процесс управления.

Какие выделяют этапы процесса управления?

Назовите основные факторы, влияющие на процесс принятия решения.

Что включает в себя понятие «среда принятия решения».

Назовите и охарактеризуйте основные методы принятия управленческих решений.

Что такое альтернативность управленческих решений?

Задания для самостоятельного выполнения:

Типология процессов управления.

Методология принятия управленческого решения.

Тема12. Управление группой. Формирование команды.

Рассматриваемые вопросы:

Сформулируйте определение трудового коллектива и группы.

Почему люди объединяются в группы? Назовите классификации и виды групп.

Охарактеризуйте формальные и неформальные группы, групповое поведение.

Что делает функционирование группы упорядоченным и предсказуемым? Какие выделяют стадии формирования групп?

Назовите основные функции неформальных групп в организации.

Условия перерастания групп в эффективные команды.

Охарактеризуйте структуру группы и средства влияния группы на ее членов.

Раскройте понятия «групповые процессы» и «групповые состояния».

Как используется групповая динамика в менеджменте?

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Влияние групповой сплоченности на эффективность работы группы и организации в целом.

2. Модель развития команды.

3. Модель эффективного функционирования группы.

Тема 13. Формы власти и влияния.

Рассматриваемые вопросы:

Дайте определение власти. В чем ее необходимость в управлении?

Что означает формальная власть, реальная власть, абсолютная власть?

Назовите источники власти.

Что составляет личностную основу власти, организационную ее основу?

Охарактеризуйте управление и управляемость как факторы власти.

Охарактеризуйте содействие и сотрудничество как элементы управляемости.

Что такое партнерство в управлении? Его организационные формы?

Задания для самостоятельного выполнения:

Наши рекомендации